"Каждый раз после того, как в столице совершается очередное громкое преступление, милиция пытается поймать преступников по горячим следам. Тотчас объявляется о введении в городе плана "Перехват" или "Сирена", после чего на отлов нескольких негодяев бросается целая армия сотрудников милиции. Чем же отличаются все эти планы и каков обычно их результат?
2005 год. Идет 67-й этап операции "Вихрь-Антитеррор". Беседуют два сотрудника милиции. Один - другому: - Ты знаешь, у меня для тебя две новости. Одна плохая, другая хорошая. С какой начать? - Давай с плохой. - Мне кажется, наши жены стали лесбиянками. - А хорошая? - Ты начинаешь мне нравиться...
Кого и как перехватывают
План "Перехват" вводят, когда необходимо выследить машину, на которой преступники скрылись с места происшествия. Как правило, "Перехват" объявляется только в том округе, где совершено преступление. Если требуется, в примыкающих районах. Согласно инструкции, приметы преступников с описанием их транспортного средства передаются по рации на все посты ГИБДД и всем патрульно-постовым службам. Дополнительно на поиски отправляются сотрудники вневедомственной охраны и так называемые группы немедленного реагирования. В каждом округе заранее определены точки, куда сразу же выезжают "перехватчики". Это наиболее вероятные места появления разыскиваемой машины: перекрестки, магистрали, улицы, по которым преступники могут выехать из данного округа. То есть район совершения преступления блокируют. "Отбой" дают примерно через час после начала операции. Конечно, план "Перехват" может принести плоды только в том случае, если введен не позднее, чем через 15-20 минут после совершения преступления. Позже "перехватывать" кого-то уже просто бесполезно, поскольку, как показывает практика, преступники за это время "теряются" в огромном городе и даже успевают выехать из него. "Перехват" могут ввести даже при обычном угоне, если автомобиль увели, что называется, на глазах его владельца. В этом случае экстренные меры по поимке угонщика могут увенчаться успехом. План "Сирена" - мероприятие более серьезное. "Сирену" объявляют, когда совершен теракт или заказное убийство, т.е. преступления, имеющие большой общественный резонанс. Тогда ориентировки с приметами преступников и описанием машины, на которой они скрылись, рассылаются всем милицейским подразделениям, вплоть до охранников метрополитена. При этом, как по тревоге, должен собраться весь личный состав подразделений. Отменяются все выходные и отгулы. Как рассказывают сами милиционеры, если в такой "черный" день тебя застают дома, ты, словно солдат, за 45 минут обязан добраться до работы. Независимо от места проживания, наличия автомобиля и личных дел. "Сирену" могут вводить как в одном округе, так и по всему городу. "Отбой дают часа через два. Если преступление слишком громкое, вводят сразу двойной план: "Перехват-Сирена". Например, "Перехват-Сирену" ввели после взрыва на Пушкинской площади в Москве и даже передали номера машины, на которой предположительно скрылись преступники. К поиску автомобиля подключился практически весь личный состав московской милиции. Но увы: как известно, террористов "по горячим следам" не поймали...
Много шума - и ничего
К сожалению, усилия милиционеров почти всегда остаются безрезультатными. Поэтому сами стражи порядка относятся к многочисленным "планам" без особого энтузиазма, как к неприятной вынужденной повинности. - После того как мы получаем сигнал, - говорит один из сотрудников группы немедленного реагирования, - и до того момента, как мы прибываем на "точку", проходит довольно много времени. Движение-то на дорогах плотное, машин сейчас на улицах - не пробиться! Уже не помогают ни мигалки, ни громкая связь. Пока доберемся до места, минут 30-40 проходит. Кому надо, уже успевает удрать... - Что касается краж автомобилей, - продолжает инспектор ГИБДД, - то угонщики прекрасно осведомлены обо всех "перехватах" и стараются спрятать свой трофей в близлежащих дворах, не выезжают на большие проспекты. И вообще воровать машины они предпочитают по ночам, когда их хозяева спят. Как мне удалось выяснить, не слишком-то боятся милицейских планов и бандиты, орудующие средь бела дня на глазах многочисленных свидетелей. Сделав свое черное дело, они, как правило, скрываются с места происшествия на одной машине, но уже в ближайшем дворе меняют ее на другую, а затем, вполне возможно, и на третью. Скорее всего, именно так поступили грабители, совершившие 6 марта 2001 года налет на пункт обмена валют, расположенный на улице Советской. Как сообщал в свое время "МК", около 11 часов трое бандитов постучались в дверь обменника и заявили, что хотят поменять деньги. 41-летний охранник пункта впустил визитеров, и те сразу же открыли огонь. Секьюрити был убит на месте, больше никто не пострадал. Сотрудники обменного пункта выдали налетчикам всю наличность, с которой те благополучно скрылись на машине. Меньше чем через минуту милиция уже знала о происшествии. В округе ввели план "Перехват", однако он не принес результатов.
Пара изъятых пистолетов
Вспомним еще раз страшный взрыв в переходе на Пушкинской площади. План "Перехват-Сирена" по розыску автомобиля, на котором могли скрыться террористы, результатов не принес и плавно перерос в операцию "Вихрь-Антитеррор". По приказу "сверху" около 1,5 тыс. сотрудников ГИБДД были брошены на усиление контрольно-пропускного режима на въездах в город. Дежурить на постах-пикетах заступили даже сотрудники научно-исследовательских центров ГУВД Москвы... Насколько же оправданными оказались эти усилия? За первые несколько часов операции милиционеры досмотрели около 30 тыс. транспортных средств. Изъяли же при этом всего несколько пистолетов и выявили три случая провоза наркотиков. Целую неделю при въезде в столицу и на выезде из нее выстраивались огромные очереди машин. Пробки образовались даже там, где их никогда не было. При этом всем было ясно, что террористы, если им понадобится попасть в город или выехать из него, все равно это сделают - найдут способ. За неделю "Антитеррора" было досмотрено почти 200 тыс. машин (половина из них - грузовики). Объем проведенной работы и затраты сил и средств оказались огромными. А что "на выходе"? Нашлось несколько угнанных ранее автомобилей, было задержано два десятка человек, числящихся в розыске, изъято порядка десяти пистолетов с боеприпасами... Через некоторое время, осенью, был следующий этап "Вихря-Антитеррора", когда в течение нескольких дней досмотрели более 20 млн. (!) машин. Отобрали 4,3 тыс. единиц огнестрельного оружия. А зимой над Москвой опять пронесся "Вихрь"... Кстати, совсем недавно, с 19 марта по 7 апреля 2001 г., 7-й этап операции "Вихрь-Антитеррор" проходил уже по всей России. По данным МВД РФ, в столице в эти дни для обеспечения правопорядка было задействовано более 7,5 тыс. нарядов милиции, что превышает ежесуточный норматив на 42%. Для милиционеров ввели 12-часовой рабочий день с круглосуточным дежурством руководящего состава. Как уверяет руководство ГУВД Москвы, без подобных мероприятий милиция вообще не справилась бы с городской преступностью, а так злодеи все-таки чуть-чуть остерегаются всевозможных "усилений". Но не слишком ли дорогой выходит цена этого "чуть-чуть"?
Выход из тупика
Чем же можно заменить эти высокозатратные и малоэффективные мероприятия? - Должна быть создана вертолетная служба, - считает один из опытных сотрудников УВД ЦАО. - Но у нас нет соответствующего оборудования. Нужны вертолетные площадки, а где взять деньги на них? Возможно, тут стоит обратиться к мировому опыту. Ведь за границей дороги "сканируют" телесистемы: над полосами движения просто устанавливают видеокамеры и с помощью компьютеров и соответствующего программного обеспечения идентифицируют проезжающие машины. Говорят, нечто аналогичное существует и у нас - в единичных экземплярах. На введение плотного "сканирования", понятно, денег нет. "