"В то время как МНС форсирует банкротство “ЮКОСа” через суд, компания готовится к защите — ее долги перед аффилированными структурами продолжают расти. Инвесторы тоже почти не верят, что “ЮКОСу” удастся избежать банкротства: акции компании в РТС вчера подешевели на 8,14%, а ее капитализация упала на $1,6 млрд.
Арбитражный суд Москвы 26 мая удовлетворил иск МНС к “ЮКОСу” о взыскании с него $3,4 млрд недоплаченных налогов. Это решение может вступить в силу уже после 18 июня, когда суд рассмотрит апелляцию МНС, и тогда “ЮКОСу” придется выплатить $3,4 млрд или налоговики начнут его банкротство.
Но компания заранее подготовилась к худшему: с конца прошлого года “ЮКОС” начал активно занимать у аффилированных структур. В конце сентября компания получила кредит в $1,6 млрд под финансовое обеспечение Group Menatep, а в декабре 2003 г. “ЮКОС” привлек кредит на $1,25 млрд у входящего в Group Menatep офшора YUKOS Capital. Но основного кредитора компания нашла на родине: как следует из отчета “ЮКОСа” за I квартал этого года, его кредиторская задолженность перед ООО “Ю-Мордовия” (20% ее акций принадлежат “ЮКОСу”) на конец 2003 г. составляла $2,9 млрд, или 33,6% всех долгов компании.
Как следует из документа, “ЮКОС” продолжил наращивать долг перед аффилированными структурами: на конец I квартала 2004. он уже составил почти $7 млрд, или 75% общей суммы задолженности. В частности, компания почти вдвое увеличила свой долг перед YUKOS Capital — с 36,3 млрд до 70,9 млрд руб.
“Таким образом, „Ю-Мордовия“ и YUKOS Capital становятся основными кредиторами „ЮКОСа„, и это дополнительные препятствия для недружественного поглощения“, — заключает руководитель аналитического подразделения „Атона“ Стивен Дашевский. Представитель „ЮКОСа“ утверждает, что эти кредиты — „внутригрупповые операции, которые не влияют на общий размер внешнего долга по консолидированной отчетности“. Но Павел Мамай из „Ренессанс Капитала“ также считает, что основные акционеры „ЮКОСа“ таким образом готовятся к возможному банкротству компании. Как отмечает адвокат Salans Георгий Азаров, зачастую компании перед неминуемым банкротством увеличивают долг аффилированным структурам, чтобы те имели больший вес на собрании кредиторов. “Это помогает как-то контролировать процесс банкротства”, — говорит юрист.
Дашевский опасается, что стремление основных акционеров “ЮКОСа” обеспечить себе тылы на случай банкротства несет большие риски для миноритариев, которые, по его словам, “могут потерять все”. Так, похоже, думают большинство портфельных инвесторов, вложившихся в “ЮКОС”. Вчера торговля на фондовых площадках началась стремительным падением котировок “ЮКОСа” — оно достигало в РТС 14,3%, — а к закрытию торгов акции подешевели в РТС на 8,14% (до $6,43), а на ММВБ — на 13% (до 184,11 руб.). В понедельник ADR “ЮКОСа” на Лондонской фондовой бирже упали на 6,5%, вчера на 20.30 МСК они подешевели на 2%.
“Рынок глотает, не переваривая, горькие пилюли, — говорит трейдер „Ренессанс Капитала“ Дмитрий Куляшенец. — Вчера впервые за все время конфликта российских властей и владельцев „ЮКОСа„ его акции начали сбрасывать европейские инвесторы вслед за американцами и россиянами“. Но исполнительный директор „ЦентрИнвест Груп“ Дэн Рапопорт не считает банкротство неизбежным и напоминает, что представители властей ни разу открыто не говорили о таких планах в отношении „ЮКОСа“. “Это резко снизит капитализацию всех российских компаний, а значит, и госпакетов, что увеличит стоимость долговых займов, — говорит он. — Вряд ли власти хотят, чтобы Россия стала финансовым изгоем”."