"Новое правительство Петербурга мало похоже на команду единомышленников, и это затруднит проведение назревших структурных реформ
Губернатор Валентина Матвиенко завершила формирование правительства Петербурга и городской администрации в целом (о критериях принятия кадровых решений и лоббистских влияниях см. «Эксперт С-З» №46 от 8-14 декабря 2003 года). Теперь главный вопрос состоит в том, какой идеологии будет придерживаться команда губернатора и сможет ли она проводить принципиально новую для Петербурга экономическую политику.
Как всегда, прежде всего от политической воли губернатора будет зависеть осуществление давно назревших структурных реформ. Матвиенко, располагающая поддержкой федерального центра и при этом достаточно независимая от местных бизнес-элит, имеет шанс конвертировать административно-политический ресурс в конкретные шаги по решению проблем, препятствующих динамичному развитию экономики Петербурга. Однако, судя по первым заявлениям и действиям членов правительства, отвечающих за основные направления работы, они не слишком подготовлены к изменению экономической политики города.
Бюджет оправдывает средства?
Пока системное видение экономической политики у правительства отсутствует. Как сообщил председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимир Бланк, программа первоочередных мер по развитию экономики появится лишь в конце декабря, а к началу февраля 2004 года должна быть подготовлена среднесрочная программа социально-экономического развития Петербурга.
Нет сомнений, что пришедшие из успешного бизнеса новые руководители финансово-экономического блока правительства способны разработать разумную программу действий. Однако сформулированная губернатором Матвиенко экономическая сверхзадача - за три года удвоить доходную часть бюджета (для резкого увеличения финансирования социальной сферы) - может вместо либерализации рынка (рассчитанной на последующую отдачу для экономики города) обернуться перекосом в сторону фискальных, директивных методов госрегулирования, различных форм давления на бизнес.
«Надеюсь, что все-таки возобладают рыночные компоненты в деятельности правительства и губернатор поддержит тех, кто намерен сделать основной упор на зарабатывании денег городом, а не на том, как поделить то, что есть, - полагает Игорь Артемьев, бывший первый вице-губернатор администрации Петербурга. - Матвиенко в большей степени готова к компромиссам, чем Яковлев, пытавшийся все подчинить, монополизировать, и я жду от нее соблюдения баланса интересов в бизнесе, политике». Однако он разделяет озабоченность некоторых экспертов тем, что под влиянием вице-губернатора Андрея Черненко, курирующего работу правоохранительных органов, руководство города может поддаться модному нынче соблазну административного вмешательства в экономику и перераспределения собственности.
Склонность Смольного к административно-командному стилю взаимоотношений с бизнесом проявилась, в частности, в публичном разносе, который Матвиенко устроила руководителям топливных компаний по вопросу перечисления акцизов. Беспрецедентно и ее заявление о необходимости снести гостиницу «Санкт-Петербург» из-за устаревшего внешнего вида (хотя отель является частной собственностью банка «Викинг»). Кроме того, судя по заявлению Черненко, намечена «ревизия» операторов связи - «в городе, который их кормит», они должны помочь решить проблему с установкой телефонов очередникам.
Очевидное признали
Новые руководители финансово-экономического блока правительства признают (в отличие от их предшественников), что «в городе не все в порядке с инвестиционным климатом». Впрочем, это трудно не заметить: по итогам 10 месяцев 2003 года в структуре отечественных инвестиций в Петербурге на долю частных инвесторов приходится менее 5% (правда, тут сработали юбилейные государственные миллиарды), иностранные же инвестиции в основной капитал снизились на 24%. Специалисты давно говорят: для исправления ситуации необходимо внести изменения в структуру исполнительной власти, которые сделали бы систему работы с инвесторами более эффективной - простой, понятной, необременительной.
В новой администрации по-прежнему сохраняется дублирование функций. Хотя введена должность вице-губернатора (ее занимает Юрий Молчанов), отвечающего за стратегические инвестиционные проекты и курирующего Комитет по инвестициям, еще как минимум пять вице-губернаторов собираются решать подобные вопросы. «Процедуры принятия реальных решений по инвестиционным проектам должны быть четкими и ясными. Сегодня же мы видим, что структура администрации стала лишь более сложной», - отмечает председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа Михаил Амосов.
Член правительства и представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский признает, что до создания «единого окна» для массового прохождения инвестиционных проектов еще далеко. Однако Бродский указывает на первый шаг в этом направлении: «У нас появится координирующий центр - комитет по инвестициям, который сможет вести прямой разговор с инвестором, а затем от его имени - со всеми подразделениями администрации».
Весьма позитивным представляется намерение вице-губернатора Михаила Осеевского перейти от автоматического предоставления льгот инвесторам (как предусматривали принятые в 1998 году городские инвестиционные законы) к целевому, как это делается в Ленинградской и Новгородской областях. «Специальные меры налогового стимулирования должны применяться только в отношении стратегических инвестиций, способных дать кардинальный эффект», - говорит по этому поводу Владимир Бланк. Однако такая тактика будет эффективной только в том случае, если проекты станут отбираться гласно, проходить независимую экспертизу, а решения о льготах будут утверждаться депутатами ЗакСа (ведь речь идет о недополучении средств бюджетом).
Из земельного тупика
Позиция Валентины Матвиенко по ключевому для города - земельному вопросу пока не вполне ясна. С одной стороны, губернатор, судя по ее высказываниям, в принципе, согласна на переход к продаже участков в собственность на открытых торгах (упразднив или как-то реформировав ИТК). Объявлено, что новый порядок вступит в силу
1 января 2004 года. Но необходимые решения правительством еще не приняты. К тому же Матвиенко, похоже, пока не готова сделать практику земельных торгов обязательной во всех случаях. Целевым назначением будут выделяться участки при реализации крупных проектов, а также для строительства гостиниц. По некоторым сведениям, исключения могут делаться и для «социально важных» проектов, что создает благоприятную почву для коррупции и чревато неэффективным использованием городской земли.
Очевидно, в Смольном идет борьба мнений. За переход к рыночным механизмам распоряжения городской землей (что устранит главное зло - искусственный дефицит участков под застройку) выступают вице-губернаторы Осеевский и Молчанов, а также новый председатель КУГИ Игорь Метельский. Более консервативно настроен сохранивший свою должность вице-губернатор по строительству Александр Вахмистров.
Что касается вопроса инженерной подготовки территорий, то здесь заслуживает внимания озвученное Осеевским намерение превратить бюджетный Фонд развития инфраструктуры (ФРИ) в реальный экономический инструмент. По решению правительства, отныне все инвесторы, получающие в аренду или в собственность объекты городской недвижимости, будут делать отчисления на развитие инфраструктуры только в денежной форме и в полном объеме (ранее существовала практика бартера и рассрочек платежей на несколько лет). Уже в ближайшей перспективе ФРИ может собрать 1 млрд рублей. Главное - чтобы эти средства направлялись на развитие инфраструктуры (на инженерную подготовку территорий под промышленные и жилые зоны застройки с последующим предоставлением этих зон инвесторам на платной основе), а не на латание дыр, скажем, в сфере ЖКХ или «социалки». Системная работа города по подготовке территорий с инфраструктурой, необходимой для размещения производств, как справедливо полагает Осеевский, позволит всерьез заняться выводом из центра города промышленных предприятий.
Развивать или рулить?
Новые руководители экономического блока администрации, в том числе председатель КУГИ Метельский, заявляют о приверженности базовой либеральной идее: государство не является эффективным собственником и потому имущество, которое не требуется для выполнения основных его функций, должно работать на рынке. Такая точка зрения предполагает, что город должен избавиться от большего числа из своих 500 ГУПов, пакетов акций (долей, паев), нежилой недвижимости, а также облегчить бизнесу доступ к зданиям-памятникам. Готово ли нынешнее правительство осуществлять такую политику, пока неясно. Впрочем, появляющаяся информация на эту тему обнадеживает.
Так, вице-губернатор Юрий Молчанов заявил о намерении способствовать приходу в Петербург крупных мировых гостиничных операторов. Это должно означать, что власти предпочитают развивать туристическую инфраструктуру руками частного бизнеса, а не путем усиления государственного присутствия. С назначением председателем КГИОП Веры Дементьевой эксперты связывают более активное вовлечение в рыночный оборот недвижимости в центре Петербурга (Дементьева уже высказалась в пользу допустимости приватизации памятников федерального значения). В числе напутственных советов Дементьева получила от Матвиенко и такой: не чинить препятствий инвесторам, реализующим проекты реконструкции и коммерческого использования исторических зданий. Прежде инвесторы испытывали трудности в отношениях с КГИОПом, зачастую пресекавшим попытки внести даже незначительные изменения в интерьеры зданий-памятников.
Даже дворники не выиграют
Похоже, что труднее всего губернатору Матвиенко будет оправдать ожидания горожан в сферах городского хозяйства, жилищной политики, транспорта, связи, энергетики, природопользования, которые курирует вице-губернатор Олег Виролайнен. И не столько в силу объективных обстоятельств, сколько из-за неадекватного, на наш взгляд, представления Виролайнена о причинах имеющихся в этих сферах проблем и способах их решения.
Так, главной причиной неудовлетворительного состояния ЖКХ вице-губернатор, судя по его высказываниям, считает недостаточное бюджетное финансирование. Улучшить же работу, к примеру, дворников, он намерен путем возврата к советской практике предоставления им служебной жилплощади. Хотя очевидно, что в нынешних рыночных условиях такая практика затруднена. При этом Виролайнен ничего не говорит о необходимости структурного реформирования архаичной и затратной сферы ЖКХ, о демонополизации системы обслуживания и содержания жилищного фонда с привлечением в нее частного бизнеса. Впрочем, перед выборами Матвиенко утверждала, что ей импонирует либеральная программа реформирования ЖКХ, предложенная генеральным директором ОАО «Ленэнерго» Андреем Лихачевым.
Также консервативны взгляды Виролайнена и в подходе к вопросам развития энергетической инфраструктуры. Вслед за руководителями яковлевской администрации важнейшую причину проблем с инженерными сетями он видит в том, что, «к сожалению, мы не можем воздействовать на «Ленэнерго» в такой степени, как на ТЭК, «Водоканал «, « Ленсвет «« (поэтому нужно «возбуждать общественное мнение» и «направлять в правильную сторону»). Ссылаясь на тяжелую финансовую ситуацию в ГУП «ТЭК СПб», Виролайнен призвал не спешить с его реформированием (равно как и других крупных ГУПов). Тормозится реализация предложений Лихачева (одобренных правительством города еще в августе) о создании единой компании, управляющей тепловыми сетями ОАО « Ленэнерго» и ГУП «ТЭК СПб». Такая централизация функций позволяет сократить на 15-20% содержание сетей и увеличить до 1 млрд долларов в год объем заимствований на модернизацию и развитие систем теплоснабжения. Соответствующие предложения подготовлены рабочей группой под руководством Лихачева. Отвечая на вопрос обозревателя «Эксперта С-З», Виролайнен затруднился назвать даже приблизительный срок принятия решений.
Вывезет монополист?
Трудно будет губернатору добиться кардинальных изменений и в другой подведомственной Виролайнену сфере - в благоустройстве и дорожном хозяйстве. Хотя Матвиенко в ходе формирования правительства справедливо возмущалась неэффективностью расходования средств в этой сфере, завышением расценок и низким качеством работ, председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Владимир Дедюхин сохранил свое кресло. Это обстоятельство наверняка затруднит принятие необходимых для улучшения ситуации мер, призванных сделать систему организации конкурсов более прозрачной и ликвидировать нынешнюю порочную практику, когда наиболее выгодные заказы получает ограниченная группа фирм-подрядчиков.
Предлагаемые Виролайненом административно-командные методы вряд ли способны улучшить ситуацию и в транспортной сфере. Так, очевидно, не удастся решить проблему пробок за счет отгона неправильно припаркованных машин, принуждения магазинов «затариваться» только по ночам и т.п. В действительности требуется широкий комплекс мер, включающий оптимизацию транспортных потоков, организацию одностороннего движения по улицам, строительство паркингов, мостов, туннелей и т.п.
Трудно рассчитывать и на улучшение работы общественного транспорта. Новый председатель Комитета по транспорту Александр Да-цюк, возглавлявший ранее ГУП «Пассажир-автотранс», выбрал курс, прямо противоположный тому, что рекомендуют грамотные специалисты (в том числе из КУГИ, Комитета финансов и даже прежнего руководства Комитета по транспорту). Вместо либерализации рынка с одновременным усилением регулирующей роли государства он, напротив, только упрочил плохо поддающийся контролю властей монополизм, инициировав слияние двух неэффективных, непрозрачных и планово-убыточных ГУПов - «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса». Однако обещанная экономия на управленческих расходах будет мизерной на фоне общих бюджетных расходов на транспорт (в 2004 году - почти 3 млрд рублей). В этой связи крайне символично заявление отраслевых чиновников об увеличении в январе стоимости проезда в городском транспорте, то есть о намерении следовать традиционным путем, доказавшим свою неэффективность.
Пестрая лента
Судя по заявленному новым председателем Комитета финансов Александром Никоновым намерению сохранить в комитете прежнюю команду, есть надежда на реанимацию чрезвычайно полезной для города инициативы его предшественника Виктора Кротова - бюджетной реформы, которая была в свое время саботирована отраслевиками яковлевской администрации. Экспериментальное введение для жителей Пушкинского района порядка перечисления социальных платежей на индивидуальные счета через банковские карточки - признак начавшегося движения в этом направлении. К массовому введению «карточек горожанина» может подтолкнуть и то, что ведущие петербургские банки, по-своему заинтересованные в этом, теперь имеют влияние на экономическую политику Смольного.
В общем, как и предполагалось, новая администрация не похожа на «команду единомышленников» и пока не готова проводить согласованную, идеологически цельную экономическую политику. Отдельные руководители, пришедшие из бизнеса, демонстрируют понимание наиболее острых городских проблем и могут позитивно воздействовать на принимаемые правительством решения. Однако эффективность работы администрации будет зависеть от того, насколько отчетливо Матвиенко сможет осознать потребность города в серьезных экономических реформах, без которых в конечном счете будут невыполнимы и многие ее обещания избирателям."