"Дело предправления и крупнейшего владельца "ЮКОСа" Михаила Ходорковского приняло оборот, грозящий ему потерей компании. Вчера Генпрокуратура арестовала 44% акций "ЮКОСа" в обеспечение ущерба, нанесенного государству ее акционерами. И хотя эксперты в один голос твердят, что действия силовиков незаконны, мало кто теперь сомневается том, что власти отнимут "ЮКОС" у Ходорковского и его партнеров.
Как рассказал "Ведомостям" руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин, вчера около 11 утра группа прокурорских работников во главе со старшим следователем Михаилом Безуглым явилась в инвестбанк "Траст" и арестовала находящиеся на счете ДЕПО 44,1% акций "ЮКОСа". По словам Шадрина, речь идет о бумагах, которые принадлежат двум офшорам - Yukos Universal Limited и Halley Enterprises, один из которых является "дочкой" а второй - "внучкой" гибралтарской Group MENATEP.
Эту информацию "Ведомостям" подтвердили в Генпрокуратуре. Сотрудник управления информации этого ведомства сообщил, что арест бумаг "ЮКОСа" проводился в рамках уголовного дела Михаила Ходорковского на основании исполнительного листа, выданного Басманным межмуниципальным районным судом Москвы. По его словам, арестованные акции в соответствии со ст. 115 УПК должны стать обеспечением материального ущерба на сумму $1 млрд, нанесенного государству и иным лицам самим Михаилом Ходорковским и двумя другими совладельцами "ЮКОСа" - директором группы МЕНАТЕП Платоном Лебедевым и бывшим президентом "ЮКОС-Москва" Василием Шахновским, недавно избранным сенатором. При этом и в "ЮКОСе", и в Генпрокуратуре говорят, что Yukos Universal Limited и Halley Enterprises сохранят право голосовать 44% -ным пакетом акций "ЮКОСа" и получать дивиденды. "Арест был наложен с единственной целью - воспрепятствовать перемещению акций в реестре", - говорит представитель Генпрокуратуры.
В "ЮКОСе" уверены, что акции компании были арестованы незаконно. По словам Шадрина, в протоколе 44% -ный пакет называется "фактически принадлежащим Михаилу Ходорковскому". "При этом из открытых источников известно, что Ходорковский не владеет акциями самого "ЮКОСа", ему принадлежит лишь 9,5% Group MENATEP", - напоминает он. До ареста глава "ЮКОСа" также являлся бенефициаром по еще 50% акций группы, теперь им стал ректор РГГУ Леонид Невзлин.
Юрист, занимающийся корпоративными конфликтами в крупной промышленной группе, согласен, что в этой ситуации арест имущества незаконен. По ст. 115 УПК ч. 1 арестовано может быть лишь имущество обвиняемого (подозреваемого) или лиц, несущих материальную ответственность за их действия, но ни Yukos Universal, ни Hulley Enterprises под это определение не попадают, считает юрист. "Арестованные акции принадлежат юрлицам, которые ни в чем перед нашим законом не провинились, против них никаких обвинений или претензий имущественного характера не выдвигалось", - отмечает он. Правда, по ч. 3 ст. 115 УПК арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть "достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого". "Что, есть основания полагать, что принадлежащее двум офшорным фирмам акции "ЮКОСа" ранее принадлежали лично Ходорковскому и он получил их преступным путем? " - задается вопросом собеседник "Ведомостей". По его наблюдениям, госорганы, включая прокуратуру, очень общо понимают закон и предпочитают "сначала залезть куда-то, а дальше пускай сами пострадавшие как-нибудь из-под них с писком выкарабкиваются". "Обидно, что это происходит на уровне Генпрокуратуры - выше стучаться уже некуда", - сетует юрист.
Арестовать акции в рамках закона можно только, если бы Group MENATEP заключил какую-то сделку и не выполнил свои обязательства, говорит партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин, а в остальных случаях гибралтарская компания является третьим лицом по отношению ко всем событиям. "И даже если с чьих-то слов Ходорковский якобы является одним из его бенефициаров траста, все равно никакой правовой критики эта история не выдерживает, - возмущается Тутыхин. - Но я не удивлюсь, если они завтра этот пакет на конкурсе продадут".
Начальник аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский также считает, что "российские власти перешли тот рубеж, за которым все возможно". "Никто не удивится, если завтра они объявят, что акции "ЮКОСа", принадлежащие Group MENATEP, конфискованы или что им запрещено голосовать и получать дивиденды", - говорит Дашевский. Эксперт отмечает, что в последнем случае крупнейшим совладельцем "ЮКОСа" окажется представляющая интересы чукотского губернатора Романа Абрамовича фирма Millhouse Capital, чьи структуры недавно получили 26% акций "ЮКОСа" и $3 млрд в обмен на 92% акций "Сибнефти".
А Банк Москвы в своем недавнем отчете вообще сделал предположение, что именно вопрос контроля над "ЮКОСом", а не расхождения в политических взглядах стал причиной проблем Ходорковского. "Мы не представляем Ходорковского в роли борца за светлое будущее России, - полагают аналитики банка. - Тот факт, что он не пошел на компромисс с властью даже под угрозой ареста, может объясняться только одним: изначальной подоплекой в деле "ЮКОСа" была вовсе не политика. Как показывает опыт Березовского, Гусинского и Голдовского, есть только одна вещь, за которую наши олигархи готовы драться до последнего, - это собственность". Тем не менее "ЮКОС" сохранит лидерство в российской нефтяной отрасли даже в случае изъятия контрольного пакета акций компании у группы МЕНАТЕП, полагают эксперты банка.