Обвинение по делу бывших топ-менеджеров компании ЮКОС наконец представило самое важное документальное доказательство – справку о химических характеристиках и цене фосфатов
"
Утреннее заседание суда по объединенному уголовному делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова началось, как уже не раз было, с оглашения справки о состоянии здоровья подсудимых. У Ходорковского состояние здоровья было признано удовлетворительным, Платон Лебедев от медицинского освидетельствования отказался.
Затем гособвинитель Дмитрий Шохин перешел к чтению страниц из ежедневника, который накануне судья Ирина Колесникова не дала ему дочитать до конца (о содержании этого еженедельника «Газета.Ru» подробно писала).
Вчера присутствующие в суде узнали следующие факты: в ежедневнике были расписания деловых встреч, время встреч и даты. Теперь все внимательно слушали про «стрелочки, кружочки и другие знаки», которые Дмитрий Шохин разыскал в ежедневнике и старательно перечислял присутствующим. Гособвинение, по всей видимости, постаралось донести, что схема уклонения от уплаты налогов ЮКОСом содержится именно в этих знаках.
Смысл такого чтения, а также авторство ежедневника гособвинитель не уточнил. Судя по всему, записная книжка принадлежала руководителю МЕНАТЕПа Платону Лебедеву. Что обозначают все эти знаки, прокурор будет объяснять в другой стадии процесса, поэтому присутствующие явно заскучали. Когда координатор защиты Генрих Падва вышел к журналистам в перерыве слушаний, он ничего не мог сказать, кроме того, что «на процессе совсем скучно». «Те, кто присутствовал, видят, что никаких заявлений и протестов ни с чьей стороны не было», – спокойно констатировал Падва.
Однако после перерыва гособвинитель Дмитрий Шохин перешел к зачитыванию самого серьезного документа на данный момент. Он огласил копию заключения комиссионно-оценочной судебной экспертизы, проведенной в 2003 году. Экспертиза проводилась с целью определения рыночной стоимости 20% акций «Апатита» в разное время: в июле 1994 года, на момент, когда проводился инвестиционный конкурс, и по данным на 1 октября 2002 года (когда было заключено мировое соглашение между АОЗТ «Волна» и Российским фондом федерального имущества. – «Газета.Ru»). Заказчиком экспертизы была Генпрокуратура. Ее интерес в экспертизе был главным: по утверждению Генпрокуратуры, на момент заключения мирового соглашения в октябре 2002 года акции «Апатита» стоили свыше $62 млн, а продан он был за $15,13 млн.
Как уточнил при чтении заключения гособвинитель, экспертиза была проведена ЗАО «Российская оценка» и ЗАО «Национальная агентство: оценка и консалтинг», а для ее проведения стороной обвинения было представлено 103 различных документа. Перед экспертами ставился вопрос – определить рыночную стоимость пакета акций на момент торгов и на время заключения мирового соглашения. В итоге, как следует из заключения экспертов, они пришли к выводу, что невозможно оценить рыночную стоимость пакета на 1 июля 1994 года, зато на момент заключения мирового соглашения к 1 октября 2002 года их стоимость равнялась $62,618 млн с применением «доходного подхода», что и требовалось доказать Генпрокуратуре.
Кроме цифр, акт экспертизы содержал подробный анализ и обзор отрасли добычи и переработки фосфатов, описания, что такое «апатитовый концентрат», и другие химические подробности, необходимые для подтверждения определений и обстоятельств оценки.
Несмотря на то что во время зачитывания документа защита отдыхала, а судьи переписывались друг с другом, адвокаты не скрывают, что документ их заинтересовал.
«Это серьезное доказательство стороны обвинения. Я бы сказал, что эта экспертиза и нам достаточно интересна, – заявил «Газете.Ru» защитник Константин Ривкин. – Экспертиза пришла к определенной цифре, которую теперь использует сторона обвинения, доказывая, что в 2002 году, когда было заключено мировое соглашение, пакет стоил не столько, сколько за него было заплачено». По словам Ривкина, это заключение одно из самых значительных доказательств, зачтенных с начала разбирательства дела по существу, не считая протоколов обысков.
Однако сами обвиняемые участия в сегодняшнем процессе не принимали. Михаил Ходорковский решил посвятить сегодняшний день встрече с родственниками. Сначала к нему пришел отец – Борис Ходорковский, у которого, как оказалось, сегодня день рождения. Однако Ходорковский, не имея возможности его поздравить и поговорить, просто тепло на него смотрел из клетки. После обеда в суд в сопровождении охраны на черном джипе BMW X5 приехала жена Ходорковского Инна. В перерыве, когда в зале никого не было, охрана разрешила Ходорковскому поговорить с женой. О чем беседовали супруги, прессе узнать не удалось.
Слушание дела продолжит в четверг. «Газета.Ru» будет следить за ходом процесса.