"Кто сказал, что в России нет управы на олигархов? Глава группы компаний S.P.I., водочный магнат Юрий Шефлер, объявлен в розыск. Предприятие Шефлера «Союзплодимпорт» владело товарными знаками водок «Столичная» и «Московская». Год назад государство отобрало эти брэнды и передало их казенному предприятию «Союзплодоимпорт», во главе которого стал бывший совладелец компании «Русский сахар» Владимир Логинов. Это вряд ли понравилось г-ну Шефлеру, который вложил в раскрутку и защиту брэндов несколько миллионов долларов, в результате чего объем русской водки, экспортируемой на Запад, вырос с 500 тыс. коробов (при советской власти) до 2,5 млн коробов в год. Народная молва гласит, что Шефлер за стаканом пива сказал Логинову: «Яйца бы тебе за такое выдрать». Яйца можно выдрать и без всякого убийства, однако впечатлительный г-н Логинов написал заявление, что ему угрожали убийством. Шефлера объявили в розыск.
Юрий Шефлер купил бывшее внешнеэкономическое объединение «Союзплодоимпорт» в 1996 году. В советское время «Союзплодоимпорт» вывозил из СССР водку и ввозил все, от кураги до тушенки. К 1996 году он сдох, утратив даже право на товарные знаки «Столичная» и «Московская» — водочные брэнды, занимавшие на Западе как «настоящая русская водка» до 20% рынка. (Деньги с настоящей русской водки тогда шли на мировую революцию.)
Покрутившись в правительстве, Шефлер восстановил собственность на брэнды, тем самым наступив на хвост подпольным водочным королям, которые к этому времени разливали под видом «Столичной» что угодно — от технического спирта до конской мочи. Затем Шефлер учредил ЗАО «Союзплодимпорт» (которое отличалось от прародителя отсутствием буквы «о») и продал товарные знаки ЗАО «Союзплодимпорт», тем самым сэкономив на лишних акционерах «Союзплодоимпорта» и на возврате не им сделанных долгов.
Дело на Шефлера возникло аж в 99-м, теперь уже трудно восстановить, почему. Видимо, он обидел две категории трудящихся: старых чекистов, вышвырнутых из разваленного ими «Союзплодимпорта», и упомянутые уже водочные шарашки, производившие из левой водки черный нал.
Шарашки пожаловались своим партнерам — высоким милицейским чинам. Высокие милицейские чины, надо отдать им должное, не встали на защиту своих подкрышных. Они пришли к Шефлеру и предложили «крышу» ему. Шефлер отказался.
Тогда-то на стол премьера Путина и легла бумага за подписью Владимира Рушайло, изобличавшая незаконного приватизатора российских водочных брэндов, и, видимо, именно тогда люди в погонах впервые рассказали коммерсанту Логинову о золотых перспективах, которые открываются перед владельцем брэнда «Столичная», ежели он сотрудничает с государством.
Генпрокуратура завела дело о незаконном владении знаками. РУБОП зачастил с обысками в офис Шефлера.
Как мы помним, Владимир Орлов был тогда уже не всесилен. На хвост ему наступала питерская команда, страстно желавшая укрепить вертикаль власти и очистить МВД от гнили.
Трудно сказать, сам ли Шефлер обратился за помощью к питерским, или они первые предложили ему защиту. Важно, что стороны, видимо, не сошлись в цене. Но сработал принцип: если бизнесмен однажды привлек внимание рэкетиров в погонах, он уже подранок.
И когда Орлова уволили, охоту за Шефлером продолжила уже питерская команда. Логинова они привлекли на свою сторону. Благо коммерсант, который лично признался на суде над министром юстиции Ковалевым в том, что презентовал тому в фонд 200 тыс. долл. в надежде на ответные «услуги», является весьма удобным объектом вербовки.
Охота на Шефлера вписывалась в общую тенденцию централизации черного нала в государственных целях.
В день инаугурации президент подписал указ о создании ФГУП «Росспиртпром». «Росспиртпром» получил все госпакеты водочных предприятий и должен был стать важнейшим звеном на пути укрепления вертикали власти и лишения губернаторов одной из финансовых опор их беззакония, а именно черного нала от водки. Гендиректором ФГУПа был назначен некто Сергей Зивенко. Главное достоинство Зивенко заключалось в том, что он был приятелем тренера Путина по дзю-до.
Даже для питерского назначенца Зивенко проявил поразительную некомпетентность: в течение полугода, обладая всем мыслимым и немыслимым административным ресурсом, Зивенко даже не смог зарегистрировать устав «Росспиртпрома». За это время большинство водочных предприятий были просто обанкрочены и лишены активов, а в некоторых из тех, кто согласился войти в «Росспиртпром», совет директоров представлял собой странное смешение росспиртпромовских назначенцев и местных бандитов. Единственное, что «Росспиртпром» действительно умел – так это возбуждать уголовные дела.
Самое поучительное не то, что Шефлера объявили в розыск. Самое поучительное – полная бесполезность этой акции.
«Столичная» и «Московская» — это заграничные марки, которые потребляют в Америке и Европе. В процессе охоты за Шефлером лицензии на их производство были переданы в надлежащие офшоры, и никакой заграничный суд этих лицензий не отнимет.
Любая попытка экспортировать казенную «Столичную» в США приведет к многомиллионному иску, ответчиком по которому будет не только казенное предприятие «Союзплодимпорт», но и вся Российская Федерация. А внутри страны марка «Столичная» мало значит: она давно уступила первенство всяким «Кристаллам», «Русским стандартам» и просто облагороженной сивухе.
Поэтому трудно считать г-на Логинова самостоятельным игроком. Он идет в атаку, как в атаку шли штрафные батальоны. За ним стоит заградотряд в виде 100 млн долл., не возвращенных в свое время «Русским сахаром» государству; вообще федеральные интересы у нас отстаивает весьма специфическая порода бизнесменов, казалось бы, вовсе исчезнувшая к 1995 году, а теперь опять востребованная временем.
В чем же дело? В прецеденте. Война на уничтожение — очень характерная примета войн, которые ведут наши новые федералы. Олигархи тоже умеют возбуждать уголовные дела (вспомним хоть злоключения Михаила Живило), но для них уголовные дела и даже пресловутый административный ресурс (которым, как мы видим, Шефлер тоже пользовался) являются лишь небольшой частью военной кампании. Поэтому конечным итогом блицкрига всегда является завладение крупным, хотя и потрепанным войной бизнесом.
Не то, когда войну ведут органы – у них нет иных боезапасов, кроме прокурора, слежки и федерального розыска. Результат – остановившиеся предприятия, арестованные грузы и купленный Шефлером «Латвиас Бальзамс», который теперь будет получать сотни миллионов долларов от экспорта «Столичной» в США и платить с этих долларов латвийские налоги и латвийские зарплаты.
Наших государственников, в отличие от коммерсанта, не интересует добыча. Их интересует победа. Потому что теперь любому предпринимателю можно будет сказать: видишь, что сделали с Шефлером? И тебя на ноль умножим, если не поклонишься. «Так ведь сами же ни копейки не получите!» — воскликнет предприниматель. «Честь государства дороже копейки, — ответят, — важна не нажива, важен урок».
Десять разорвут. Одиннадцатый заплатит. Это и есть укрепление вертикали власти по-русски.
Кто сказал, что в России нет управы на олигархов?"