На прошлой неделе председатель правления нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский признался, что акционеры компании поддерживают три политические партии: СПС, "Яблоко" и КПРФ (первые две он лично). В целом же глава "ЮКОСа" ведет себя так, как будто со временем рассчитывает попасть в кресло премьер-министра.
"Еще в 2000 году "ЮКОС" имел репутацию злостного нарушителя прав акционеров. Бумаги компании были одними из самых дешевых в отрасли, а акционеры - людьми крайне непубличными. Но после окончания конфликтов с миноритариями произошло почти невозможное - компания стала уважать права акционеров, раскрывать информацию и показывать мощный производственный рост. В результате акции "ЮКОСа" выросли примерно в десять раз. Компания стала стоить дороже $20 млрд. и в списке самых дорогих корпораций России обогнала "Газпром" и "ЛУКОЙЛ".
В июне 2002 года происходит другое знаменательное событие. "ЮКОС" впервые раскрывает реальных собственников (официально в реестре фигурируют номинальные держатели). Выясняется, что Михаил Ходорковский как акционер офшоров и бенефициар трастов владеет почти 40% акций. То есть при цене акции $9, 2 за штуку его состояние равно $8 млрд. Дороже акция -больше состояние. За динамикой богатства можно следить по биржевым котировкам (см. стр. 44). Глава "ЮКОСа" становится самым богатым в мире человеком моложе 40 лет. И если из этого списка 26 июня он выпадет по причине достижения 40-летнего возраста, то российский список миллиардеров Михаилу Ходорковскому возглавлять еще долго.
После оглашения размеров состояния главе "ЮКОСа" ничего не остается, кроме того как стать полностью публичной фигурой и вести себя очень уверенно, чтобы и у наблюдателей не оставалось сомнений в легитимности образования самого большого в стране капитала. В короткий срок глава "ЮКОСа" становится едва ли не самым публичным в стране предпринимателем: живее всех других обсуждает пути экономического роста и чуть ли не дискутирует с президентом на одной из встреч с олигархами. Иногда доходит до агрессии: достаточно вспомнить, с каким ожесточением Михаил Ходорковский боролся против уменьшающих налоги некоторых нефтяников соглашений о разделе продукции (за это, кстати, всегда ратовала поддерживаемая им партия "Яблоко"). В общем, олигарх печется о бюджете, что уже само по себе должно вызывать вопросы.
В начале апреля Михаил Ходорковский делает еще одно редкое заявление: он гарантирует, что покинет менеджерский пост в "ЮКОСе" через четыре года - в 2007 году. В крупном бизнесе подобное обещание давал только Анатолий Чубайс, считающий, что после реструктуризации РАО "ЕЭС России" его миссия в компании будет выполнена. В 2007 году Михаилу Ходорковскому будет всего 44 года - пожалуй, что и самый расцвет. А куда податься молодому безработному миллиардеру как не в политику и общественную деятельность?
Мировая практика показывает, что филантропией и общественно значимой раздачей денег узким кругам заинтересованных лиц ограничивают свою активность только одиозные миллиардеры, такие как Джордж Сорос или Билл Гейтс. У таких людей слишком неоднозначная репутация, чтобы всерьез претендовать на высокие государственные посты.
Если же одиозность не столь велика, богатые люди все-таки думают о высокой политике. Самые яркие примеры: почти вся нынешняя верхушка США, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. В России наиболее памятен поход в вице-премьеры олигарха Владимира Потанина. Есть множество примеров уровнем пониже: министры, губернаторы, сенаторы, но на уровень премьера (или президента) никто из крупных предпринимателей еще не замахивался. Премьеры и президенты как-то больше появляются из КПСС, органов или науки.
Впрочем, большой политикой Михаил Ходорковский занялся еще до ухода на заслуженный отдых. На прошлой неделе он сознался в том, что из личных денег поддерживает СПС и "Яблоко", а другие акционеры "ЮКОСа" (не сам "ЮКОС"! ) тем временем оказывают поддержку Коммунистической партии РФ. Известно также, что либеральные партии глава "ЮКОСа" поддерживает в нерабочее время, так как еще в январе "ЮКОС" распространил заявление, в котором говорилось: "Компания запрещает своим сотрудникам заниматься политической деятельностью в рабочее время, равно как и любой другой деятельностью, не связанной с исполнением прямых служебных обязанностей. Любая профессиональная политическая деятельность не совместима с работой в компании".
По сути, объявив о своих финансовых вливаниях, глава "ЮКОСа" стал неформальным лидером несостоявшегося объединения демократических партий. Ведь кто платит, тот и заказывает музыку. Уже появились слухи о том, что Григорий Явлинский готов покинуть пост лидера партии. На первом месте в числе преемников, разумеется, стоит главный спонсор. Отметим, что посты главы партии или фракции - одни из лучших для прыжка в кресло премьера.
Учитывая последние соображения президента о том, что премьер-министр должен реально, а не формально представлять большинство нижней палаты парламента, действия Михаила Ходорковского становятся еще более оправданными. При хорошем раскладе КПРФ, СПС и "Яблоко" на выборах могут собрать чуть ли не 50% голосов избирателей. А если акционеры "ЮКОСа" дадут деньги еще и на президентские выборы? Ведь совладельцы компании с прибылью $3 млрд. в год могут дать много, сразу и без лишних вопросов.
Резюмируя, можно предположить, что поступки первого лица "ЮКОСа" идеально подходят для начала им политической карьеры с целью в виде кресла премьер-министра, в чем он, разумеется, никогда не сознается. Ведь кто сейчас Михаил Ходорковский? С одной стороны, богатый человек, хороший менеджер и умный экономист. А с другой - глава компании с сомнительной приватизационной историей. Последнее обстоятельство также оправдывает любые политические инвестиции акционеров "ЮКОСа".
***
Михаил Ходорковский покупает себе политическую поддержку крупным оптом
Валерий Леонов ПРЕМЬЕРА МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО. // Финанс. (Москва).- 14.04.2003.-
Источник: Независимая газета Регион: Город Москва
Дата: 14.04.2003 Город: Москва
Номер: 075 Автор:
Страница: 1,2 Дата загрузки: 14.04.2003 7ч.
ПОЛИТИКА ВЫЙДЕТ ИЗ ТЕНИ НЕ РАНЬШЕ ЭКОНОМИКИ.
Примеру Михаила Ходорковского бизнесмены последуют только после либерализации налогового и избирательного права
Недавно известный предприниматель Михаил Ходорковский открыто заявил о том, что он занимается финансированием политических партий, и причем вполне конкретных. Останется ли этот поступок "подвигом" одиночки или же его примеру последуют и другие бизнесмены? И будет ли это способствовать выходу российской политики из тени? На эти вопросы мы попросили ответить известных российских политологов.
Глеб Павловский, Фонд эффективной политики
Сейчас трудно сказать, кто именно решит последовать примеру Ходорковского. Прежде всего потому, что подобные заявления порождают для крупного бизнеса потенциальные проблемы в отношениях как с политиками, так и с властями. Пренебречь этим могут только очень крупные бизнесмены, такие, как Михаил Борисович, который является богатейшим человеком страны. А у его коллег будут связаны руки, особенно у тех предпринимателей, кто захочет, например, поддержать Компартию или Владимира Жириновского. Кроме того, надо иметь в виду, что объемы средств, которые политики могут легально потратить на свои выборы, по мнению всех без исключения политдеятелей, не соответствуют реальной стоимости даже очень скромных избирательных кампаний. Поэтому как и у партий, так и у тех, кто будет жертвовать средства, возникнет проблема возможного превышения фондов. Я думаю, эти факторы помешают превратить великий почин Михаила Борисовича в массовое явление.
Андрей Рябов, Фонд Карнеги
Несомненно, этот почин найдет отклик и поддержку. Прежде всего потому, что многие крупные компании, вероятно, опасаются чрезмерного усиления "Единой России". А вдруг эта партия в конечном итоге перейдет под контроль какой-то одной кремлевской группировки? Значит, возможность реализации тех или иных интересов через нее будет существенно ограничена. А инвестируя в какую-либо другую крупную партию, бизнес создает себе некое пространство для маневра, что вполне логично. И таким привлекательным объектом для инвестиций может стать, к примеру, КПРФ. Она успешно осваивает демократические нормы и процедуры, а кроме того, ее верхушка давно интегрирована во властвующую элиту. Что касается "черных фондов", то они будут существовать до тех пор, пока черный нал будет "крутиться" в российской экономике. Ведь выборы - составная часть российского бизнеса. Поэтому было бы наивно ожидать, что где-то в экономике черный нал по-прежнему играет заметную роль, а вот здесь его использование будет сведено к минимуму.
Дмитрий Орешкин, директор группы "Меркатор"
Коммерческие структуры уже давно спонсируют политические партии. И это факт общеизвестный. Еще осенью г-н Ходорковский, насколько я знаю, консультировался с администрацией президента, пытаясь выяснить, как там отнесутся к его поддержке "ЯБЛОКА". Ему было сказано, что возражений не будет. Другой бизнесмен из группы ЮКОС, тоже весьма влиятельная персона, поддерживает аналогичным образом КПРФ. Все это вполне объяснимо - бизнесмены не кладут яйца в одну корзинку. Но Михаил Ходорковский придал этому пиаровскую новизну, взял на себя смелость объявить об этом открыто. Что касается выхода российской политики из тени, то заявление Ходорковского вряд ли кардинально исправит ситуацию -сумма, которую можно потратить на выборы, четко обозначена законом. И она на порядок ниже тех объемов, что партия реально тратит на обеспечение избирательного процесса. А потому значительная часть средств по-прежнему будет идти черным налом. Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока депутаты Госдумы наконец не перестанут изображать из себя хранителей народных интересов и не обозначат реальные объемы средств, затрачиваемых на политический процесс.
Валерий Хомяков, Агентство прикладной и региональной политики
Поддержка политических партий со стороны предпринимателей - не такой уж большой секрет. Но поступок Михаила Ходорковского заслуживает одобрения. И было бы хорошо, если бы и другие наши бизнесмены последовали его примеру. Тогда можно было бы определить если не "белый", то хотя бы общий объем стоимости избирательной кампании каждой партии.
Игорь Бунин, фонд "Центр политических технологий"
Михаил Ходорковский указал правильное направление. Думаю, его примеру установления четких отношений между бизнесом и политикой последуют другие бизнесмены. Причем по мере усиления прозрачности российской экономики в целом и российских компаний в частности, я полагаю, эта тенденция будет усиливаться. Естественно, это даст шанс сделать нашу политическую жизнь более открытой. В том числе и для налоговиков.