“Новым секретарем Совета безопасности назначен Игорь Сергеевич Иванов. Я вас всех поздравляю”.
Может быть, говоря эти слова, президент и имел в виду совсем другое, но я, подобно тысячам бывших и действующих офицеров милиции, уловил в них иное значение. Страну действительно есть с чем поздравить. Владимира Рушайло больше нет во власти.
" Когда-нибудь период его владычества в МВД будет вспоминаться как один из самых мрачных и кровавых фрагментов ельцинской истории: нечто вроде ежовщины или опричнины. Впрочем, он почти уже и стал таковым, ибо нынешние руководители МВД не стесняются говорить о рушайловской эпохе как о смутном, лихом времени, которое хочется поскорее забыть.
После Берия и Ежова не было в стране второго такого шефа полиции, как Рушайло: жесткого, властного, иезуитски беспредельного. При нем МВД окончательно превратилось в огромную коррупционную машину; срастилось с организованной преступностью. На поток было поставлено все: должности, звания, уголовные дела.
Не случайно 90% уволенных при Грызлове генералов — это именно ставленники Рушайло. Все уголовные дела, возбужденные теперь в отношении высших чинов МВД, в той или иной степени касаются личности бывшего министра. Два из них особенно показательны: это дела против генерала Орлова — помощника Рушайло, его правой руки и кошелька.
Орлов сбежал за рубеж, не дожидаясь появления этих дел. Рушайло — остался в России. После позорной отставки он был отправлен в почетную ссылку — секретарем Совета безопасности.
Почему Рушайло сняли только сейчас, через три года? Причин тому, я думаю, несколько. Во-первых, Путин ждал, пока развеются его волшебные чары — слишком силен поначалу был Рушайло. Во-вторых, президент не хотел плодить оппозицию — в обойме Березовского тот был бы фигурой самой опасной. Ну а в-третьих, даже оставшись не у дел, Рушайло продолжал группировать вокруг себя опальные кадры, не раз говоря в тесном кругу: потерпите, рано или поздно мы обязательно вернемся.
И хотя большинство его сторонников удалось выдавить из системы, кое-кто сумел сохраниться. Некоторых же Рушайло сумел оставить в кадрах МВД и прикомандировать к различным властным структурам. (Прикомандирование — это когда человек продолжает числиться в МВД, но на работу выходит совсем в другом месте.)
Вот Марина Зуйкова (Власенко), его личный психолог. В МВД она отвечала за создание позитивного образа министра и проведение щекотливых спецопераций: с ее доклада начинался рабочий день Рушайло, им же он и заканчивался. (Рушайло очень пекся о своей репутации. Когда однажды эпатажный актер Садальский в радиоэфире назвал его нехорошими словами, Садальского вскоре жестоко избили в подъезде: занимался этим генерал Орлов.) За особые заслуги Зуйковой муж ее — начальник рядового отдела МВД — был назначен начальником УВД Центрального округа столицы. (“Психологического” мужа уволили за развал работы тотчас после прихода генерала Пронина.) Теперь она советник секретаря Совбеза. Недавно стала генералом.
Вот подполковник Игорь Кушнир, также прикомандированный от МВД к Совбезу. Кушнир известен тем, что был верной тенью генерала Орлова, исполнял всевозможные поручения “черного регента”, и даже рабочее место его находилось в орловской приемной. В 98-м году, когда московский РУБОП накрыл знаменитую базу “Атолла” — домашнего разведбюро Березовского, — именно Кушнир готовил все отказные материалы.
Это крайне любопытные документы. Они полностью опровергают все представления современной науки. Считалось, что человеку не подвластна еще скорость света. А вот подполковнику Кушниру оказалась она по плечу. За 5 дней он сумел детально изучить 12 битком набитых коробок, пролистать тысячи документов, прослушать сотни кассет. (Только 6 августа Кушнир умудрился “осмотреть” 15 видео и 49 аудиокассет: и все это за 7 часов!) Разумеется, состава преступления Кушнир нигде не обнаружил, а потому все вещдоки были возвращены гендиректору “ЛогоВАЗа” и бесследно потом исчезли.
В числе других рушайловцев, эвакуированных из МВД, можно назвать и иных не менее замечательных людей. Бывший главный милицейский кадровик генерал Брычеев (был прикомандирован к аппарату Госдумы), экс-начальник столичного УБЭПа Андрей Дроздов (прикомандирован к Центробанку), бывший зам. начальника ГУУР и ГУБОП Виктор Государев, получивший генеральские погоны по личной протекции Александра Орлова (прикомандирован к ФАПРИД Минюста). Кстати, пикантная деталь: генерал Государев — рядовой сотрудник Управления безопасности ФАПРИД — подчиняется... подполковнику милиции. Видно, в такой уж спешке приходилось Рушайло спасать свои кадры, что было не до жиру...
...Конечно, я мог бы написать сейчас о многом. За эти годы в моем архиве скопилось столько материалов, что хватит на целую энциклопедию милицейского беспредела (или серию уголовных дел: кому что нравится).
Но я ограничусь лишь тремя документами, которые, как мне кажется, лучше любых слов характеризуют личность бывшего уже секретаря Совбеза.
Документ №1
Письмо инспектора Королевской канадской конной полиции (КККП) Джона Д. Нили зам. министра МВД генералу Петрову
10 апреля 1996 г.
Начиная с 14 февраля 1994 г. помощник нашего офицера связи в Лондоне Ким Марш находился в Москве, где он встретился с некоторыми должностными лицами московской милиции. При встрече он их осведомил о некоторых секретных данных, приобретенных в результате расследования Дмитрия Якубовского (знаменитый авантюрист, его еще называли “генерал Дима”. — А.Х.) и его партнеров, которых подозревают в преступной деятельности в Торонто.
28 апреля 1994 г. Дмитрий Якубовский и его шурин, канадский гражданин Александр Краснер, были тщательно обысканы канадскими таможенниками в аэропорту в Монреале по их прилете из Франкфурта. Обнаружено, что Якубовский имел при себе 14 страниц протокола КККП. Это тот же самый протокол, который московская милиция получила 15 и 16 февраля 1994 г. в Москве. Среди документов Якубовского был также дневник, на страницах которого обозначены встречи Якубовского с г-ном Рушайло в течение февраля 1994 г.
15 февраля 1994 г. в 16 часов сержант Марш встретился с Рушайло. В течение этой встречи г-ну Рушайло был передан протокол КККП, состоящий из 14 страниц. 16 февраля 1994 г. в дневнике Якубовского указаны две встречи с г-ном Рушайло. 17 февраля 1994 г. в дневнике Якубовского указана встреча с г-ном Рушайло...
Документ №2
Рапорт инспектора 36-го СП ДПСС УГИБДД ГУВД Москвы старшего сержанта милиции Л-ва
6 февраля 2002 г.
Докладываю вам, что с 04 по 05.02.2002 я работал старшим П.П.-9-78. Примерно около 2.20 на разделительной полосе остановился джип “Шевроле-Тахо” с двумя синими маяками, из него выбежал гражданин в гражданской одежде и, показав удостоверение сотрудника МУРа, потребовал остановить 3 тягача с полуприцепами, которые двигались со стороны Дмитровского ш. Данные а/м были остановлены, после чего вышел гражданин, предъявил удостоверение сотрудника РУБОПа, при этом сказал, что сопровождает конфискованный товар. После этого к ним подошел водитель а/м “Шевроле”, и между ними произошла словесная перепалка
Через некоторые время водители зашли на пикет, чтобы позвонить, и водитель “Шевроле”, набрав номер, разговаривал с абонентом. При этом упоминалось имя Рушайло. После небольшого разговора спросил, кто старший на посту, убедившись, что это я, передал мне трубку, и, представившись, я услышал ФИО Рушайло, который сказал: что произошло? Если там есть какой-то криминал, чтобы оформляли и задерживали груз. Через некоторое время подъехал еще один а/м, из которого вышел также гражданский и показал документы, что данный товар действительно конфискован и его сопровождают на базу. После этого водитель “Шевроле” сказал, что так бы сразу, и они все вместе удалились с пикета.
Документ №3
Рапорт старшего оперуполномоченного ОРБ ГУ МВД по ЦФО старшего лейтенанта милиции Ф-ва
5 февраля 2002 г.
В ночь с 4.02 на 5.02 2002 г. в ходе проведения ОРМ было произведено изъятие товара, подпадающего под признаки бесхозного имущества. Около 2 часов ночи колонна из 4 грузовых автомашин в сопровождении моей легковой автомашины двигалась по МКАД.
На ДПС “78-й км” нас остановили двое: сотрудник ГИБДД ст. сержант милиции Л-в и гражданин в штатском, представившийся сотрудником МУРа. По их указанию была остановлена вся колонна. Я взял из а/м все документы, и пошли на пикет. Я представился и попросил незнакомца предъявить документы, на что он из внутреннего кармана достал удостоверение сотрудника МУРа, по-моему, на лейтенанта милиции Терехова. По внешнему виду я опознал его как сына Рушайло В.Б., т.к. он проходил стажировку в экономическом отделе бывшего ЦРУБОПа. При мне незнакомец набрал телефон и, переговорив о чем-то с абонентом, передал трубку Л-ву. При первых же словах абонента Л-в встал. После разговора Л-в отозвал меня в сторону и сообщил, что только что он разговаривал с Рушайло Владимиром Борисовичем, который предложил ему вызвать сотрудников территориального ОВД, составить протокол и задержать машины...
* * *
Беда стране, в которой министры внутренних дел сдают преступникам секретные разработки; в которой секретари Совбеза среди ночи звонят на пикеты ГАИ и требуют отпустить арестованный конфискат...
Говорят, Рушайло планируют назначить послом в Финляндию. Бедные-бедные финны...