После непродолжительного периода затишья политическая элита Санкт-Петербурга снова пришла в движение. По городу стремительно распространился слух, что против вновь избранного губернатора Валентины Матвиенко зреет заговор. Причем по мере распространения слуха появлялись новые детали, а также расширялся список «посвященных». Памятуя народное «нет дыма без огня», мы решили пойти на запах «жареного».
Первое упоминание о некоем политическом «заказе» было сделано самой Валентиной Ивановной во время предновогодней встречи с представителями питерских СМИ.
Самострел?
Говорят, у следователей есть неписаное правило в числе первых подозревать того, кто сообщил о преступлении. В этом плане предновогоднее выступление Валентины Матвиенко можно отнести к явным просчетам придворных политтехнологов. И ведь у губернатора действительно могут найтись мотивы для инспирирования заговора против себя. Так, например, наличие «темных сил» позволяет с легкостью объяснять страждущему электорату, кто в действительности повинен в отсрочке исполнения предвыборных обещаний. Более того, не исключен и вариант упреждающего удара, дабы продемонстрировать собственную боевую готовность возможной оппозиции.
К тому же наличие «общего врага» способно стимулировать любую команду на поистине героические действия. Всем соратникам сразу становится ясно, что любое отступление будет караться «по законам военного времени». Что называется, на войне как на войне! Простор для демонстрации горожанам бойцовского характера губернатора. Да и заплыть жирком у соратников градоначальницы, расслабившихся после недавней победы на губернаторских выборах, явно не получится.
Справедливости ради нужно сказать, что в настоящее время в городе практически нет таких СМИ, через которые можно было бы вести полномасштабную информационную войну. Так, петербургская редакция телерадиокомпании «Россия» давно находится по нужную сторону баррикад. Телерадиокомпания «Петербург» сразу после губернаторских выборов претерпела серьезные перестановки, соответственно, в нужном направлении. «Неокученными», по слухам, остались лишь пара дециметровых телеканалов, контролируемых одним из депутатов питерского ЗакСа. Однако незакрытое уголовное дело на народного избранника делает его абсолютно лояльным городской администрации.
Получается, «войну» против Валентины Матвиенко можно вести лишь посредством двух-трех газет и трех-четырех интернет-сайтов. Насколько она будет эффективна, судите сами.
Добровольцев нет
Очевидно, что после поражения на думских выборах активисты петербургских ячеек СПС и «Яблока» должны вспоминать эпоху противостояния с губернатором исключительно добрым словом. С уходом Владимира Яковлева на повышение в Москву правые в Питере потеряли смысл своего существования. Вероятно, именно этим продиктованы ностальгические действия петербургских либералов, реанимировавших недавно свой предвыборный проект более чем годичной давности - блок «СПС+Яблоко». Правые стараются войти дважды в одну и ту же реку. А потому им как воздух необходим образ «нового-старого» врага.
Впрочем, на роль самостоятельной оппозиции в своем нынешнем состоянии петербургские правые претендовать просто не в силах. Вероятно, они и сами это прекрасно осознают. Но попытка - не пытка.
Точно так же уклоняются от «почетного» звания городской оппозиции и лидеры местной ячейки КПРФ. Официально версия зюгановских гвардейцев, озвученная недавно одним из секретарей горкома КПРФ, звучит приблизительно так: «Мы пока еще не имеем фактов, за которые следовало бы критиковать нового губернатора!» Коротко и ясно.
Ну а про «медведей» и прочих центристов и говорить нечего. Достаточно вспомнить, как все районные структуры «Единой России» работали под командованием предвыборного штаба будущего победителя губернаторской гонки.
Местные олигархи
В качестве заказчиков местечкового переворота называются и имена некоторых петербургских бизнесменов, в основном владельцев строительных и топливных компаний. Необходимо отметить, что у последних действительно есть повод для противодействия начинаниям новой городской администрации. В настоящее время Валентина Матвиенко активно меняет подход питерского правительства к вопросу уплаты топливными компаниями акцизных сборов в петербургский бюджет. Соответствующим образом изменилась и система выделения земельных участков под строительство АЗС. Принцип простой: платишь - получаешь участки. Очевидно, что именно потесненные в последнее время игроки на топливном и строительном городских рынках способны профинансировать оппонентов действующего губернатора. Но для этого они (оппоненты) должны существовать и желать бороться! К тому же вряд ли в настоящий момент найдутся такие финансисты, которые на полном серьезе решат тягаться с нынешней петербургской исполнительной властью.
Под крылом
Ряд наблюдателей поспешили предположить, что истоки заговора лежат в самом Смольном. Дескать, еще сильны позиции столпов «старого режима». В число «неблагонадежных» тут же были записаны вице-губернатор Александр Вахмистров и глава комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Дедюхин. Однако подобные домыслы никоим образом не объясняют, почему же внутренние оппозиционеры до сих пор не изгнаны, в то время как большинство глав районных администраций с приходом нового губернатора уже сменилось. Кто тихо, как в Невском районе, или же с возбуждением уголовного дела, как в районе Кировском.
Впрочем, не исключено, что самой «яковлевской старой гвардии» выгодно существование теории зреющего заговора. Нетрудно заметить, что в столь зависимом состоянии ни один здравомыслящий чиновник на откровенную конфронтацию с губернатором не пойдет.
Рука Москвы
В качестве заказчика козней против госпожи Матвиенко наблюдатели успели заподозрить бывшего губернатора Санкт-Петербурга, а ныне вице-премьера российского правительства Владимира Яковлева. Дескать, действующему составу правительства Михаила Касьянова осталось существовать до президентских выборов. И не факт, что абсолютно всем министрам удастся сохранить за собой нынешние должности. В числе претендентов «на выход» чаще всего упоминается господин Яковлев. Якобы некие гарантии неприкосновенности, выданные Владимиру Анатольевичу в обмен на мирный уход с питерского губернаторства, как раз таки истекают. А потому Владимиру Яковлеву нужен новый «запасной аэродром». А где ж ему быть, как не в родном Санкт-Петербурге? И коллизия с третьим сроком удачно отпадает: после почти годичного вице-премьерства господин Яковлев может начать свою губернаторскую карьеру с чистого листа.
Однако сторонники этой версии не учитывают одного обстоятельства. Уже при новой городской администрации благодаря неким договоренностям в Питере продолжает существовать в неприкосновенности семейный бизнес, которым якобы управляет супруга бывшего губернатора. Очевидно, именно поэтому сам Владимир Анатольевич продолжает загадочно молчать по поводу распространяемых слухов о грядущем питерском перевороте. Участвовать и авантюре с ниспровержением губернатора, которого открыто благословил Владимир Путин, да еще в год президентских выборов, не способен, очевидно, ни один государственный чиновник. Особенно такой опытный, как Владимир Яковлев.
Выходит, что вся теория «активизации темных сил» в нынешнем виртуальном состоянии выгодна слишком многим. И в первую очередь, вероятно, самой «заказанной» - Валентине Матвиенко. Но «заговор» этот не имеет под собой сколько-нибудь серьезной и реальной базы и непосредственных исполнителей. А в таком случае, какой же это заговор?"