На днях официальный рупор властной вертикали - телеканал "Россия" нанес новый и первый после долгой паузы мощный информационный удар по питерскому градоначальнику. Программа "Зеркало" поведала о раскопках Счетной палаты, выявившей нецелевое использование денег ("Известия" сообщали об этом еще 11 февраля). Заодно программа устами вице-премьера Алексея Кудрина поведала о том, что губернатор Яковлев зря давал нереалистичные обещания сдать КАД (кольцевую автодорогу) к 300-летию. И вообще, центр выделяет столько денег, а градоначальник не может ими грамотно распорядиться...
В этой явной заказухе смешалось все: веские обвинения и смутные предположения, федеральные деньги и федеральная ответственность с деньгами и ответственностью городской, желание федеральных и городских чиновников всех рангов и мастей выглядеть в глазах Кремля самыми розовыми и пушистыми. Упомянутая телепрограмма появилась точно в тот момент, когда фактически начинается предвыборная кампания в Государственную думу. И это совершенно не случайно.
От пафосных безо всякой меры речей Николая Сванидзе повеяло чем-то до боли знакомым. Ну конечно, это уже было осенью 1999 года. "Дежа вю", понимаешь.
Четыре года назад - в марте 1999-го - были приняты дополнения к федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав", где предусматривалось, что в целях совмещения любых выборов с выборами более высокого уровня можно укорачивать или удлинять на девять месяцев сроки полномочий депутатов или губернаторов. Первоначально этой нормой никто не пользовался, но вдруг в июле 1999 года стало известно, что мэр Москвы Юрий Лужков провел в послушной Городской думе решение о совмещении своих выборов с выборами депутатов Госдумы, которые должны были состояться в декабре 1999 года.
Чего ради столичный мэр вдруг решил сократить на полгода срок своего правления, который заканчивался в июне 2000 года, - понимающим людям объяснять не требовалось. Будучи лидером могущественного "Отечества", которое лидировало по всем возможным опросам и к которому "пачками" присоединялись губернаторы (блок ОВР возник позднее, а тогда, в июле, об объединении с Евгением Примаковым и Владимиром Яковлевым "лужковцы" еще не помышляли), Юрий Михайлович полагал себя одним из наиболее реальных кандидатов в следующие президенты. Между тем баллотироваться летом 2000 года одновременно и в мэры, и в президенты Лужкову было бы, мягко говоря, затруднительно. И тогда возник простейший план: "Отечество" триумфально побеждает на выборах в Думу, Юрий Лужков столь же триумфально избирается мэром Москвы, а затем столь же триумфально продолжает подъем - к президентскому креслу.
Последующее несчастье столичного градоначальника заключалось лишь в том, что эта изящная схема была очевидна не только для него, но и для Кремля. В котором сидела известная "семья", не без оснований полагавшая, что ее жизнь после избрания Лужкова президентом будет непростой. После чего г-н Сванидзе, чьи личные убеждения все последние годы трогательно совпадали - так уж случайно получалось - с насущными потребностями Кремля, начал яростную кампанию против московского мэра.
В срочном порядке у столичных властей обнаружили все мыслимые и немыслимые злоупотребления, исключая разве что ритуальные убийства христианских младенцев. Само собой, тут же выяснилось, что мэрия неэффективно управляет городом, тратит деньги нецелевым образом, в ближнем кругу Лужкова махровым цветом процветает коррупция, и так далее. Что характерно - пока Юрий Михайлович всецело поддерживал Бориса Николаевича, он, судя по всему, неплохо справлялся со своими обязанностями. Во всяком случае, в "Зеркале" о нем отзывались вполне сносно.
Погромная критика на протяжении нескольких месяцев не смогла "опустить" Лужкова на выборах мэра - свои 70% они получил, легко переиграв любимца Сванидзе Сергея Кириенко. Но ОВР - для чего, впрочем, не только "Зеркало" старалось - "опустили" весьма эффективно. После чего на президентских выборах Лужкову оставалось только заверять всех, что он Путину не враг, а наоборот.
Сейчас история "зеркально" повторяется. Да и момент очень удачный. "ЕдРо" лидирует по всем опросам (см. "Известия" от 20 февраля) среди партий - кандидатов в Думу. Если прицепить выборы губернатора к декабрьским парламентским, то кандидат "медведей" (если не будет делать каких-либо выдающихся ляпов) получит значительную часть симпатии единороссовского электората. Летом 2004 года во время очередных выборов рассчитывать на нее будет гораздо сложнее. Там пойдет политическая драка не кучей на одного, а один на один. И выиграть "медведям" будет гораздо сложнее. Даже если соперником единороссовского кандидата будет не Яковлев, а продолжатель его дела, скажем, депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
Если начал реализовываться такой план устранения Яковлева, то вскоре на градоначальника повесят всех собак, как злобных бойцовых так и безобидных декоративных. И даже виртуальных. Потом обвинят во всех недоделках-недоработках при подготовке к трехсотлетию, в слабой организации самого праздника - дороги, пробки, туристы, недовольство аборигенов (при этом неважно, что 99% команд идут прямо из Москвы, и то, что планировалось как праздник для горожан, теперь планируется как всемирный фуршет от имени президента), жара-дождь и т.д. А после трехсотлетия предложат какой-нибудь пост. Один недавно уже сватали - губернатора Ленобласти, благо выборы там в сентябре. Или в недрах несуществующего союза России и Белоруссии. А тут еще новый экономический союз четырех держав СНГ подоспел. Там Владимиру Яковлеву самое место. Каким-нибудь вице-премьером. Это будет предложение, от которого невозможно отказаться.
Проблема, которая может остановить этот план, состоит лишь в одном. До осени "медведи" должны подготовить такого кандидата в губернаторы, который сможет победить не просто в первом туре, а нокаутировать соперников, как это делал сам Яковлев. Если таковой кандидат не найдется, то после легкого информационного отката изложенный нами план положат под сукно. На год, до очередных губернаторских выборов."
27.02.2003
Владимир Костров, Михаил Лазарев Известия-Петербург