"Мимо военные гнали обезумевшее от ужаса стадо животных. Возбужденные предчувствием бойни, холеные крепкие мужики не стреляли. Они затаились и ждали, уступая Ему право на первую жертву, как бы предлагая: «Стань вожаком в наших жестоких играх».
Март 2001 года выдался для президента Путина напряженным. И чтобы порадовать Владимира Владимировича, к его приезду в Хакасии реконструировали горнолыжный комплекс.
Зазвал президента в Хакасию новый друг, самый раскрепощенный из всей министерской братии - Сергей Шойгу. Перед приездом Путина сотрудники ГИБДД несколько ночей охраняли каждый перекресток в Абакане - столице Хакасии. Автомобильное движение было остановлено загодя. Но точно никто не знал, когда приземлится самолет президента, и местные чиновники несколько часов мерзли в кустах в ожидании.
После прилета Путина сразу отвезли на горнолыжную базу «Гладенькая» в городе Саяногорске, в котором находится штаб-квартира империи Дерипаски - «Сибирского алюминия». Естественно, тут же оказался и сам хозяин - Олег Дерипаска с молодой женой Полиной Юмашевой. Пару дней Путин с Дерипаской покатались с гор на лыжах, а потом президенту предложили провести досуг на государственной таежной базе отдыха в Караташско-Инейском заказнике Усть-Абаканского района Хакасии. Президент сел в вертолет и улетел.
15 марта на расчищенной вертолетной площадке в тайге сел борт с главой государства. Владимир Путин, несмотря на крепкий сибирский мороз, вышел без головного убора. Сопровождал его министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу. Тут же подали тройку лошадей, и президент, усевшись с Сергеем Кужугетовичем и сопровождавшими его офицерами связи (с ядерным чемоданчиком), полетел по зимнику вперед.
Часть охраны на джипах уже два дня находилась на базе: прошерстили заранее близлежащую территорию, проверили надежность оцепления. За санями метровыми прыжками неслись охранники ФСО, прилетевшие с президентом. Утопая в снежных метровых сугробах, они показали чудеса бега с препятствиямиѕ
На второй день Путина повезли на охоту. Стадо маралов, готовых в любой момент умереть ради забавы первого лица, уже было загнано «на ноль» - определенный участок - и томилось в ожидании беды.
Проводником президента назначили местного охотоведа Василия Шестакова.
Кортеж двинулся к месту забоя скота. Но по пути несколько джипов охраны, в одном из которых находился Владимир Путин, увязли в сугробах. В то время как охрана пыталась вытолкнуть на дорогу застрявшие в сибирском снегу спецавтомобили, Путин вышел из своей машины и неожиданно пересел в отечественный «уазик» охотоведа Василия Шестакова. «Накупят чего попало, а ездить на таких машинах надо», - сообщил он ошеломленному Шестакову. «Поехали», - сказал Путин. Вслед за «уазиком», пересев на те джипы, которые не успели увязнуть, бросилась охрана.
По пути Путин восхищался красотой природы. Но мирная тема не ослабила внутреннего напряжения оробевшего Василия Шестакова, он с трудом выдерживал тяжелый взгляд президента.
«На ноль» прибыли уже после обеда. Владимир Путин в сопровождении охранников и офицеров вышел на исходную позицию. От робости Шестаков плохо проинструктировал президента, забыл уточнить, в какой момент надо стрелять в поданное под ружье зверье. Когда мимо президента погнали стадо маралов, Путин неожиданно для всех не стал палить по беззащитным животным. А просто достал фотоаппарат и сталѕ фотографировать. «Тяжелый взгляд» и предполагаемая «кровожадность» президента оказались сильно надуманными. Сопровождавшие не посмели сделать ни одного выстрела. Даже министр Шойгуѕ Охота оказалась сорванной. Путин спас жизнь стаду маралов.
На базу вернулись уже к вечеру. Путин сел со всеми возле костра и, отмахнувшись от охранника, зазывавшего его к отдельно накрытому столу, поужинал разогретыми на огне копчеными ребрами. Говорили просто и по-человечески.
Невдалеке от костра крутился «спиртовой король» Хакасии Юрий Бородкин. Тот, что финансирует визиты Сергея Шойгу в регион. Тут же неподалеку тусовался Виктор Зимин - подпольный миллионер, владелец сети охотничьих магазинов в Абакане и одной благоустроенной таежной базы. Официально он числится заместителем начальника абаканского филиала Красноярской железной дороги по строительству. А неофициально - друг министра Шойгу.
Кто-то, явно обманув президентскую охрану, провел всех этих местных кадров «за периметр». Тут же «на периметре» вертелся начальник Охотуправления Хакасии Сергей Машуков, при этом он постоянно отзванивал кому-то по спутниковому телефону.
Уже за полночь Путину сообщили, что случилось ЧП - в Турции чеченские террористы захватили самолет ТУ-154, выполнявший рейс Стамбул - Москва. Сутки шли постоянные отзвоны, созвоны, доклады. Путину было не до таежных красот, и в итоге он решил возвращаться в Москву.
«Князьки»
Из тайги Василий Шестаков возвращался вместе с подпольным миллионером Виктором Зиминым на его автомобиле. По дороге Зимин приказал своему водителю остановиться. Диалог состоялся примерно следующий:
- Василий, сейчас поедем к Машукову, и ты подробно расскажешь ему, где и как передвигался Путин. Кто его постоянно сопровождает, сколько охраны. И сколько маралов он перебил.
- А с чего это вдруг я должен ему все докладывать? Тем более я не могу рассказывать об охране, этих офицерах. Мне же они потом голову и открутят. Да и вообще, я не был стукачом и не буду. Тем более стучать на Путина.
- Вася, ты не понимаешьѕ Машуков твой начальник и ты ему вообще все докладывать обязан. Скажи, что Путин убил 20 маралов и все, чего тебе стоит? Машукову надо «наверх» докладывать. Он всей информацией должен владеть. Серьезные люди попросили. Да и ему надо картотеку пополнять.
- А Путин мне кто? Сын родной? Куда выше? Не буду я ничего говорить, мне сидеть неохота. Пополняйте свою картотеку сами.
- Василий, в любом случае тебе придется все рассказать, иначе, сам понимаешь, проблем у тебя будет масса. Все расскажешь, и никто тебя не посадит.
- А если я все в ФСБ расскажу? Михалыч, брось ты это все, что за дела, на Путина сведения собирать. Будешь привязываться, точно фээсбэшнику расскажу.
- Я тебя предупредил, ты заработаешь много головной боли. Выходи из машины и добирайся как хочешь.
Машина Виктора Зимина рванула с места и через пару минут растворилась в туманной таежной дымке. Василию Шестакову пришлось топать шесть километров по огромным сугробам до своего «уазика». Виктор Зимин строго-настрого приказал своему водителю «забыть о разговоре», а хорошему знакомому Шестакова заплатил небольшую сумму, чтобы тот уговорил Василия не обращаться в УФСБ по Хакасии. Тот обещал.
Соколы для арабов
О приезде президента в хакасскую тайгу пришлось вспомнить через полгода. Летом 2001 года охотоведом Усть-Абаканского района Хакасии Александром Кызынгашевым были задержаны несколько групп арабов, которые промышляли в Хакасии отловом редкого вида хищной птицы сокол-балабан. Стоимость каждой - 250 тысяч долларов. С такими птичками любят охотиться арабские шейхи. Сокол-балабан занесен в Международную «Красную книгу». Разрешение на ее отлов может дать только Министерство природных ресурсов России. Раз в три года на одну птицу и только в научных целях. Но у всех задержанных арабов имелась копия разрешения № 7 на право отлова соколов-балабанов, подписанноеѕ начальником Охотуправления Хакасии Сергеем Машуковым.
Факт задержания арабов, даже отлавливающих редкую птицу, вызвал много вопросов, которые остались без вразумительных ответов. Вообще, с чего бы это вдруг им понадобилось ехать именно в Хакасию, когда наловить птичек можно было и поближе к Сирии? Задержанные быстро «поплыли» перед хакасскими операми. Одни утверждали, что их просто заставили ловить птиц. Причем именно в Хакасии. Другие уверяли, что за каждую копию разрешения № 7 они выложили по 2 тысячи долларов. А ответ на вопрос: кому? - вопросов только прибавил. Некоему Мустафе Али Кассему.
Оказалось, что этот самый Мустафа Али Кассем находится в Хакасии и свободно торгует разрешениями Сергея Машукова на отлов птиц ценных пород. Тогда-то и возникла версия о том, что охота на соколов на самом деле - прикрытие. Мустафу Али Кассема в Хакасии интересовали совсем не дорогостоящие птицы. А интересовала его информация о визите в тайгу зимой президента Путина. Сотрудники местных спецслужб не успели поймать Мустафу Али и побеседовать с ним на тему истинных причин приезда в Хакасию. Его кто-то оперативно предупредил о задержании соплеменников. Их, кстати, позже отпустили. Кроме нарушений правил охоты, арабам нечего было предъявить. Но хмурые хакасские контрразведчики по этому поводу говорят: «У нас все есть».
«Чрезвычайный Шойгу»
Кто же собирал компромат на президента?
Хакасия - типичная провинция, где царствуют местные князьки и творятся чудеса. Первый заместитель прокурора Хакасии Николай Макеев признан судом виновным в попытке изнасилования, но продолжает надзирать за точным исполнением законодательства. Главный торговый центр в Абакане «ушел» за 2 тысячи рублей. Никому дела нет. Потому что у этой республики есть маленький секретѕ
Есть в Хакасии заповедные тропы в непролазных таежных местах. Там расположены благоустроенные таежные заимки - главная гордость и главный бизнес местных князьков. Естественно, что это не избушки на курьих ножках или поставленные на скорую руку покосившиеся халупы. Местные санатории - это шикарные дома с просторными комнатами и банкетными залами, банями и саунами. Запряженные тройки лошадей готовы в любую минуту прокатить высоких гостей с ветерком. А рядом - все условия для охоты - любимой забавы русского чиновника.
Обслуживает эти «тайга-комплексы» целая армада поваров, электриков, сантехников, проводников, проституток... Экзотический таежный отдых доступен только избранным: федеральным министрам и чиновникам их ведомств, преуспевающим коммерсантам. Местные олигархи привозят на хакасские таежные заимки отдохнуть своих партнеров по бизнесу и друзей. Руководители республиканских правоохранительных ведомств - начальников из федеральных управлений, приехавших в республику «с плановой проверкой структурного подразделения».
Самый частый гость в хакасской тайге - министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу. Кстати, в следующий раз его ждут 24 апреля. Карьерная лестница Сергея Кужугетовича начиналась как раз со стройки Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии.
Здесь же, на таежных хакасских тропах, можно встретить нынешнего спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова. Еще в бытность Бориса Вячеславовича министром внутренних дел России он по приглашению коллеги из правительства Сергея Шойгу охотился в хакасской тайге в сопровождении «спиртового короля» республики Юрия Бородкина.
Именно «спиртовой король» финансирует все визиты высокопоставленных чиновников. Федеральный бомонд никогда не интересуется, за чей счет праздник. Они приехали, значит столы должны ломиться от закуски, ружья должны быть пристреляны, а звери бегать перед носом с табличкой: «подстрели меня, дружок».
Среди всего этого русского бардака частый гость - Сергей Михалков. Он и спляшет, и споет. Не беда, что солидный дядька подрабатывает скоморохом - финансовая польза от этого для всего михалковского клана. О своей крепкой дружбе с хакасскими охотоведами и пьянках с Шойгу Михалков взахлеб рассказывал в интервью журналу «Кино-парк».
База повышенной бдительности
У хакасских баз отдыха есть специфическая особенность - все помещения, вплоть до отхожих мест, оборудованы скрытой аудиовидеотехникой, фиксирующей все передвижения и быт приезжих гостей. Так местные «князьки» собирают компромат на столичный бомонд.
Сбор компромата на всех и вся - это не столько бизнес, сколько один из методов подстраховки в защите своего бизнеса. Бизнеса, естественно, криминального. Впрочем, «князьки» умеют делиться. Но в разумных объемах. Насколько нам известно, весь добытый компромат дублируется для службы безопасности одной весьма знаменитой финансово-промышленной группы. Для Дерипаски. Потому что именно он является настоящим хозяином здешней тайги.
Министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу очень любит охотиться в Хакасии. Он не ходит по тайге с ружьем наперевес и не морозит ноги в поисках добычи. Сергей Кужугетович знает: стадо подгонят, и он его расстреляет из автомата. Нередко расстрел зверя ведется с повисшего над стадом вертолета. При этом убитые животные остаются лежать там, где их настигла пуля бравого министра. Шойгу - царь, и не царское это дело ходить с двустволкой и лицензией в кармане. Он российский министр и может делать все, что ему захочется на всей территории страны.
Шойгу построил в хакасской тайге несколько таежных баз за бюджетные деньги (например, «Даниил и К»).
Прилетает министр Шойгу в Абакан на самолете МЧС не менее шести раз в год и на одну-две недели. В предпоследний раз случился небольшой конфуз. Шойгу прилетел 7 ноября, якобы агитировать народ за «Единую Россию». Тогда даже по всему Абакану листовки развесили «министра-спасателя». Народ ждал неделю, но Шойгу так и не появился перед публикой, жаждавшей проголосовать за «партию власти». В последний день перед его вылетом, когда истекал срок разрешенной «агитации», люди собрались у Хакасского драматического театра, ждали пламенной речи Шойгу. Но он не пришел. Говорят, настроения не было, да и голова гудела. Он улетел, народ не понял. Прозрение пришло чуть позже, когда по городу пронесся слух: Шойгу вновь на охоте, на своей базе. Нужны ему эти избиратели, «Единую Россию» и так уже выбрали.
«Тень» Шойгу - управляющий делами Министерства по делам ГО и ЧС - Сергей Кудинов, тоже неплохо зарабатывает на Хакасии.
Главный охотовед Машуков и его приближенные любят прихвастнуть, что им нечего бояться, потому что при строительстве на бюджетные деньги базы «Даниил и К» Шойгу поручил курировать строительство своему управляющему Сергею Кудинову. А в Хакасии ход строительства курировал Сергей Машуков. Базу сдали в конце 2002 года. Сам Сергей Иванович Кудинов отдыхал весной 2003 года в Ширинском районе Хакасии, летал оттуда в Архангельск с Виктором Зиминым. Замначальника Абаканского филиала Красноярской железной дороги Зимин строил ЛЭП в Курагинском районе Красноярского края, и по бумагам эта ЛЭП имеется, а в натуре ее почему-то нет.
Но Зимин поставляет из своих магазинов патроны туда, где Сергей Кужугетович охотится. И потому ему все сходит с рук.
«Империя Сергея Машукова»
Сергей Машуков - начальник Охотуправления Хакасии. Казалось бы - небольшая «шишка». Но для местного чиновничьего и коммерческого бомонда Сергей Викторович - живая икона. Именно от Сергея Викторовича порой зависит, удержит ли начальник какого-нибудь местного правоохранительного ведомства свое кресло. Потому что когда из Москвы приезжают ревизоры местного чиновника проверять, одна надежда избежать взбучки за нарушения - отвезти его на таежную охоту. А там, глядишь, за дружеской попойкой разомлеет душа грозного «проверяющего», и плюнет начальник на все огрехи местного хозяйствования. Упомянет столичный ревизор в своем отчете «о незначительных нарушениях», это всех устроит. Но устроить это без Сергея Викторовича невозможно: базы - у него, охотиться разрешить может только он. Вот и ходят чиновники и коммерсанты всех мастей на поклон к Сергею Викторовичу. Те, кто не может заплатить «за охоту», оказывают позже специфические услуги. Как, например, прокурор Хакасии Александр Белощицкий. А услуги Машукову необходимы, чтобы и себя, и верных своих слуг защищать. Таких, например, как Владимир Адабаш.
«Чудить» сотрудник Охотуправления начал 8 лет назад, когда проводил рейд в Таштыпском районе Хакасии в сопровождении двух милиционеров. Показавшуюся ему подозрительной автомашину с тувинскими номерами Адабаш просто расстрелял из своего карабина. Перепуганные тувинцы, естественно, дали деру и не останавливались до родных краев. Только у дома они обнаружили, что ехавшая с ними женщина убита. Ошарашенные таким исходом событий, они побоялись даже писать заявление. Хотя об обстреле Владимиром Адабашем автомашины из Тувы милиционеры доложили рапортом начальству. Но дело замяли.
Два года назад Владимир Адабаш открыл огонь по двум подросткам из села Краснополье, которые просто проезжали мимо на мотоцикле. Попал в ногу 14-летнему парню. Дело замяли.
В том же году и на том же месте Владимир Адабаш расстрелял «Запорожец» с местными жителями. К счастью, никто не пострадал.
29 декабря прошлого года Адабаш расстрелял ВАЗ-2106, в котором возвращались домой главный инженер совхоза «Россия» Григорий Сагалаков с братом и 15-летним сыном. Прострелянное колесо разорвалось в лохмотья, и машина увязла в снегу, Григорий с братом расчехлили ружья и заняли круговую оборону.
В ноябре прошлого года 11 сотрудников милиции и два охотоведа задержали самого Владимира Адабаша при ведении незаконной охоты. При досмотре у него были обнаружены пулеметные патроны. Факты зафиксированы понятыми, видеосъемкой. Адабаш утверждал, что охранял животный мир Хакасии, но не смог предъявить рейдовое задание. Его просто не было. Но на следующий день оно появилось.
Если такое сходит с рук простому хакасскому охотоведу, то что же позволено безнаказанно творить его начальству?
Красноярск на очереди
Так как Сергей Шойгу со товарищи своей охотничьей доблестью сильно прорядили стада хакасских заповедников, Охотуправление скоро расформируют. Российская академия сельскохозяйственных наук официально предупредила руководство Хакасии о том, что животный мир республики в результате «рационального пользования» Сергея Машукова находится на грани исчезновения.
Но Сергей Викторович уже подыскал себе новое место работы. Поговаривают, «крыша» решила его повысить и ходатайствует о назначении Машукова начальником Охотуправления Красноярского края. Там еще есть в кого пострелять."