"У череповецкого "Аммофоса" - отечественного лидера в сфере производства фосфорных и комплексных химических удобрений - теперь новый хозяин. Контрольным пакетом акций завладела нефтяная компания "ЮКОС", входящая в состав финансово-промышленной группы "Менатеп". Сама по себе эта "рокировочка" могла бы представлять чисто академический интерес. Однако не станем выдергивать ее из контекста событий, как предшествовавших смене власти на химическом гиганте, так и последовавших за ней.
Как я попал в группу риска
В № 49 "ОГ" за 2000 год была опубликована статья под названием "Газпромизация всей страны". В ней, в частности, рассказывалось о том, как РАО "Газпром" через свою сбытовую структуру "Межрегионгаз" захватил власть над пятью наиболее рентабельными химическими предприятиями. Руководитель "Межрегионгаза" Валентин Никишин, 50-летний топ-менеджер, которого глава "Газпрома" Рем Вяхирев назвал своим преемником, ведя нечистую игру, загнал эти заводы в некий "Агрохимпромхолдинг" и завладел активами, превышающими 7 млрд долларов.
Публикация не осталась незамеченной. В редакцию стали звонить и приходить подельники вяхиревского престолонаследника. Они предлагали "ОГ" дружбу в обмен на опровержение содержания статьи. Появился в редакции и представитель Вологодской областной администрации - помощник губернатора Михаил Рощин. Губернского чиновника, подтвердившего достоверность публикации, более всего беспокоил ответ на вопрос, где же произошла утечка информации. Но журналисты не раскрывают свои источники, о чем и было сообщено Михаилу Анатольевичу.
Была еще одна встреча - так и хочется назвать ее конспиративной. Позвонил человек, назвался Блиновым и сообщил, что готов дать сенсационные факты о захвате Никишиным отечественного химпрома. После чего предложил повидаться где-нибудь на нейтральной территории. "Почему не в редакции?" - поинтересовался я. "Так будет лучше", - не стал вдаваться в подробности Блинов. Мы встретились у высотки на Котельнической набережной - в сотне метров от редакции. Он подошел ко мне - высокий, физически сильный человек с военной выправкой. Поведал, что представляет некий общественный орган, объединивший ветеранов спецназа КГБ: Афганистан, дворец Амина, ну, сами понимаете... Ветераны спецназа, работающие в профильных структурах "Газпрома", считают публикацию неправильной и уполномочили его заявить об этом автору и потребовать опровержения. Автор в свою очередь сказал, что полностью отвечает за достоверность публикации и что газета публикует опровержения только по решению суда. Мы еще поболтали об источниках информации. Он попросил их сдать, я отказался. "Опасная у вас работа", - многозначительно сказал он прощаясь. И проникновенно взглянул на меня. Что тут скажешь, кроме того что глаза у него такие добрые-добрые...
Лишенный наследства
Теперь Валентин Никишин больше не инфант. Вяхирев разжаловал наследника - слишком тот напылил-нашумел, расширяя границы газпромовской империи. Что, впрочем, не мешает Никишину успешно окучивать захваченные им предприятия большой химии. Череповецкий "Азот" за последние полгода, находясь под контролем Никишина, установил своеобразный рекорд. Аварийность на нем выросла по сравнению с прошлым годом вдвое. Это - свидетельство того, что производственные мощности эксплуатируются беспощадно и разрушительно. Новый владелец контрольного пакета извлекает прибыль, не заботясь о последствиях. Тяжесть положения усугубляется несмолкающими разговорами о том, что Минимущества намерено передать в траст (доверительное управление) "Газпрому" 41 процент акций предприятия, пока еще находящихся в собственности государства. Доверить что-то империи Вяхирева - это даже хуже, чем пустить козла в огород. Козел может околеть от обжорства: он маленький и глупый. "Газпром" же велик и монстрообразен, и околеть ему не позволит государство.
Генеральный директор "Азота" Евгений Иванов пытался как-то сопротивляться: привлекал к ситуации внимание общественности, давал многочисленные интервью, задавал вслух очень неудобные для Никишина и его партнеров вопросы. Например, почему химические предприятия полностью лишены самостоятельности? Почему можно войти в состав холдинга, а выйти из него никак нельзя? Где гарантия того, что производителей не загонят в режим толлинга, когда прибыль получает совсем не та фирма, которая выпускает продукт?
Не стоит, впрочем, рядить Евгения Иванова в тогу некоего радетеля государственных интересов, "слуги царю, отца солдатам". Он - обычный генеральный директор, стопроцентный прагматик. Когда ему было выгодно, он заигрывал с "Газпромом", а когда холдинг существенно уменьшил его "пайку", он начал бороться за справедливость. Правда, хватило его ненадолго. Три года тому назад на своем "мерседесе" он столкнулся на железнодорожном переезде с дрезиной, и двое путейских погибли. Тогда уголовное дело замяли. Сегодня - снова извлекли на свет Божий. После чего директор срочно лег на больничную койку. Как сообщил "ОГ" помощник вологодского губернатора Михаил Рощин, сейчас вопрос урегулирован, и к Иванову у правоохранительных органов больше претензий нет. Очевидно, их нет и у Никишина: Иванов по-прежнему при должности, а характер его выступлений в корне изменился - обличительный пафос их начисто исчез.
А проблему с другим "диссидентом" - генеральным директором Кирово-Чепецкого химического комбината Борисом Дрожжиным (это предприятие также насильно загнали в "Агрохимпромхолдинг"), решили за 20 минут, проголосовав на совете директоров за досрочное прекращение его полномочий. Нет человека - нет проблемы! Что будет дальше, сомнений не вызывает. Заводы и комбинаты, вошедшие в холдинг, будут использованы Никишиным по полной программе - до окончательной остановки, когда их оборудование восстановлению подлежать уже не будет.
Коровы жуют и молоко дают
Эта бессмертная строка, придуманная известной детской поэтессой Эммой Мошковской 30 лет назад, в наши дни обрела новый смысл. Они жуют, дают молоко, а очень узкий круг лиц это молоко пьет, продает и присваивает выручку. Корова же олицетворяет всех "дорогих россиян", все бывшее народное хозяйство и все национальное достояние.
На роль еще одной коровки призван теперь череповецкий "Аммофос". Он будет докармливать очередного олигарха - Михаила Ходорковского, одного из отцов-основателей ФПГ "Менатеп". Еще в начале 90-х банк "Менатеп" специализировался на инвестициях в отечественную промышленность. Металлургия и химия стали его приоритетами. Череповецкий "Аммофос" - один из главных потребителей апатитового сырья в России. И он становится должником структур Ходорковского. Естественно, счет идет на десятки миллионов долларов. Как случилось, что предприятие, выпускающее почти половину фосфорных и комплексных химических удобрений России, оказалось несостоятельным? "Аммофос" наравне с остальными российскими производителями пережил трудности экономики переходного периода: разрыв хозяйственных связей, либерализация цен, недостаток оборотных средств, неплатежи, завышение тарифов на сырье, транспорт и электроэнергию...Так или иначе, "Аммофос" попал в сферу интересов ФПГ. Хорошая корова. Экспортирует половину своей продукции в Европу, США, Японию... Как тут устоять?
По поводу больших химических маневров в Череповце существует множество версий. Версия первая: Вяхиреву указано на недопустимость дальнейшего расширения империи, и он по-тихому сдает свои позиции в химии и других смежных областях. РАО "Газпром" имеет колоссальную дебиторскую задолженность, и его профильные структуры заняты возвратом денег, в частности, уже потраченных на приобретение контрольных пакетов всяких заводов, хороших и разных. Версия вторая: Ходорковский, заключив тайное соглашение с Вяхиревым, прикупил акции "Аммофоса" для "Газпрома". На эту же версию работает и то обстоятельство, что "Аммофос" - один из крупнейших потребителей продукции "Азота". Вяхиреву будет трудно удержаться от того, чтобы не объединить два смежных предприятия под одной газпромовской крышей.
Есть, однако, и третья версия. Ходорковский - один из немногих олигархов, старавшихся не ввязываться в большую политику. Зато сегодня он среди тех, кто допущен в ближнее окружение президента Путина. Нельзя исключить вариант, когда президент, которому надоела бесконечная газпромовская экспансия, благословил Ходорковского на тайную войну против стареющего Вяхирева.
Ходорковского поддерживает губернатор Позгалев. Однажды он уже обжегся на том, что пустил в свой огород "Газпром", рассчитывая при этом на большие дивиденды. Теперь губернатор точно так же уповает на "Менатеп". Как будто наступить на эти грабли совсем не больно. Возможно, он надеется с помощью другого олигарха победить на следующих выборах. Во всяком случае его помощник Михаил Рощин заявил "ОГ": "Мы полностью контролируем ситуацию". Блажен, кто верует! Скупка предприятий олигархами всегда заканчивается одним и тем же. Вологодский, к примеру, завод загоняется в холдинг, центральный офис которого находится в Москве, где и платятся налоги. Сегодня Вологодская область еще остается донором, но уже завтра имеет все шансы превратиться в дотационный регион. "