Почему высший менеджмент ВПК летает одним бортом, нарушая важнейшее правило корпоративной безопасности?
"23 декабря, вечером, недалеко от иранского города Исфахан при заходе на посадку новый самолет Ан-140 авиакомпании "Аэромост-Харьков" в тумане врезался в гору. Погибли 47 человек, в том числе - ребенок. На месте авиакатастрофы найден один из "черных ящиков". В соответствии с международными законами, его передадут украинской авиакомпании, которой принадлежал Ан-140.
Трагедию делает еще более зловещей то, что на борту самолета находились высокопоставленные представители Харьковского авиационного завода, АНТК имени Антонова, "Южмаша", "Электронприбора", "ФЭДа", а также российских заводов "Рубин", "Авионика", "Агрегат".
Среди погибших пятеро россиян: Борис Окулов, генеральный директор предприятия "Рубин", где производятся авиационные агрегаты, Валерий Дуранин, заместитель генерального директора ОАО МНПК "Авионика", производящего приборы авиационной автоматики для большинства российских военных и гражданских самолетов, Вадим Кузнецов, главный специалист того же предприятия. В группе российских специалистов находился также Сергей Скрынников, главный редактор журнала "Вестник авиации и космонавтики", Владимир Торохов, генерельный директор предприятия "Агрегат".
Этим же рейсом летели и именитые украинские самолетостроители: Е.Исак, председатель правления НПК "Электронприбор", М.Бабынин, генеральный директор акционерного общества "Авионика", В.Степанович, заместитель гендиректора акционерного общества "Авионика", Я.Голобородько, заместитель генерального конструктора АНТК "Антонов", В.Шишков, заместитель главного конструктора АНТК "Антонов".
Делегация направлялась в город Ардистан провинции Исфахан в Иране, где планируется развернуть серийное производство самолетов Iran-140, аналога Ан-140. Это первый пассажирский самолет, который будет производиться в Иране. Украинские и российские специалисты должны были принять участие в церемонии пробного полета.
В беседе с корреспондентом "НГ" представители киевского АО "Авионика" от комментариев отказались. Начальник летно-испытательной базы АНТК "Антонов" Анатолий Буланенко выразился в том смысле, что хотя гибель руководителей и ведущих специалистов консорциума и печальное событие, однако их потеря никак не повлияет на дальнейшую работу. "Главное уже сделано, производство налажено, самолет летает. Теперь главными действующими лицами будут снабженцы", - сказал Буланенко.
Самолетом управлял экипаж Харьковского государственного авиационно-производственного предприятия под командованием летчика-испытателя первого класса Сергея Чайченко (общий налет 6 тыс. 600 часов, 651 из них на Ан-140, количество посадок на аэродроме Исфахан - 16). Сергей Чайченко известен тем, что испытывал и вывозил на международные салоны практически все разработки харьковского авиапредприятия и АНТК "Антонов". Кроме этого Чайченко, по некоторым данным, входил в состав летного отряда президента Украины Леонида Кучмы.
Конечно, возможно, что произошедшее - пусть и трагическая, но все же случайность. Однако никуда не деться от вопроса: почему на одном самолете, который только начинает свою жизнь, оказалась такая большая группа ответственных работников оборонно-промышленного комплекса? Служба безопасности не должна была бы позволить собрать подобное количество перворазрядных специалистов вместе. Во всяком случае, на Западе это альфа и омега действий секьюрити. Правда, может быть, причина в том, что в России и на Украине все еще действуют советские представления об экономии средств?
Стало привычной (а теперь уже понятно, что - порочной) практикой организовывать чартерные перелеты десятков и даже сотен руководителей оборонно-промышленного комплекса за многие тысячи километров на международные выставки и салоны.
В известном смысле катастрофу 23 декабря 2002 г. можно рассматривать как "последний звонок" для оборонщиков России и Украины..."