"Эйфория инвесторов от победы “ЮКОСа” над судебными приставами оказалась недолгой. Стоило суду разблокировать акции основной добывающей “дочки” компании — “Юганскнефтегаза”, как приставы вновь нашли способ арестовать эти бумаги. А некоторые партнеры “ЮКОСа” уже начинают искать ему замену: в Китае решили, что впредь нефть лучше покупать у государственных или лояльных правительству компаний.
“ЮКОС” в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти. Выручка за девять месяцев 2003 г. по US GAAP — $12,2 млрд, чистая прибыль — $2,5 млрд. 52% акций “ЮКОСа” контролирует гибралтарская Group Menatep, из них на 44,1% наложен арест. МНС обвиняет “ЮКОС” в неуплате налогов на $7 млрд, и половина этой суммы уже признана судом. Все имущество за исключением нефти и счета нефтяной компании арестованы.
В минувшую пятницу инвесторам показалось, что тучи над “ЮКОСом” развеялись. Тогда арбитражный суд Москвы признал незаконным арест 100% акций основного добывающего предприятия компании — “Юганскнефтегаза”. Арест был наложен службой судебных приставов, которые решили продать эти бумаги для покрытия налоговой задолженности “ЮКОСа”. На этой новости бумаги нефтяной компании в РТС подорожали за вчерашний день на 16,67% до $4,38 за акцию, на ММВБ — на 15,68% до 127 руб.
Но уже после закрытия торгов стало ясно, что победа “ЮКОСа” над приставами была недолгой. Под вечер Минюст отрапортовал о разблокировании акций “Юганскнефтегаза”. Но приставы тут же нашли повод повторно арестовать эти бумаги. “По новым обстоятельствам в связи с отсутствием достаточных денежных средств на счетах должника… наложен арест на принадлежащие ему акции "Юганскнефтегаза", — говорится в пресс-релизе Минюста. — Они арестованы как имущество, не относящееся к основным средствам, и в соответствии с законодательством об исполнительном производстве относящееся к первой очереди взыскания”.
Тем временем попытки “ЮКОСа” снять арест с акций оставшихся добывающих “дочек” потерпели фиаско. Заседание московского арбитража по поводу бумаг “Самаранефтегаза” было перенесено на 2 сентября, а постановление об аресте акций “Томскнефти” вообще было оставлено в силе.
Руководитель департамента налогов и права компании “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров считает, что повторный арест акций “Юганскнефтегаза” не имеет под собой оснований. “ЮКОС” надо рассматривать как холдинговую компанию, — отмечает он. — А по действующему законодательству ценные бумаги “дочек”, которые принадлежат холдинговой компании, не являются имуществом, на которое в первую очередь обращается взыскание. Сначала приставы должны арестовать имущество, не участвующее в производстве“.
“Пока силовая линия решения конфликта вокруг "ЮКОСа" остается доминирующей, положительно трактовать любые решения судов бессмысленно — они оказываются либо краткосрочными, либо призрачными”, — рассуждает Стивен Дашевский из “Атона”.
Тем временем “ЮКОС” ждала еще одна неприятность. В газете крупнейшей китайской нефтяной компании CNPC вчера было опубликовано интервью правительственного эксперта, который считает, что китайским нефтяникам впредь следует сотрудничать в России только с госкомпаниями. Агентство “Интерфакс” со ссылкой на материалы этой газеты цитирует слова эксперта Государственного информационного центра при Госсовете КНР Ню Ли: “Нефтяники Китая должны правильно выбирать партнера для энергетического сотрудничества. С одной стороны, они должны полагаться в качестве партнеров на те российские компании, акции которых контролируются государством, или же те компании, которые пользуются доверием у правительства”. Ню Ли сетует на то, что “ЮКОС” не в состоянии оказывать влияние на проект строительства нефтепровода Ангарск — Дацин. Он также опасается, что арест счетов компании может привести к срыву поставок российской нефти в Китай.
Впрочем, пресс-секретарь “ЮКОСа” Александр Шадрин утверждает, что его компания “неукоснительно выполняет обязательства по поставкам в Китай” и намерена в этом году экспортировать в эту страну 8 млн т. Но раньше менеджеры “ЮКОСа” заявляли, что компания оплатила транспортировку нефти по железной дороге только до середины августа и в дальнейшем может прекратить поставки. Шадрин не стал это комментировать, а в РЖД лишь говорят, что “пока что деньги у компании есть”.
Руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев полагает, что китайцам вовсе не стоит ограничивать круг своих партнеров в России только госструктурами, “это могут быть и частные компании”. Топ-менеджер “Роснефти” сказал, что его компания уже экспортирует в Китай нефть, но о том, чтобы занять место “ЮКОСа”, речи не идет. Из частных компаний поставки в Китай осуществляют “Сибнефть”, “СИДАНКО”, “Славнефть”, но представители этих компаний вчера отказались от комментариев.
"