"Если в ходе губернаторских выборов и существовала какая-то интрига, то она была связана отнюдь не с именем следующего губернатора. Главный вопрос, касающийся будущего города, состоял в другом: ограничится ли новый хозяин Смольного лишь кадровыми перестановками или попытается изменить в Петербурге само качество власти.
Можно до бесконечности говорить о европейской значимости Петербурга и обещать сделать город «удобным для жизни», но без реальной административной реформы, точнее, реформы системы управления мегаполисом, все это останется популистскими декларациями. Начинаться же реформа должна с оптимизации работы администрации, превращения правительства города в единую команду профессионалов - современных управленцев, способных проводить согласованную, концептуально продуманную политику, обеспечивающую Петербургу условия для дальнейшего экономического прорыва.
Казалось бы, Валентина Матвиенко, обладая колоссальным административно-политическим ресурсом, продемонстрированным в ходе выборов, может решительно пойти на создание эффективной и при этом прозрачной системы исполнительной власти. Но за три недели «новой эры» от губернатора не поступило подобных сигналов.
Законы, определяющие структуру и полномочия органов исполнительной власти, будут приняты депутатами ЗакСа в лучшем случае 12 или 19 ноября, и только тогда будет полностью сформировано правительство. Тем не менее общий вектор государственного строительства уже просматривается.
Прежде всего, создаются правовые предпосылки для усиления авторитарных начал в деятельности губернатора, при этом сокращаются возможности парламентского контроля за администрацией. Так, после изменения Устава города из 15 членов правительства только семеро вице-губернаторов (не возглавляющих отныне отраслевые комитеты) должны будут согласовываться ЗакСом, остальные же руководители назначаются губернатором и ответственны только перед ним. То есть председатели комитетов, занимающиеся всей практической работой, выводятся из сферы публичного контроля. А закон «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» вообще можно свести к формуле «все решает губернатор»: только он определяет теперь, какие комитеты создавать, какими полномочиями их наделять, кого ставить во главе них.
Похоже на то, что Матвиенко, по крайней мере пока, не намерена всерьез заниматься оптимизацией управленческой структуры администрации. А значит, сохранится дублирование функций между вице-губернаторами и подведомственными им комитетами. Что, разумеется, ничуть не приближает Петербург к реализации заветной идеи о создании подобия «единого инвестиционного окна». Решение вопросов, актуальных для инвесторов, и в дальнейшем будет попадать в сферу интересов сразу целого ряда высокопоставленных чиновников, в частности вице-губернаторов, отвечающих за финансово-экономический блок, строительство, городское хозяйство. Введение же должности вице-губернатора по инвестиционной политике (этого добивается часть депутатов ЗакСа) позволит лишь внедрить в правительство представителя от определенной элитной группы, но отнюдь не сделает систему власти более эффективной. В 1996 году специально под Юрия Антонова уже создавалось кресло «вице-губернатора по инвестициям», но он почти сразу занялся более конкретными вопросами ТЭКа.
Еще одно достижение «реформы»: предлагается по аналогии с администрацией президента создать «администрацию губернатора» (вместо канцелярии). Фактически «руководитель администрации» превращается в «первого» среди прочих «равных» вице-губернаторов, он отвечает за «организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности губернатора». Кстати, как смольнинские «канцлеры» умеют распоряжаться своими полномочиями, хорошо известно. Во времена Яковлева эти «серые кардиналы» грубо тормозили реализацию либеральных реформаторских инициатив отраслевых комитетов (в частности, КУГИ и Комитета финансов).
Представление о перспективах будущего правительства города дает и ответ на вопрос: «А кадры кто?» Похоже, что костяк команды составят бывшие соратники Матвиенко по комсомольско-партийной работе. Виктор Лобко станет главой «администрации губернатора» - очевидно, ключевой фигурой в Смольном. Его назначение наблюдатели рассматривают как поражение «питерских чекистов», лоббировавших кандидатуру Александра Беглова. Вице-губернатором по ЖКХ будет Олег Виролайнен. Ответственным за науку, образование и культуру назначен экс-спикер ЗакСа Сергей Тарасов.
Знаком усиления федеральной составляющей становится включение в состав правительства бывших и действующих силовиков: первого заместителя полпреда Андрея Черненко и руководителей УФСБ, налоговой инспекции и т.д.
Из наиболее важных с точки зрения развития города постов есть ясность только по кандидатуре «строительного» вице-губернатора - им остается Александр Вахмистров, открыто поддержанный строительным лобби. Останется ли Валерий Назаров председателем КУГИ, а тем более вице-губернатором - пока неясно. Хотя на представлении новым губернатором бюджета-2004 в ЗакСе он сидел на правительственной скамье. А вот Сергей Ветлугин не сидел. Не говоря уже о председателе Комитета финансов.
Судя по всему, те, кто на самом деле «командует парадом», не склонны допускать назначений на ключевые посты по принципу «не расстанусь с комсомолом». Сюда явно прочат надежных людей. И для города принципиально важно, что понимается под «надежностью»: преданность Кремлю или высокая деловая квалификация, способность обеспечить эффективное развитие Петербурга. "