«В Сочи арестован предприниматель Леван Гоглидзе, являющийся бессменным главой ОАО «Тоннельный отряд 44» и входящий в креатуру отставного вице-президента Олимпийского комитета России Ахмеда Билалова, ныне скрывающегося от прокуратуры в окрестностях Лондона. Информация о задержании миллионера Гоглидзе в сочинских кругах циркулировала около месяца, в самой компании от комментариев отказывались, а внезапное исчезновение шефа объясняли длительной командировкой. Сейчас выясняется, что «командировка» Гоглидзе закончилась в следственном изоляторе ФСБ в Лефортово, - пишут «Сочинские новости РФ». «Тоннельный отряд 44» ведет в Сочи строительство нескольких олимпийских объектов, в том числе и дорог, прокладываемых в рамках олимпийской программы в горах и ущельях Северного Кавказа. По некоторым данным, в 2009 году Левану Гоглидзе с подачи Билалова удалось получить несколько крупных контрактов на общую сумму в 14 млрд. руб. В частности, речь велась о возведении более 40 тоннелей на федеральной трассе Джубга-Сочи и на дороге-дублере Курортного проспекта. Источники в правоохранительных органах полагают, что бюджетные средства на протяжении почти 4 лет частями перекачивались в кошельки фирм-аффилянтов и терялись в бухгалтерских документах совсем незаметных контор, счет которым идет на сотни. Попутно была создана почти одноименная компания - ЗАО «Тоннельный отряд №44». Разница лишь в форме собственности – официально зарегистрированная фирма Гоглидзе носит название ООО «Тоннельный отряд 44». Понятно, что ЗАО, в состав учредителей которого входили чуть ли не все заместители предпринимателя, и являлось основным получателем средств от генподрядчика – ООО. Схема движения денег выглядела настолько запутанной, что долгое время ни аудиторы, ни правоохранительные органы не решались взяться за этот клубок. Увольнение и дальнейшее бегство Ахмеда Билалова развязало силовикам руки. Причем, интересно, что делом Гоглидзе занялось ФСБ.
Тем временем, нити от Гоглидзе могут повести в высокие московские кабинеты. Хорошо известно, что неудачливый строитель трамплинов Билалов входил в окружение премьера Медведева. Более того, его имя постоянно увязывается с именем вице-премьера Аркадия Дворковича, который в свое время якобы способствовал высокому назначению братьев Билаловых в ОАО «Курорты Северного Кавказа». Отставка младшего Ахмеда и передача «Курортов Северного Кавказа» от старшего Магомеда министерству регионального развития и лично Сергею Верещагину, в чьем окружении находится губернатор Краснодарского Края Александр Ткачев, означает не только передислокацию сил, но и то, что люди Медведева утрачивают влияние на стратегическом направлении, каковым является Олимпиада. Интересно, что двумя месяцами ранее все центральные российские телеканалы упоминали Ахмеда Билалова не только в контексте срыва сроков строительства олимпийских трамплинов. Якобы тот пытался переподчинить себе энергетику чуть ли не всего северо-кавказского региона. В репортажи недвусмысленно было заверстано и имя Аркадия Дворковича, чей конфликт с ближайшим соратником Владимира Путина, возглавляющим совет директоров «Роснефти» и имеющим собственные виды на развитие теплоэнергетического комплекса, Игорем Сечиным, хорошо известен. Тогда же был устроен вброс в интернет дезинформации о предстоящей отставке вице-премьера. И хотя атаку удалось отбить, осадок остался. Нынешний неафишируемый арест в Сочи миллионера Левана Гоглидзе расценивается наблюдателями, как очередная попытка вывести из олимпийской игры бизнес, подконтрольный премьеру Медведеву. По данным источников, Гоглидзе вменяется растрата 126 млн. руб. бюджетных средств. Сумма до смешного мала, чтобы держать коммерсанта под неусыпным арестом в Лефортово. Скорее всего, Гоглидзе рассматривается контрразведкой, как хорошо информированный источник, знающий если не все, то почти все о движении олимпийского кэша. Говорят, что Гоглидзе начал давать показания, в частности, на главу администрации Сочи< Анатолия Пахомова, имя которого связывается с рядом уголовных дел против сочинских чиновников, замешанных в распределении земельных участков и строительных контрактов».
«У главного черноморского курорта страны, растянувшегося на 145 км вдоль моря, до сих пор имелась одна-единственная городская автомобильная трасса. Строить вторую было просто негде: слева - море, справа - горы и заповедные леса национального парка, охраняемые государством. Но Олимпиада 2014 г., намеченная к проведению в субтропиках, заставила прокладывать дублер в горах и над лесами. Трасса соединит Сочи с Красной Поляной, где расположены горные олимпийские объекты, – писал журнал «Компания» в №23 (756).
Однако радость от новой дороги омрачается тем, что проект выходит слишком дорогим для российских налогоплательщиков. Чтобы проложить 16,21 км, из бюджета выделено около 82,4 млрд руб. - это более 2,5 млрд руб. ($83 млн) за один километр полосытоннели составляют менее половины от длины всей автодороги.
На вопрос, почему дублер такой "золотой", заказчик в лице Росавтодора (и его подразделение ФКУ "ДСД "Черноморье") и подрядчики отвечают, что почти вся дорога - это тоннели да эстакады, строящиеся в сейсмоопасной местности, плюс большая зона изъятия земель. Но обсуждать смету никто не хочет. Попытки депутата Госдумы Дмитрия Гудкова получить объяснения от Счетной палаты РФ закончились ничем. Отчет был выслан, но до он Гудкова не дошел. Сама Счетная палата увидела превышение сметы только по нескольким спортивным объектам: санно-бобслейной трассе, Большой ледовой арене и некоторым другим: всего на 15,5 млрд руб. из более чем 1,3 трлн потраченных рублей. О том, насколько эффективно израсходованы остальные деньги, ведомство Сергея Степашина обещало рассказать лишь после Олимпиады-2014 г. Удивительно, но об остальных стройках Счетная палата молчит.
Смету на проект делает проектная организация, и проектировало дублер ЗАО "Институт "Стройпроект" (Санкт-Петербург). Компания "Тоннельный отряд №44" (ТО-44) миллиардера Олега Дерипаски стала генподрядчиком 1-й очереди дублера, а ОАО "Мостотрест" Аркадия Ротенберга, спарринг-партнера по дзюдо президента Владимира Путина, 2-й и 3-й очередей проекта. Помимо этой трассы, ТО-44 и ЗАО "Стройпроект" вместе работали над проектом моста через реку Сочи, а "Мостотрест" - над платной автотрассой Москва - Санкт-Петербург, автодорожной развязкой "Стадион" в Сочи и на других объектах.
Судя по отчетам Счетной палаты за 2009-2010 гг., у генподрядчика в лице "Мостотреста" и генподрядчика в лице "Тоннельного отряда №44" сложились добрые отношения не только с проектировщиком, но и с госзаказчиком. Заказчик трассы, ФКУ "ДСД "Черноморье", платил за работы авансом, даже не видя их, а по некоторым объектам госзаказчик так и не получил отчета об израсходованных средствах. Но претензий больших не предъявлял, только по технической части, и те Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил лишь частично.
1-я очередь: дороже Сэйкана
Конкурс на строительство 1-й очереди дублера в октябре 2009 г. выиграло ОАО "Тоннельный отряд №44" Олега Дерипаски, предложив самую низкую цену - 22,8 млрд руб. Стартовая цена, по мнению заказчика, ФКУ "ДСД "Черноморье", составляла 28,9 млрд руб. Но даже при смете в 23 млрд руб. стоимость одного километра полосы выливается в сумму свыше 2 млрд руб. ($66,5 млн). Впрочем, в эту цену включались расходы по переносу коммуникаций, строительству жилья и пр. Этот отрезок магистрали не содержит дорог в обычном понимании этого слова. Он состоит из трех тоннелей и двух эстакад, возведенных на высоте 30 м. Самый дорогостоящий объект - тоннель. И километр этого тоннеля оказался дороже километра Сэйкана, второго по длине подводного железнодорожного тоннеля в Японии, расположенного под Сангарским проливом, между островами Хонсю и Хоккайдо (его длина 53,8 км, из них 23,3 км находится под водой). $66,5 млн против $62,5 млн, если сравнивать километр полосы или пути (и там, и там тоннели двухпутные). Но Сэйкан проходит еще и под водой.
На вопрос, откуда взялась такая цена на дублер Курортного проспекта, заказчик в лице ФКУ "ДСД "Черноморье" ответил общими словами: "Строительство ведется в сложных инженерно-геологических условиях, при высокой плотности городской застройки... Для создания дублера пришлось изъять 85,75 га земли у граждан. Проект утвержден Главгосэкспертизой".
Представитель ТО-44 Александр Луцкевич говорит, что он поведает о смете дублера только с разрешения заказчика, ФКУ "ДСД "Черноморье".
Без Дерипаски
В конце 2012 г. корпорация "Трансстрой" Олега Дерипаски продала 51% акций в ОАО "Тоннельный отряд №44" его гендиректору Левану Гоглидзе. Дерипаска сделал это вынужденно. В 2010 г. его "Трансстрой" увеличил свой пакет в ТО-44 с 34,7 до 51% за счет конвертации привилегированных акций в обыкновенные. Гоглидзе в 2010 г. оспорил это в суде, но все суды проиграл. После этого Леван Васильевич стал выводить деньги из компании в другие структуры. В итоге дефицит финансирования дублера в июне 2012 г. составил 1,104 млрд руб. 1,964 млрд руб., или 30% от аванса заказчика, было потрачено на погашение долгов компаний Гоглидзе, возникших до начала работы на дублере. Чтобы дистанцироваться от этой криминальной ситуации перед ФКУ "ДСД "Черноморье", Дерипаска решил продать свои акции ТО-44. В итоге сроки ввода 1-й очереди дублера перенесли с конца 2011 г. на начало 2013 г. Об этом стало известно из источников, знакомых с ситуацией. Но, по словам Александра Луцкевича, ТО-44 работает на 2-й очереди строительства дублера.
Несколько раньше, в сентябре 2010 г., был уволен с должности директора "Трансстроя" Иван Кузнецов. Его подозревали в выводе из компании более 300 млн руб. Правда, эти деньги, по данным "Базэла", куда входит корпорация "Трансстрой", не связаны со строительством дублера Курортного проспекта. Но в тот момент "Трансстрой" еще контролировал ТО-44.
"Где деньги, Зин?"
Между тем и у Счетной палаты возникло множество вопросов к ТО-44. По данным контролирующего органа за 2009-2010 гг., ФКУ "ДСД "Черноморье" перечисляло миллиарды рублей генподрядчику ТО-44 до подтверждения выполненных им работ по госконтракту на сумму аванса. Это является нарушением закона. Так, ФКУ "ДСД "Черноморье" в октябре 2009 г. перевело ТО-44 2,8 млрд руб., притом что объем принятых работ на момент этого перевода составил 731,8 млн руб. (то есть 27% суммы ранее произведенного авансового платежа), говорится в отчете Счетной палаты.
А потом заказчик перевел еще 2,7 млрд руб. Кроме того, сами суммы авансов были больше предусмотренных контрактом в 2009-2010 гг. на 1,3 млрд руб. При этом компания "ТО-44" не представила подтверждающие документы об использовании полученных авансов по назначению на общую сумму более 5,7 млрд руб. То есть у заказчика нет данных, как были осуществлены эти работы, по каким ценам закупались материалы и оплачивалась ли деятельность субподрядчиков. Зато есть данные, что 389 млн руб. из этого аванса было израсходовано нецелевым способом - не на закупку конструкций, материалов или мобилизацию, а на спецтехнику и оборудование. Так, ТО-44 в октябре 2009 г. приобрел у аффилированной структуры ООО "Торговый дом "Трансстрой" проходческие комбайны.
Но никакой публичной реакции от Счетной палаты не последовало. Разборки госконтролера, госзаказчика и исполнителя по поводу того, как тратились бюджетные деньги, остались "под ковром". В ФКУ "ДСД "Черноморье" ответили, что им ничего не известно о проверках Счетной палаты ТО-44.
Но это не все. ТО-44 производил работы не сам, а нанял несколько субподрядчиков, среди которых основными были ОАО "Мостотрест" (на тот момент Михаила Абызова, Москва) и "Тоннельдорстрой" (Сочи). При таком щедром авансировании субподрядчики свои деньги получали не в полном объеме и вынуждены были их взыскивать через Арбитражный суд Краснодарского края. Так, "Мостотрест" 174,5 млн руб. из 5,4 млрд руб. получил только после решения Арбитражного суда Краснодарского края в ноябре 2012 г.
Олигархи меняются ролями
Осенью 2010 г. Михаил Абызов продал свои 50% акций офшора Marc O'Polo, владеющего 50,3% "Мостотреста", Аркадию Ротенбергу и его сыну Игорю Ротенбергу. Семья Ротенбергов в итоге получила 26,6% компании, которой принадлежит 9,4% рынка строительства мостов в России. Помимо Ротенбергов, бенефициарами Marc O'Polo являются топ-менеджеры транспортной группы "Н-Транс" Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов. Акционерами ОАО "Мостотрест" числятся также "Трансфингруп" и НПФ "Благосостояние".
29 октября того же года "Мостотрест" стал победителем конкурса на прокладку 2-й и 3-й очереди дублера Курортного проспекта в Сочи. Выигравший предложил наименьшую стоимость работ - 59,63 млрд руб. Начальная цена контракта была определена в размере 60,882 млрд руб. (с учетом НДС).
ТО-44 Олега Дерипаски в этом конкурсе не участвовал, так как к тому времени компания вышла из-под его контроля. Но корпорации "Трансстрой" Дерипаски достался субподряд на четыре парных тоннеля общей протяженностью в 7,3 км, автомобильные дороги на подходах к тоннелям и эстакадам и подготовительные работы в "пятне застройки" - снос строений и устройство коммуникаций, то есть большая часть работ на десятикилометровой трассе. В целом при строительстве 2-й и 3-й очереди дублера Курортного проспекта "Мостотрест" привлек около 50 субподрядных организаций, в том числе компании со стоимостью работ более 1 млрд руб.: кроме "Трансстроя", это "Ингеоком", "Тоннельдорстрой" и НПО "Нефтегазоптимизация".
Партнеры по 1-й очереди строительства дублера поменялись ролями, но стоимость километра выросла. В этом госконтракте километр двухполосного тоннеля, по данным "Мостотреста", "потянул" на 3,348 млрд руб., или $111,6 млн. Это дороже километра самого длинного тоннеля в мире - Готардского (57 км) в Швейцарских Альпах: $188,9 млн (дублер) против $180 млн в Альпах. По строению они схожи: у дублера есть парные тоннели, а Готардский имеет два однопутных тоннеля».
Ранее о Леване Гоглидзе на FLB: «Подкоп под олимпийский бюджет».
Ранее о скандале вокруг братьев Билаловых на FLB: «Туристический кластер» сместился к Березовскому», «Товарищу Билалову» примеряют бюджетную статью», “Билаловы сдали банк”, «Полпред отправил родню на «Курорты», «МВД поищет ртуть «товарища Билалова», «На «Курортах Северного Кавказа» обнаружены залежи ртути», «Ахмеду Билалову подбирают соучастников», «Никто не хотел заявлять», «Безналоговый хадж «товарища Билалова», «Билаловым подшивают «дело на миллиард» на Кипре», «Курорты имитировали сотрудников. Но роскошь была настоящая», «Сбербанк раскрутил «Горную карусель», «Братьев Билаловых вписали в олипийские хищения», «Ахмед Билалов настраивается на розыск», «Товарищ Билалов» снова в деле», «Товарищ Билалов» легко ли отделался?», «Гуцериевы трамплины. С продажей «Красной поляны» сменился ответственный перед Кремлем за Олимпиаду в Сочи», «Max Grunding Klinik предоставила убежище от Генпрокуратуры», «Олимпийская распродажа братьев Билаловых», «Развивал туризм «с элементами роскоши», «Уехали в Баден-Баден», “Силовики посадили на курорты “человека Хлопонина”, «Курорты Северного Кавказа» заняты силовиками», «Удобный момент притормозить Ахмеда Билалова», «Бизнесу братьев Билаловых припомнился «казус Матвея Урина», «Чемпион Олимпиады Сочи-2014: Ахмед Билалов».
|