7 июля 1980 года сразу после взлета из аэропорта Алма-Аты упал на землю "Ту-154Б-2". Погибли 163 человека.
10 июля 1985 года после вылета из Ташкента самолет "Ту-154" сорвался в плоский штопор и разбился вблизи Учкудука. В катастрофе погибли 200 человек.
8 февраля 1993 года в небе Ирана столкнулись "Ту-154" авиакомпании "Iran Air" и истребитель ВВС ИРИ. По оценкам западных специалистов, погибли 130-135 человек.
3 января 1994 года близ Иркутска потерпел катастрофу пассажирский самолет "Ту-154" авиакомпании "Байкал-Авиа". Погибли 120 человек.
6 июня 1994 года в Китае разбился "Ту-154М" авиакомпании "China NorthWest". Погибли 160 человек.
29 августа 1995 года на архипелаге Шпицберген разбился "Ту-154М" "Внуковских авиалиний", летевший из Москвы. Погиб 141 человек.
7 декабря 1995 года на Дальнем Востоке за 30 минут до посадки в Хабаровске разбился самолет "Ту-154", летевший из Южно-Сахалинска. Погибли 90 пассажиров и 8 членов экипажа.
15 декабря 1997 года при заходе на посадку в аэропорту Шарджа (Объединенные Арабские Эмираты) взорвался самолет "Ту-154Б-1" авиакомпании "Тоджикистон". Из 86 человек, находившихся на борту самолета, уцелел один.
В феврале 1999 года в китайской провинции Чжэцзян упал "Ту-154" компании "Юго-западные авиалинии Китая". Погибли 50 пассажиров (из них - 11 детей) и 11 членов экипажа.
Владивосток: "Не было никакого предчувствия"
"Ту-154М" летает 352-м рейсом два раза в неделю. Трасса Владивосток-Иркутск-Екатеринбург - длинная и достаточно сложная, новичков сюда не пускают. Экипаж, который отправился в свой последний полет позавчера утром, сложился давно.
Главный в команде - 51-летний Валентин Гончарук. Он житель города Артем Приморского края, отец 29-летней дочери. Девушка не пошла по стопам отца и, как рассказывают, не очень любила летать. Зато Гончарук чувствовал себя в небе как рыба в воде. "Тушки" он оседлал еще в 1979 году, до этого летал на "Як-40", но "сто пятьдесят четвертый" полюбил сразу - говорил, что знает эту машину лучше себя самого...
"Человек положительный во всех смыслах, - вспоминает о погибшем пилоте один из его боссов, помощник гендиректора авиакомпании "Владивосток-Авиа" Владимир Разбежкин. - В его мастерстве никто никогда не сомневался. Вообще, каждый год пилоты у нас проходят переаттестацию. Для кого-то это испытание, но у Валентина подобных проблем никогда не было В то же время и за славой он никогда не гнался".
Под стать Гончаруку была и его команда: второй пилот - 41-летний Сергей Диденко - серьезный, обстоятельный, из породы молчунов, штурман Николай Сакрытин, бортинженер Юрий Степанов, бортпроводники Ольга Белозерова, Анна Бирюкова, Евгения Исаева, Елена Куликова и Виктор Морозов. Самой молодой, Ане, было всего 22 года. Этот состав практически не менялся, и в Екатеринбург экипаж отправляли, что называется, с легким сердцем. "Никакого предчувствия не было. Обычный рейс..." - вспоминают в компании.
Екатеринбург: На "Ту-154" искали преступника
3 июля в 15.40 московского времени "Ту-154", бортовой номер 85845, приземлился в екатеринбургском аэропорту "Кольцово" - всего на два часа. Перед отлетом специалисты местной компании "Уральские авиалинии", согласно договору, провели его осмотр. Сейчас их пресс-служба заявляет: "Техническое обслуживание рейса ТД-352 авиакомпании "Владивосток-Авиа" производилось техническими службами нашей авиакомпании по оперативному виду обслуживания. Замечаний по работе материальной части данного воздушного судна экипажем не было заявлено. Смотровые работы были выполнены в полном объеме согласно действующим регламентациям". Кстати, личный досмотр пассажиров рейса проводился особенно тщательно: поступила ориентировка на розыск преступника. Поэтому свердловские сотрудники ФСБ, пока еще неофициально, версию о взрыве отвергают. Они почти уверены, что пронести взрывное устройство на борт никому не удалось бы.
В 17.40 по московскому времени самолет "ТУ-154" вылетел из "Кольцово".
Иркутск: "Полосу вижу!"
В 2.30 его ждали в Иркутске. Здесь самолет должен был высадить 48 пассажиров, дозаправиться и лететь дальше. Чуть раньше расписания пилоты повели самолет на посадку. "Тушка" уже выпустила шасси. Ей оставался последний разворот на посадочный курс. "Полосу вижу!" - прозвучали в динамиках диспетчера слова командира экипажа. Через несколько секунд самолет исчез с радаров. Часы показывали 2 часа 10 минут.
Местные жители проснулись от грохота. Один из деревенских взял машину и поехал взглянуть, что случилось. В четырех километрах от деревни он увидел разбитый, горящий самолет...
...4 июля, девять часов утра. Дорога, ведущая к полям Бурдаковки, несмотря на недавнюю грозу, утрамбована шинами автотранспорта, который все утро доставлял к месту катастрофы спасательные команды. На поле - черное пятно крушения, диаметром в полкилометра. Как рассказывают пожарные, прибывшие на место первыми, - тушить здесь было уже нечего. Останки самолета едва дымились.
Следа от проехавшегося по земле корпуса нет. Самолет упал компактно и сразу. Зона крушения обнесена шпагатом с красными ленточками. За ним - человеческие останки, перемешанные с обломками самолета и личными вещами пассажиров.
- Самолет не взорвался, а сгорел, - говорят пожарные. - После падения корпус развалился на части, которые сгорели буквально за час. Это не нонсенс. На учениях крупный самолет сгорает примерно за такое же время...
По "зоне" ходят, совещаясь, первые лица области. Здесь и прокурор области, и федеральный инспектор Игорь Тутеволь, и вице-губернатор Иркутской области Николай Мельник, и начальник областного УВД Александр Россов. Рано утром прилетел министр Сергей Шойгу.
- Пока ничего не ясно. Даже специалисты по аэродинамике не могут понять, в чем дело. Самолет плашмя рухнул на землю на третьем поворотном круге. Непонятно, что случилось, но корпус резко развернуло на 180 градусов от курса... Никаких тревожных сигналов от пилотов не поступало. Но сказать что-либо определенное пока никто не может. Уже найдены "черные ящики", расшифровав которые, мы сможем прояснить ситуацию. Все они не повреждены. "Ящики" уже сейчас направлены в государственную комиссию, которую возглавляет Илья Клебанов.
Вскоре на "поле" (так условно сейчас называют место трагедии) прибыл отряд курсантов Восточно-Сибирского института МВД РФ. Они оцепили территорию падения самолета, чтобы избежать мародерства, которое нередко сопровождает крупные бедствия. А брать на месте новой аварии есть что. По словам очевидцев, среди человеческих останков лежат драгоценности, деньги, вещи...
К середине дня удалось извлечь из-под обломков больше пятидесяти тел - если так можно назвать то, что осталось от пассажиров. Все они будут транспортированы в Иркутский городской морг, где работает оперативная бригада. Там, в морге, и будет производиться опознание. В основном - по личным вещам пассажиров.
Владивосток: "Этот самолет продали по дешевке"
Разбившийся самолет был построен в 1986 году в СССР, длительное время работал на внутренних линиях в Китае, а в октябре прошлого года ОАО "Владивосток-Авиа" купило его у крупнейшей китайской государственной компании "Северо-Западные авиалинии Китая". Накануне покупки директор компании по экономике и финансам Алексей Каташонов сообщал журналистам, что самолет подобного класса на российском вторичном рынке стоит $2,5-3 млн. "Китайская авиакомпания продала нам его несколько дешевле", - заметил он тогда. И добавил: "Даже с учетом затрат на капитальный ремонт (порядка $500 тыс.) и оформления в российском регистре это гораздо дешевле, чем покупка нового самолета аналогичного класса (новый "Ту-204" стоит $25 млн.). Прохождение же капитального ремонта гарантирует нормальную работу самолета в течение 6 тысяч летных часов, что составляет примерно 5-7 лет". Сразу после покупки злосчастный "Ту" отправили на капитальный ремонт во Внуковский авиаремонтный завод. В апреле нынешнего года самолет - подштопанный и подлатанный - был введен в эксплуатацию. Самое интересное, что "Владивосток-Авиа" вело усиленные переговоры о покупке еще одной машины у китайцев - такой же "свежей", но зато дешевой.
Под Иркутском еще только начинались спасательные работы, а в авиакомпании уже поспешили заметить, что претензий к техническому состоянию самолета у "Владивосток-Авиа" не было: ведь он, дескать, недавно прошел крупный капитальный ремонт и облет. На сегодняшний день авиационный парк компании "Владивосток-Авиа" насчитывает 16 воздушных судов, выполняющих авиаперевозки на внутрироссийских и международных направлениях: 3 "Ту-154М", 3 "Ту-154Б", 7 самолетов "Як-40" и 3 грузовых "Ил-76". Плюс к этому - 33 вертолета: 13 "Ка-32а", 13 "Ми-8" и 7 "Ми-2".
Иркутск: "Дайте мне умереть!"
Ближе к вечеру Иркутское отделение МЧС распространило список пассажиров, среди которых 6 детей. Самой младшей, Анне Килиной, - 3 года. Она летела домой с мамой Инессой Владимировной. Кроме того, среди погибших - 12 граждан КНР. (Этот рейс вообще пользовался популярностью у выходцев из страны Поднебесья. Иностранцы возили в Екатеринбург и Иркутск ширпотреб из столицы Приморья.)
...В здании международных авиалиний - толпа. Два представителя Китая, чьи родственники летели на рейсе 352, мечутся из угла в угол. Один в голос кричит что-то по-китайски (знающие люди переводят это как "Дайте мне умереть!"). У кого-то от шока подскочило давление и хлынула кровь. Одни, более-менее успокоившись, разъезжаются по домам, решив ждать сведений о друзьях и родных без присутствия посторонних. Другие только прибыли в аэропорт в надежде узнать хоть что-то... Для приезжающих в Иркутск родственников погибших администрация Иркутской области забронировала места в гостиницах.
Самые практичные (или циничные?) уже интересуются, сколько им заплатят. Директор страховой компании "ДАСК" Александр Румянцев сообщил "МК", что после того, как происшествие с самолетом будет признано страховым случаем, начнутся выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе. Самолет был застрахован на 60 млн. рублей в "ДАСКе" и 10 других страховых компаниях России. Родственники погибших пассажиров, как сообщили во "Владивостоке-Авиа", получат по 12 тыс. руб. страховых выплат, родственники членов экипажа - по 127 тыс. руб. Сам Румянцев с трудом сдерживает эмоции. Он из Артема, как и Гончарук, а потому особенно близко к сердцу воспринимает гибель экипажа.
Кстати, о выплатах родным несчастных пилотов. Во Владивостоке по этому поводу уже раздаются недовольные выкрики...
Владивосток: "Нас опять обманут!"
Гибель "Ту-154" - не первая катастрофа, случившаяся с машинами компании "Владивосток-Авиа". 14 марта 1999 года "Ми-8", принадлежавший авиапредприятию, разбился на Гаити. Сначала предполагалось, что его уничтожили ракетой класса "земля-воздух", но потом все сошлись во мнении, что геликоптер врезался в гору. Все находившиеся на борту 13 пассажиров (из них - 6 российских членов экипажа) погибли. Тела погибших были доставлены во Владивосток, был открыт монумент их памяти. Однако даже спустя полтора года после трагедии семьям погибших членов экипажа "Владивосток-Авиа" так и не выплатила денег. К началу 2000 года родные и близкие погибших добились предусмотренной в подобных случаях пенсии от государства - около 1000 руб. в месяц, выплаты страхового возмещения в связи с их гибелью на производстве. Однако на многочисленные обращения членов семей по поводу возмещения вреда генеральный директор Владимир Сайбель отвечал отказом. А среди оставшихся без кормильцев семей - многодетные матери, престарелые родители; жена бортмеханика не перенесла горя и умерла от сердечного приступа... И сейчас, спустя два года, во Владивостоке не очень-то верят обещаниям. "Нас опять обманут!" - опасаются там.
Екатеринбург: "Обстановка очень серьезная"
Под Иркутском погибли 34 жителя Свердловской области, из них 24 - екатеринбуржцы. Известно, что из Екатеринбурга 352-м рейсом вылетела группа пиарщиков, которая собиралась обслуживать иркутские губернаторские выборы. В частности, Николай Журавлев, журналист и аспирант института философии и права, и его подруга Алена Кичук.
Вчера на Урале было неспокойно. "Обстановка в аэропорту очень серьезная", - высказался один из сотрудников "Кольцово". Поступает множество звонков от родственников пассажиров, вылетевших 352-м рейсом. А в зале для приема VIP-персон собираются родственники погибших. Сейчас там находится уже свыше ста человек, родственники продолжают прибывать. По словам медиков, среди них есть люди в шоковом состоянии. С ними ведут работу профессиональные врачи и психологи. Некоторым из близких пришлось оказывать помощь в связи с повышенным давлением, истериками.
Около 80 человек, родственников погибших пассажиров из городов области, размещены в гостинице "Лайнер" рядом с аэропортом. По предварительной информации, они пробудут в гостинице до утра четверга.
В "Кольцово" приехал вице-премьер областного правительства Виктор Штагер. Он объяснил собравшимся, что специальный рейс для них будет организован только после официальных распоряжений государственной комиссии, которая расследует причины авиакатастрофы над Иркутском. Останки погибших, вероятнее всего, привезут в Екатеринбург, поскольку восточнее на территории России крематориев нет.
В кассах аэропорта отмечают, что случившаяся минувшей ночью авиакатастрофа не вызвала паники среди авиапассажиров. За сегодняшний день ни один человек не сдал свой билет обратно в кассы.
Иркутск: "Опознание начнем в пятницу"
В Иркутском городском морге - аврал. "Простите, но у нас нет ни минуты, - бормочут в трубку санитары. - Тела доставлены в ужасном состоянии. Многие обгорели, обуглились... Скольких опознали?.. Опознание начнем в пятницу. Вообще на месте катастрофы нашли 35 документов погибших, по 15 из них удалось установить личности. Но родственников к телам пока не допускаем".
Как будет происходить опознание? Обычно в моргах родственникам показывают видеопленку со всеми поступившими трупами; в некоторых случаях тела засняты на "Полароид". Потом указанное ими тело вывозят из холодильной камеры для процедуры опознания.
Удастся ли установить личности всех погибших? Страшный вопрос, который сопровождает все подобные катаклизмы. Вспоминает заместитель заведующего судебно-медицинской экспертизой Москвы Игорь Панов: "Когда взорвался дом на улице Гурьянова, за сутки у нас уже были установлены личности трети погибших. Я проводил вскрытия в Сумгаите, Фергане, Тбилиси и по опыту "горячих точек" могу сказать, что это хороший, если это слово здесь уместно, результат". Так что есть шанс, что и несчастные пилоты, и пассажиры "Ту-154" все-таки упокоятся с миром.
Указом Президента РФ 5 июля объявлено днем траура. Граждане и юридические лица, желающие внести добровольные пожертвования для оказания помощи пострадавшим, могут перечислить средства на счет Главного финансового управления администрации Иркутской области в ГРКЦ ГУ ЦБ по этой области, в городе Иркутске.
Номер счета: 40201810400000100007
БИК 042520001
ИНН 3800000615
Версии трагедии
Статистика авиакатастроф последнего десятилетия свидетельствует, что для российской авиации Иркутск становится одним из самых опасных мест в стране: этот город чаще любого другого фигурирует в хронике авиакатастроф. В этом списке только за последние годы - крушение среднемагистрального пассажирского самолета "Ту-154М" авиакомпании "Байкал-Авиа" 3 января 1994 года, в которой погибли 111 пассажиров и 9 членов экипажа, а также катастрофа самолета "Руслан" непосредственно в черте города 6 декабря 1997 года. Через несколько секунд после взлета самолет упал на жилые кварталы. Более 70 человек погибло. Невольно начнешь верить в возникновение нового - "Иркутского треугольника"...
Причины последней катастрофы пока не ясны, но справедливости ради напомним: наиболее часто определяющими факторами оказывались человеческие ошибки или неправильное техобслуживание. Производители "Ту-154" отмечают, что ни разу причиной аварии не были конструкционные или производственные дефекты. Хотя эксперты "МК" опровергают это утверждение. В частности, в Красноярске в 1986 году двигатель "тушки" загорелся через 20 секунд после взлета - как раз из-за конструктивных дефектов (разрушение лопаток среднего двигателя). Тогда погибло тоже около 140 человек.
А что же произошло под Иркутском позавчера? Специалисты в области расследования авиапроисшествий выдвигают для "МК" несколько версий.
1. Внезапная потеря работоспособности двух летчиков - командира Гончарука и второго пилота Диденко. Тот факт, что они за две минуты до падения спокойно доложили о нормальном подходе и готовности к посадке, а после этого самолет неожиданно упал, - очень подозрителен. (Нечто похожее случилось при недавней катастрофе "Ан-12" подо Ржевом.) Какие неожиданные события в кабине могли привести к тому, что два опытных пилота вдруг потеряли контроль над машиной?
Это, например, самопроизвольное срабатывание огнетушителя, после которого в кабине несколько секунд невозможно дышать и видеть что-либо на расстоянии вытянутой руки. Не исключается и вариант столкновения самолета с посторонним предметом в воздухе. Эксперты вспоминают уникальный случай, когда гигантская птаха ударилась аккурат в центр остекления кабины, и оба летчика на время вышли из строя, что и привело к катастрофе. Также не исключается разрушение остекления от электрического разряда (похожий случай имел место три месяца назад с американским лайнером, а в 80-х годах - с военно-транспортным "Ил-76" в Прибалтике).
Наконец, самое неприятное - проникновение в кабину злоумышленника или психбольного из числа пассажиров первого салона. Если бы такой "камикадзе" воспользовался даже взрывпакетом, не говоря о ручной гранате, - страшные последствия неминуемы.
С другой стороны, судя по тому, как упал самолет, летчики все же пытались посадить его хоть как-то благополучно вне аэродрома, а значит, не теряли управление машиной до последних секунд...
2. Отказ двигателей. "Ту-154", как и его американский "близнец" "Боинг-727", имеет три турбореактивных двигателя, но в отличие от американского собрата носит их в одном месте - на хвосте. Теоретически отказ всех трех двигателей возможен. Такое уже случалось - также на "тушке", в начале прошлого года, при посадке в Новосибирске. Самолет, возвращаясь с маршрута, при выходе на схему захода фактически заглох: у него последовательно, с интервалом в 30 секунд, отказали все три двигателя (на третьем развороте, на четвертом развороте, при приземлении). Летчики чудом смогли посадить машину, превратившуюся фактически в многотонный планер... Тогда выяснилось, что самолет заправили топливом с примесью какой-то дряни. Подобный вариант не исключен и в данном случае, несмотря на заверения техников аэропорта "Кольцово". "Тушку" заправляют топливом двух видов - Т-1 и ТС-1. Сейчас, к несчастью, в лайнеры закачивают горючее по принципу - "Бери какое есть". Каким именно топливом насытили погибший "Ту" - еще предстоит выяснить.
3. Судя по тому, что на земле нет обычного для авиакатастроф следа от движения фюзеляжа, очевидно, самолет садился (падал) без тяги. Это означает, что летчики, пытаясь посадить аварийную машину, не смогли правильно в ночных условиях определить высоту. (Именно по этой причине погиб Валерий Чкалов.) С другой стороны, высотомеры вряд ли были неисправны: в противном случае "Ту" просто вонзился бы в землю носом на скорости.
4. Мог иметь место сбой топливной электронной автоматики, регулирующей подачу горючего из баков в двигатели. (По этой причине в начале 90-х выключились все двигатели на военном самолете "Ан-12" под Волгоградом - погиб экипаж.)
5. Возможен сбой в работе гидравлической системы, которая, собственно, и позволяет "рулить" самолетом. Удастся ли когда-нибудь узнать истинную причину катастрофы "Ту"? Министр Шойгу свидетельствует, что все "черные ящики" (их на самолете 4 - два параметрических и два речевых, по паре в передней и задней части фюзеляжа) сохранились неплохо. Возможно, тайна гибели лайнера действительно запечатлена на них, и тогда правду удастся узнать в ближайшие месяцы. Пока же пилотам остается только уповать на свой профессионализм и на Господа Бога.
Особенно когда они летят над "Иркутским треугольником". "