" Два года назад Путин и бизнес заключили на даче неписаную конвенцию - власть не вспоминает про законность первоначального накопления российского капитала, а капитал не претендует на власть. Конвенция действовала без сбоев почти два года. И вот Михаил Ходорковский захотел получить при новом созыве Думы ее 'контрольный пакет' - половину голосов.
Ходорковский, по признанию лидера «Яблока» Явлинского, является основным спонсором этой партии. Кроме «Яблока», ЮКОС также финансирует КПРФ: по признанию самого Михаила Ходорковского, один из частных акционеров компании вкладывает средства в эту партию. Наконец, ЮКОС не обошел вниманием и 'Союз правых сил' – на долю компании, по данным ГАЗЕТЫ, приходится 7% всей спонсорской поддержки 'правых'.
По словам собеседников ГАЗЕТЫ в нефтяных кругах, нынешний председатель совета директоров ЮКОСа Сергей Муравленко намерен баллотироваться в Думу по федеральному списку «Яблока». Одним из депутатов 'Яблока' в будущей Думе может стать еще один представитель ЮКОСа - Леонид Невзлин. Не исключено, что представители компании займут треть федерального списка «Яблока».
Столь широкое влияние на партии позволяет ЮКОСу получить 'контрольный пакет' голосов в будущей Думе. Это не может устраивать Кремль - он добивается того же.
ЕР или КПРФ
Рейтинг прокремлевский 'Единой России' к лету остался равен рейтингу КПРФ. К тому же внутри Кремля только что официально произошел раскол на два центра. 'Народный депутат' обрел политическую автономию и пойдет на выборы вне блока с 'Единой Россией'. Кремлю впору бы не расколоться самому на противостоянии основателя ЕР Владислава Суркова и нынешнего патрона Народной партии Виктора Иванова.
Еще одна линия фронта - которую открывает Ходорковский - Кремлю не нужна.
Главе ЮКОСа предстоит сделать выбор - идти на конфронтацию или же на уступки Кремлю.
'Ходорковский играть на обострение не будет, - заявил ГАЗЕТЕ эксперт Института социальных систем Дмитрий Бадовский, - ему важно удержать капитализацию, занять деньги на Западе под 'Сибнефть', чтобы сделка не сорвалась, ему надо завершать переговоры с иностранцами, которые планировали покупку блокпакета ЮКОСа. Cейчас его приоритет - сохранить интересы в бизнесе, и естественно, это приведет к снижению интенсивности в его политических действиях. Но полностью они прекращены не будут'.
Традиционную поддержку 'Яблока' Ходорковскому при компромиссе, скорее всего, оставят. Логичнее всего, по мнению Бадовского, было бы потребовать в жертву главного конкурента центристов - КПРФ.
Если уступки Ходорковского не устроят Кремль, давление правоохранительных органов усилится и претензии будут предъявлены лично к нему, то у него, полагает политолог, останется один путь – апеллировать к общественному мнению, причем прежде всего к западному. Но это будет ударом по его бизнесу.
В любом случае президент будет дистанцироваться от скандала с ЮКОСом. Как считают собеседники ГАЗЕТЫ в Кремле, администрация приняла жесткое решение не комментировать происходящее и указывать на то, что все находится в исключительной компетенции правоохранительных органов.
Показательно, что единственным из власть предержащих, кто высказался по поводу ареста, оказался вице-премьер Виктор Христенко. И то почти случайно: в городе Мышкине Ярославской области его об этом спросили журналисты. Вице-премьер отделался общими фразами. 'Чем быстрее правовая сторона вопроса будет урегулирована, тем быстрее успокоится рынок', - сказал он.
Варианты торга
То ли политические амбиции Ходорковского, то ли противостояние ЮКОС – 'Роснефть' послужили катализатором реакции. Тем не менее использование крупным бизнесом (или олигархами) различного рода ресурса (не только ЮКОСа) для воздействия на власть значительно повысило температуру процесса в последнее время.
Первым, кто «проинтуичил» ситуацию, был Потанин. Он быстро выступил с заявлением-покаянием: «Наделал ошибок, больше не повторится. Буду исправлять». Что в политическом контексте может звучать так: во власть хочу, но не буду.
Чем вызваны столь амбициозные планы Ходорковского? Возникло ли «повышенное чувство ответственности» за судьбу страны, осознание себя выше консультантов из администрации президента в понимании политической ситуации, может, груз свободных денежных остатков передавил, но факт остается фактом – демонстрация независимости от власти, позиционирование в качестве одной из крупнейших в мире компаний и иллюзия самодостаточности сыграли злую шутку.
Как могут развиваться события, уже несложно прогнозировать, исходя из опыта прошлого.
ЮКОС: как можно скорее выйти на президента, одновременно используя ресурс будущих партнеров по бизнесу. Без сомнения, организация лоббирования на уровне международных контактов и национальных диаспор. Мобилизация площадки РСПП и сопутствующие PR-кампании в доступных средствах массовой информации. Включение в процесс политических партий и движений, которые в свое время финансово поддерживались компанией.
Что будет противопоставлено: в ближайшее время генеральный прокурор России Владимир Устинов будет докладывать президенту о сути предъявленных обвинений по делу ЮКОСа--МЕНАТЕПа. Появление новых эпизодов обвинительной направленности и включение в них новых фигурантов. Активное умалчивание происходящего государственными средствами массовой информации. Как минимум пристальное внимание государственных органов к сделке ЮКОС--'Сибнефть'. Во всей этой каше победителей, скорее всего, не будет. А если и будет, он один - имя его известно.
Компромисс, конечно, возможен. ЮКОСу предложат дистанцироваться от попыток воздействия на государство и политико-экономического влияния на Думу. В обмен – незначительные сроки содержания под арестом 'заложников'. Жесткая координация любой политической деятельности с группой назначенных консультантов Кремля. Личные амбиции Ходорковского даже не обсуждаются: в обмен – отсутствие новых фигурантов и вновь открывшихся эпизодов.
В качестве публичного решения, как обычно, будет предъявлено: компенсировать ранее накопленную «недоплату». Например, на компанию взвалят решение региональных социально-экономических проблем.
Что касается других возможных потенциальных участников, то они будут вести себя как обычно. Но есть и новинки: бизнес лишний раз подумает о раскрытии структур управления собственностью – своевременно ли… А сожалеть будет только об одном – не смог приблизить к себе президента, скорее, оттолкнул. И уж точно большинство серьезно задумается: а что будет через следующий его президентский срок? Государственные компании окончательно убедятся, что быть под крышей государства гораздо безопаснее и выгоднее. Быть чиновником-бизнесменом - совсем не то что бизнесменом, думающим о политической карьере: простят все, даже отключение любого рода рубильника. Олигарх-министр – наш разведчик, олигарх-бизнесмен – «ихний» шпион