"Высшие судебные инстанции переедут в Санкт-Петербург уже в 2005 году. Соответствующая же административная инфраструктура, к созданию которой уже приступили, появится в Северной столице года через полтора
Полудетективная история с подписанным премьером Михаилом Касьяновым и вскоре им же отозванным поручением о проведении финансово-экономического обоснования перевода высших судебных органов из Москвы в Санкт-Петербург заставила говорить чуть ли не об отказе власти от идеи передачи городу на Неве части столичных функций. На первый взгляд действительно могло показаться, что задний ход дан. Тем более что руководитель аппарата правительства Константин Мерзликин заявил, что вопрос о переезде «в практической плоскости не стоит». На самом же деле правительство лишь косвенно признало некорректность постановки задачи: дело ведь не в самом по себе перемещении судов (политическое решение на сей счет принято давно), а в месте и условиях их размещения в Санкт-Петербурге. Эта проблема успешно решается не на правительственном, а на региональном уровне при содействии Управления делами президента.
По информации «Итогов», «технико-экономическое обоснование» перевода судебной ветви власти в Северную столицу практически готово. Переезд обойдется примерно в миллиард долларов и займет полтора года.
Дело списано в архив
На минувшей неделе детали этого плана руководитель Федеральной архивной службы РФ Владимир Козлов в течение нескольких дней обсуждал со своими подчиненными в городе на Неве. Дело в том, что решение вопроса, в какие сроки на Северную столицу двинутся «судебные составы», сегодня зависит не столько от российского правительства и даже не от позиции Кремля, сколько от архивистов и строителей нового петербургского архивохранилища. Ведь новоселов в судебных мантиях планируют разместить в бывших зданиях Сената и Синода. Сегодня же их продолжает занимать «особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации» - государственный исторический архив (РГИА).
О том, что объект этот особый и просто так его на улицу не выкинуть, в прошлом году напомнили сами сотрудники хранилища раритетов в обращении к президенту, Госдуме, Совету Федерации и ЮНЕСКО. Архивная общественность, в частности, посчитала, что «при любом другом использовании зданий Сената, Синода и особняка Лаваль будет разорвана органическая связь документов и зданий, в которых они родились, загублена перспектива развития РГИА как архивно-научно-экспозиционного центра по изучению Российской государственности». Страсти улеглись лишь тогда, когда власти города заверили работников РГИА, что в зданиях-символах рядом с «Медным всадником» и Исаакиевским собором разместится не что иное, как целая судебная ветвь российской власти, а архиву от переезда будет только лучше.
Больше того, архивистам, похоже, удалось сломать план Управления делами президента о поэтапной эвакуации документов и сотрудников, лоббировать который и приехал глава Росархива. Предполагалось, что архивисты сначала переедут во временное здание и только потом в постоянное. Благодаря настойчивости хранителей прошлого (в ответ на предложение Козлова они потребовали отставки своего руководителя) скорее всего теперь речь пойдет лишь о согласовании нюансов планового переезда архивных дел, который растянется на несколько месяцев. В общем, пока в Москве эмоционально обсуждают политические нюансы переноса судебной власти, в Петербурге кипит работа по техническому обеспечению проекта. И подписанное-отозванное поручение Михаила Касьянова этому нисколько не мешает.
О деталях проекта «Итогам» рассказали в РГИА и правительстве Санкт-Петербурга.
Старт к передислокации судов из Москвы в Петербург был дан 28 октября прошлого года. В этот день главный подвижник этой идеи губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко распорядилась начать проектирование и строительство нового здания архива на участке площадью 24 540 кв. м. Он расположен по адресу Уткин проспект, д. 6. Строительство поручено проводить ГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе». Ответственность за выполнение распоряжения возложена на вице-губернатора, председателя комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова.
Распоряжение губернатора выпущено во исполнение постановления федерального правительства от 17 декабря 2002 года «О передаче в ведение Управления делами Президента РФ наиболее значимых исторических комплексов, относящихся к федеральной собственности и расположенных в Санкт-Петербурге», которое изначально и вызвало протест архивной общественности Санкт-Петербурга.
Ни распоряжение Матвиенко, ни постановление правительства о передаче зданий Сената и Синода на баланс управделами никто не отменял. Просто строительство уникального хранилища со сложной системой поддержания температурно-влажностного режима и современной системой пожаротушения, а также деликатное перемещение ценнейших документов Российской империи из центра города в район Малой Охты отодвигает переезд судов, по расчетам проектировщиков, примерно на полтора года.
А судьям что?
Впрочем, реализация затеи с переездом судов затягивается не только по объективным причинам, диктующим сроки подготовки рабочих мест для судей в Санкт-Петербурге. Во-первых, предстоит убедить членов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов в необходимости переезда. Во-вторых, внести изменения в законодательство, которое на сегодняшний день не предполагает передачу каких бы то ни было столичных функций за пределы Москвы. Нерешенностью этих вопросов, видимо, и объясняется то, что Владимир Путин пока не обсуждал тему переезда с главами трех высших судебных инстанций.
Президент, напомним, публично высказался на тему столичного статуса Санкт-Петербурга лишь однажды. В марте 2003 года он заявил, что «передача Санкт-Петербургу части каких-то центральных функций оживила бы моральную и даже экономическую атмосферу в городе». Позже идею перенести в Северную столицу именно судебную ветвь власти высказала губернатор Валентина Матвиенко, после чего представители федерального Центра, продвигая идею на практике, в публичную полемику предпочитают не вступать. Сор из избы выносят исключительно судейские. Несмотря на отсутствие конкретного разговора о сроках паковки чемоданов, у ряда судей нервы уже сдают. Так, зампред Верховного суда Виктор Жуйков открыто высказывается против перевода высших судов в Петербург, а его руководитель Вячеслав Лебедев в интервью «Итогам» обещает прокомментировать подобное решение только после подписания соответствующего указа президента. Жуйков обеспокоен не только затратностью переезда, но и правовой коллизией, которая возникнет из-за отказа некоторых судей исполнять свой служебный долг вдали от Москвы. По закону несогласие судей отправляться в дорогу не может быть основанием для лишения их статуса судьи, а значит, в Министерство труда начнут обращаться безработные судьи Верховного суда с просьбой подыскать им работу по месту жительства. Заместитель председателя Конституционного суда Владимир Стрекозов жалуется, что мнением судей «до сих пор не поинтересовались». Кроме того, по его словам, чтобы передать Санкт-Петербургу часть столичных функций, в частности судебную, надо будет менять Конституцию.
Насчет Конституции вопрос спорный - там не записано, что высшие судебные органы должны располагаться непременно в официальной столице. Зато актуален другой: что делать, например, с положением закона о Конституционном суде, согласно которому он «независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов»? Толковать такое положение вполне можно и в пользу сохранения московской прописки судей. Кроме того, в двух законах о деятельности Конституционного и Арбитражного судов есть четкая запись о том, что местом их пребывания является город Москва. Правда, Конституционный суд может провести заседание и «в другом месте, когда он сочтет это необходимым».
Не горит желанием к переезду и председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, который считает, что подобное перемещение «создаст огромные проблемы». Хотя его комментарии достаточно сдержанны. По словам Яковлева, решение о переводе судов должно быть не только политическим, но и правовым, то есть потребует внесения корректив в законодательство.
За последним при наличии соответствующей «установки» у пропрезидентского большинства в Госдуме дело, конечно, не станет. Более сложная задача - уговорить сменить прописку самих судей. Впрочем, пока всерьез уговаривать никто и не начинал. Исполнительная власть лишь готовит для этого почву, при этом стараясь лишний раз не раздражать судейский корпус. То же пресловутое поручение главы правительства было отменено, как только представители судов сообщили прессе о его существовании.
Тем не менее подготовка «аргументации», призванной способствовать переезду, по информации «Итогов», идет полным ходом. К примеру, строительство в Москве нового здания Верховного суда заморожено. Имеется и такой рычаг воздействия на судей, как их ротация по причине возрастного ценза. Скажем, главе Высшего арбитражного суда переезд в Петербург в любом случае не грозит, поскольку через несколько месяцев состоятся его перевыборы. Может так случиться, что вакансии в высших судебных органах будут заполняться преимущественно людьми с питерской пропиской.
К тому же следует учитывать, что цена вопроса не столь уж высока. Разговоры о тысячах судей и членах их семей, которым якобы в одночасье дадут приказ передислоцироваться в Санкт-Петербург, - не более чем миф. Речь идет всего о двух сотнях граждан. В самом многочисленном - Верховном суде больше сотни членов, плюс 19 конституционных судей и 55 членов Высшего арбитражного суда. Вместе с членами семей такое количество переселенцев можно разместить всего в одном доме. По некоторой информации, площадка под строительство судейского дома в Санкт-Петербурге уже выделена. Не приходится сомневаться, что судьям в Северной столице будут предложены бытовые условия даже лучшие, чем они имеют сегодня в Москве.
Что же касается примерно двух тысяч работников аппаратов трех судов, то перевозить в Петербург их никто не собирается. При увольнении технических сотрудников правительство будет вынуждено лишь выплатить им выходное пособие в общем размере около 100 миллионов рублей. Что касается проблемы штатных единиц, то по этому поводу Валентина Матвиенко высказывается оптимистично. По ее словам, кадров, способных заполнить штат аппаратов судов, вполне хватит и в Санкт-Петербурге. Любопытно, что, например, в аппарате Высшего арбитражного суда на сегодняшний день 150 вакансий. Но это в Москве, где уровень зарплат существенно выше. В Северной же столице кадровую проблему решить будет проще. Не слишком пострадают истцы и ответчики, которым, как прежде в Москву, за свой счет придется добираться до Санкт-Петербурга: невелика разница. Так что переезд, конечно, сродни пожару. Но всерьез говорить о параличе судебной системы из-за перемещения высших судов вряд ли приходится.
Словом, никаких существенных препятствий к осуществлению переезда для самой, как оказалось, малочисленной ветви власти нет. Что же касается политической цели перевода судей в Санкт-Петербург, то помимо повышения статуса Северной столицы имеется и более глобальная задача. На днях о ней говорил глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, судебная реформа будет приоритетом в ближайшие годы. Цель - добиться реального, а не только записанного на бумаге отделения судебной власти от исполнительной. Причем диктуется это не только демократическими процедурами, но и потребностями реальной экономики. По мнению Германа Грефа, для устойчивого экономического роста помимо прочего требуется исключить ведомственное решение хозяйственных споров. Они должны регулироваться исключительно законом и разрешаться в судах.
Остается человеческий фактор. Но это лишь до той поры, пока нет полного перечня дополнительных льгот и привилегий, которые судьи получат в рамках судебной реформы, частью которой как раз и может стать географическое разделение ветвей власти. Значительное повышение зарплаты членам высших судов запланировано аккурат на период, когда переезд в город белых ночей станет реальностью.