Ни у одной российской компании нет денег, чтобы купить "Юганскнефтегаз"
"22 июля 2004 года. Пока несчастливая российская нефтяная компания "ЮКОС" борется за свое выживание, аналитики уже перебирают группу российских нефтяных компаний, пытаясь выбрать из нее главных претендентов на покупку крупнейшего дочернего предприятия компании "ЮКОС", которое судебные приставы на прошлой неделе наметили на продажу. Компания "Юганскнефтегаз", добывающая 1 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти в сутки, или 60% общего объема добычи компании "ЮКОС", оценивается аналитиками в сумму 12-40 млрд. долл. США. Ни у одной российской компании нет денег, чтобы купить "Юганскнефтегаз", даже если бы она продавалась по справедливой цене на открытом и прозрачном аукционе - что весьма сомнительно.
После состоявшегося на этой неделе решения отобрать у компании "ЮКОС" ее ключевой актив, чтобы погасить вмененные ей недоимки по налогам в сумме 3,4 млрд. долл., мало кто из обозревателей ожидает честного торга.
Аналитики называют главным претендентом "Сургутнефтегаз", третью по величине после "ЮКОСа" и "Лукойла" нефтяную компанию страны. Эта компания, размещающаяся на противоположном от компании "Юганскнефтегаз" берегу реки Обь в Восточной Сибири, скопила 6 млрд. долл. наличными. Поскольку у компании "Сургутнефтегаз" почти нет долгов, ее ликвидность выше, чем у любого из российских конкурентов, а ее менеджеры досконально знают нефтяные месторождения компании "ЮКОС". Что, пожалуй, еще важнее, она обладает политическим весом для участия в аукционе по продаже компании "Юганскнефтегаз", который, по прогнозу аналитиков, будет явно политически окрашенным.
Инвесторы с таким мнением согласны: в то время как компания "ЮКОС" вчера потеряла еще 12% своей рыночной капитализации, акции компании "Сургутнефтегаз" поднялись в цене на 2%, что несколько ослабило тенденцию к понижению рынка.
"'Сургутнефтегаз' стал бы для 'Юганскнефтегаза' лучшей парой, принимая во внимания географическое расположение и инфраструктуру", - говорит главный аналитик по нефти из московского инвестиционного банка "Brunswick UBS" Пол Коллисон (Paul Collison).
Компания "Сургутнефтегаз", добывающая 1,2 млн. баррелей нефти в сутки, действует рядом с нефтяными месторождениями компании "ЮКОС". Многие работники компании "ЮКОС" перебежали через реку Обь в компанию "Сургутнефтегаз", которая предлагает более высокую зарплату и лучшие условия труда.
Компания "Сургутнефтегаз" в 2003 году получила с продажи нефти на сумму 8,56 млрд. долл. чистую прибыль 2,2 млрд. долл. Ее контролирует и руководит ее деятельностью Владимир Богданов, сторонящийся известности нефтяник, которому удается оставаться на руководящем посту с советских дней.
В противоположность Михаилу Ходорковскому, бывшему генеральному директору компании "ЮКОС", которого сейчас судят за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, г-н Богданов, по мнению многих, в том числе российского президента, является социально сознательным профессионалом нефтяной промышленности в старом стиле, который не вмешивается в политику и проявляет заботу о своих работниках и об окружающей среде.
Однако если правительство решит сохранить государственный контроль над активами компании "ЮКОС", оно может предпочесть продать ее какой-нибудь принадлежащей государству группе, например, компании "Газпром" или "Роснефть".
"Газпром", гигантская российская газовая монополия, имеет огромные возможности для получения займов и пытается развивать свой интерес к добыче нефти путем создания специализированного операционного подразделения. Сегодня "Газпром" по объему добычи нефти занимает 6-е место среди российских компаний.
Однако вчера "Газпром" отрицал, что его интересуют какие-либо активы компании "ЮКОС". "Мы не рассматриваем возможность покупки активов 'ЮКОСа'", - сказал один из официальных представителей "Газпрома".
"Роснефть" является государственной компанией, которая была образована путем объединения активов, оставшихся после приватизаций середины 1990-х годов. Она добывает 400000 баррелей нефти в год и в сравнении с компанией "Юганскнефтегаз" выглядит карликом. У нее есть несколько успешных совместных проектов с компанией "ЮКОС", но нет денег, чтобы ее выкупить, однако имеются хорошие политические связи.
В прошлом месяце членом правления компании "Роснефть" стал Игорь Сечин, заместитель главы путинской администрации и, по слухам, человек, стоящий за нападками на компанию "ЮКОС".
"Темной лошадкой" на торгах является компания "Сибнефть", контролируемая Романом Абрамовичем, который в прошлом году пытался слить ее с "ЮКОСом", но отказался от этой затеи после ареста г-на Ходорковского. Г-н Абрамович имеет деньги и знает активы "ЮКОСа", однако он в последние месяцы делает приготовления к тому, чтобы покинуть Россию.
Вот что говорит Стивен Дашевски (Steven Dashevsky), аналитик нефтяных проблем из московской брокерской компании "Атон": "Логически рассуждая, компания 'Юганскнефтегаз' должна отойти компании 'Сургутнефтегаз', у которой для этого есть все - политика, деньги и опыт - но проблема в том, что в России логика редко определяет реальный исход дела