Обозначившись в качестве кандидата в губернаторы, Г.М.Ходырев постоянно подчеркивал, что идея создания областного правительства им не отвергается - она ему близка и понятна. Кроме того, Геннадий Максимович заявлял, что в случае его избрания «кадровой революции не будет». Но не прошло и ста дней его губернаторства, как от правительства С.А.Обозова не осталось «ни рожек, ни ножек».
"Сподвижник по НПСР (Народно-патриотический союз России) Аман Тулеев - губернатор Кемеровской области, рекомендовал Ходыреву на должность прокурора Нижегородской области Владимира Демидова, проверенного в делах по кузбасским разборкам. Новый прокурор в одном из своих первых интервью нижегородским журналистам также продекларировал свою приверженность первоначальной линии нижегородского губернатора в части кадровой политики: «Кадровой чистки не будет», тем самым убаюкал и дезориентировал местную корпоративную элиту. Это был оправданный тактический ход Владимира Демидова. Он знал, что 40-я по социально-экономическому развитию в России Нижегородская область уступает незначительно лидерам криминальной корпоративности Москве и Петербургу и его родному Кузбассу.
Учитывая данные обстоятельства, перед новым прокурором поставлена непростая задача: разорвать порочный коррупционный круг и при этом не нарушить «баланс сил и интересов» коммерческих и олигархических структур, так по-солдатски прямолинейно констатировал первый заместитель губернатора Юрий Сентюрин. Вряд ли эта задача будет решена, так как многие высокопоставленные чиновники областной администрации игнорируют закон о государственной службе, запрещающий им заниматься предпринимательской деятельностью, а некоторые из них тесно связаны с известными коммерческими предприятиями. Обоснованность данного утверждения можно проиллюстрировать на одном из многих примеров.
В нынешней администрации Ходырева в должности первого заместителя директора департамента финансов задействован некий Юрий Юрьевич Гайсинский, который плавно и незаметно перетек из команды бывшего директора департамента Труфанова В.А. под крыло новоиспеченного министра финансов Вадима Соболева.
Финансист Гайсинский является одним из влиятельных акционеров ОАО «Нижфарм», где до перехода на государственную службу работал финансовым директором и одновременно совмещал должности финансового директора ЗАО «Нижегородский фонд недвижимости» (НФН) и генерального директора ЗАО «Саровско-нижегородское инвестиционное предприятие» (СНИП, г.Саров).
Став высокопоставленным госчиновником, Юрий Гайсинский озвучил собственную версию своего вползания в департамент финансов: его пригласил лично Виктор Труфанов. Мотивация его согласия на «службу государеву» определялась высокопарным слоганом: «За державу обидно!». Глумился Юрий Юрьевич.
Нижегородцам хорошо известно акционерное общество «Нижфарм». Но мало кто знает, в том числе и работники предприятия, что среди его акционеров не числится ни городская, ни областная администрация. Сверхдоходным фармацевтическим бизнесом полностью завладела некая группа лиц, а контрольный пакет акций этого предприятия находится за пределами нашей области - у законспирированного ЗАО «Тренд» (г.Москва). Названная фирма контролируется московским семейным кланом...Гайсинских. Этим и объясняется непомерная самоуверенность председателя Совета директоров ОАО «Нижфарм» Андрея Младенцева, который заявил на встрече нового губернатора Ходырева с нижегородскими предпринимателями о том, что если правила игры власти и бизнеса изменятся в сторону ущемления последнего, то предприятие-налогоплательщик «Нижфарм» уйдет за пределы Нижегородской области (читай - в Москву). Подобные заявления не делаются на пустом месте.
Однако широкой общественности не известно, как выпускник радиофака университета Андрей Младенцев стал крутым фармацевтом. Но узкий круг лиц знает один примечательный факт из биографии Младенцева. В начале 90-х годов в разгар перестроечных коллизий он дерзнул обратиться лично к президенту США Биллу Клинтону с просьбой предоставить ему возможность пройти курс обучения азам рыночной экономики на территории США и за счет американского налогоплательщика, т.е. бесплатно. К удивлению многих, в том числе и его самого, просьба была удовлетворена. Говорят, ходатайство Бориса Немцова сыграло в этом решающую роль («столица реформ» в то время котировалась высоко). И по истечению определенного времени Россия получила менеджера с американским мышлением и компрадорским отношением к Родине. Экономическими программами США предусматриваются для прошедших подобное обучение валютные гранды на создание и ведение своего бизнеса в России. И, видимо, Младенцев использовал эти возможности в полной мере. Но, как известно, бесплатного сыра не бывает. В таких случаях появляются обязательства, которые необходимо отрабатывать. И статус американцев, живущих в долг, стал путеводной звездой Младенцева.
Неуемное тщеславие и жажда наживы этого розовощекого самовлюбленного молодого человека неоднократно толкали его в избирательные баталии за обладание депутатским мандатом городской думы Нижнего Новгорода. Однако, несмотря на огромные денежные затраты, Андрей Анатольевич получил отлуп от избирателей по всем фронтам.
Генеральный директор ОАО «Нижфарм» В.Н.Ассадулин, участвующий вместе с председателем Совета директоров Младенцевым в избирательных кампаниях, также получил результат далеко неадекватный вложенным средствам. Тандем этих фирмачей-фармацевтов потерпел позорное фиаско. Огромные средства, затраченные на избирательные кампании, вылетели безвозвратно в нижфармовскую трубу, при этом существенно облегчив кошельки рабочих и служащих «Нижфарма».
Горькую пилюлю поражения взялся подсластить финансовый директор этого предприятия Юрий Гайсинский. В отличии от своих шумных экзальтированных соратников по фармацевтическому бизнесу, бесславно проколовшихся при штурме законодательной власти, он тихой сапой, используя пресловутый московский ресурс, вмонтировался во власть исполнительную, чтобы оседлать финансовые потоки, летящие мимо касс «Нижфарма» и других структур, контролируемых Гайсинским и К°.
Недавно нижегородскими СМИ была озвучена скандальная информация о неком московском ЗАО «Капитал-Сити», которое весной 2000 года, заручившись поддержкой администрации губернатора И.П.Склярова и областного Законодательного собрания, получило под закупку дизельного топлива и ГСМ для нужд сельского хозяйства области кредит в 106 миллионов рублей в Нижегородском филиале Промсвязьбанка. Эта фирма поставила в область дизельного топлива всего на 42 миллиона рублей. Куда делись остальные 64 миллиона, сейчас выясняют следователи.
Итак, кредитная линия была открыта в Нижегородском филиале Промсвязьбанка. Директором Нижегородского регионального центра Промсвязьбанка является Эдуард Аркадьевич Фияксель, получивший ранее скандальную известность в связи с одной нашумевшей аферой. В апреле 1997 года с его ведома, как председателя правления Нижегородского Земельного межрегионального банка, был произведен расчет с ОАО «ГАЗ» ценными бумагами, похищенными в августе 1996 года у Дагестанского филиала банка «Единство» на сумму 10 миллиардов неденоменированных рублей. После этой финансовой комбинации Земельный банк обанкротился, но сам Фияксель в воронку банкротства не попал, а благополучно оказался в другой предусмотрительно им же созданной коммерческой структуре - ЗАО «Саровско-нижегородское инвестиционное предприятие» (СНИП, г.Саров), генеральным директором которого был, как уже упоминалось выше, Юрий Гайсинский.
Учредителями ЗАО «СНИП» стали Нижегородский Земельный межрегиональный банк в лице Э.А.Фиякселя и ЗАО «ВНИИЭФ-конверсия». Известно, что ВНИИЭФ - научно-исследовательский институт экспериментальной физики, занимается разработкой ядерных технологий. Земельный банк создавался под развитие аграрных программ области. Какая общность интересов породила столь странный альянс под вывеской «СНИП», основной вид деятельности которого - оказание информационных услуг? И кто был покупателем этих услуг? Соответствующие компетентные органы знают. Но почему они молчат до сих пор, знают Фияксель и Гайсинский.
Круг замкнулся. Один из эпизодов журналистского расследования можно считать закрытым. Эти комбинации не отличаются ни новизной, ни оригинальностью. Они замешаны на безнаказанности и безграничной жажде наживы.
Альянс деловой элиты и высокоранжированных госчиновников создал благоприятную почву для крупномасштабной аферы по умыканию из областного бюджета 106 миллионов рублей, предназначавшихся на нужды сельского хозяйства.
Надежды у налогоплательщика, что этот порочный коррупционный круг будет разорван, весьма иллюзорны, так как новый губернатор Г.М.Ходырев принял условия игры, основанные на преемственности и сохранении баланса интересов олигархических структур и бизнес-элиты. К тому же масштабность и глубина коррупции впечатлили бы воображение легендарного гоголевского Собакевича, его позиция на подобную ситуацию и поныне актуальна и востребована: «Я их знаю всех. Это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.».
Цитата нестареющего классика не должна быть эпитафией к данной ситуации. И не все так мрачно и безнадежно. Думается, что сама сегодняшняя жизнь - лучший учитель. Она поможет людям разобраться в тех, кому они доверили свое благополучие и судьбу и, разумеется, в нужное время они скажут свое веское слово. "