"
В понедельник "Известия" выяснили, что против топ-менеджеров нефтяной компании "ЮКОС" и межбанковского финансового объединения "МЕНАТЕП" может быть возбуждено еще два уголовных дела по факту хищений. Соответствующие заявления в Генпрокуратуру России уже направили "Роснефть" и московский концерн "Интерстрой". В пресс-службе "МЕНАТЕПа" спокойно восприняли эту весть: "Мы не удивимся, если завтра нас обвинят в убийстве динозавра".
Заявление в Генпрокуратуру госкомпания "Роснефть" направила в конце прошлой недели. В документе говорится, что "ЮКОС" якобы похитил 19% принадлежащих ей акций "Енисейнефтегаза", списав их в реестре на один из своих офшоров. Именно с этим заявлением скорее всего и были связаны обыск и изъятие документов в офисе реестродержателя "ЮКОСа" - "М-реестр", куда следователи Генпрокуратуры нагрянули в минувшую пятницу. Уголовных дел по этому заявлению пока не возбуждено, однако соответствующее постановление может появиться уже в ближайшее время. В последнее время интересы "ЮКОСа" часто пересекались с интересами "Роснефти". Это касалось борьбы за нефтяные месторождения в Якутии, Красноярском крае, споров из-за соглашений о разделе продукции, за которые ратовала "Роснефть".
Еще с одним заявлением против "МЕНАТЕПа" в Генпрокуратуру обратилось руководство известного московского концерна "Интерстрой". Вчера по просьбе "Известий" суть претензий сформулировал юрист этой компании Владислав Шилабод.
- В середине 90-х годов тогда еще государственная фирма "Интерстрой" вместе с Внешэкономбанком и израильской компанией "Пич Стон" учредили АО "Садово-Спасское" для строительства делового центра на углу проспекта Сахарова и Садового кольца, - сообщил он. - Землю под комплекс, а это 0,37 га, выделило правительство Москвы. Акции распределились так: 40% - "Мосинстрою", 9% - Внешэкономбанку, 51% - "Пич Стону". За аренду земли израильтяне заплатили $1 млн. Внешэкономбанк и "Интерстрой" внесли по $1,5 млн. Согласно договору израильская сторона должна была быть основным инвестором, но она после первого платежа за последующие семь лет не только не внесла ни доллара, но и вытеснила государственного партнера - Внешэкономбанк. В 2001 году "Пич Стон" неожиданно выкинула представителей "Интерстроя" из совета директоров и перепродала контрольный пакет акций АО "Садово-Спасское" менатеповским структурам за смехотворную цену - 5 млн руб. При этом, по оценкам Москомзема, только один участок земли без построек стоит $8,5 млн. А нужно еще учитывать 3,5 миллиона долларов, вложенных в коммуникации и строительство. "МЕНАТЕП" уже давно положил глаз на эту площадку, так как его основное здание расположено по соседству. Теперь у нас появилась информация, что нас выгнали не только из совета директоров, но и отняли ценные бумаги. По крайней мере в "МЕНАТЕПе" утверждают, что мы уже не совладельцы. Поэтому мы попросили Генпрокуратуру возбудить уголовное дело по факту мошенничества".
В Генпрокуратуре "Известиям" заявили, что "оба заявления попали по назначению и сейчас изучаются, после чего будет принято соответствующее решение".
В пресс-службе "МЕНАТЕПа" спокойно восприняли информацию о новых претензиях в свой адрес.
- Мы не удивимся, если завтра найдется еще десятка два-три заявителей, желающих под общий ажиотаж решить собственные проблемы, - считают в "МЕНАТЕПе". - Мы считаем, что хотя происходящее формально находится в рамках правового поля, но выглядит все как хорошо организованный наезд.
Одновременно источник "Известий" в "МЕНАТЕПе", в отличие от Михаила Ходорковского, заявившего, что компания "имеет дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в окружении Владимира Путина", не склонен преувеличивать политический аспект проблемы.
- Конечно, организация столь мощного давления на "ЮКОС" и "МЕНАТЕП" с хорошей подготовкой уголовных дел, с арестами, спланированной пиар-кампанией, без поддержки высокопоставленных госчиновников в принципе невозможна, - утверждает он. - Экономические и политические интересы конкретной группировки тесно переплетены. Но все-таки здесь больше бизнес-конфликт.
Напомним, что сейчас против "ЮКОСа" и "МЕНАТЕПа" следователи Генпрокуратуры расследуют четыре уголовных дела. Все они подробно описывались в "Известиях". Первое касается хищения в 1994 году принадлежащего государству 20%-ного пакета акций АО "Апатит" (крупнейший в стране производитель фосфатосодержащих удобрений) на сумму $283 млн. В рамках этого дела арестован председатель совета директоров МФО "МЕНАТЕП" (акционер компании "ЮКОС") Платон Лебедев. Он обвиняется в том, что создал финансовую схему по уводу акций за цену примерно в десять раз ниже рыночной, а значит, собственности "Апатита", на подконтрольные "МЕНАТЕПу" компании. Его адвокаты уже направили в суд жалобу на арест с ходатайством об освобождении предпринимателя под подписку о невыезде под любые гарантии: залог, поручительство и так далее.
Второе дело расследуется против управляющего делами "дочки" "ЮКОСа", компании "ЮКОС-ЭП" Рамиля Бурганова, который сейчас в розыске. Ему инкриминируется вывод основных активов Восточной нефтяной компании (она принадлежит "ЮКОСу") - крупных пакетов ценных бумаг шести предприятий, в том числе "Томскнефти". Акции по сложной цепочке оказались в офшорах.
Третье и четвертое дела вообще являются чистой уголовкой. Начальник 4-го отдела службы безопасности "ЮКОСа" Алексей Пичугин был арестован в конце июня по обвинению в организации взрыва, прогремевшего в 1998 году у дверей Ольги Костиной, которая тогда работала советником мэра Москвы Юрия Лужкова по связям с общественностью. Он же обвиняется в убийстве семьи Гориных в Тамбове. Сергей Горин, по версии следствия, тоже был причастен к взрыву. Кроме того, Генпрокуратура расследует два покушения в 1998-1999 годах на предпринимателя Евгения Рыбина, безуспешно требовавшего через суды $180 млн с ВНК. В организации этих преступлений подозревается один из вице-президентов "ЮКОСа".
В рамках первого уголовного дела вчера в Лефортове должен был состояться допрос Платона Лебедева. Однако по инициативе следствия его почему-то решили отложить"