“К уголовные делам, связанным со «Сколково», прибавились экологические. Счетная палата выявила очередные нарушения в ходе проверки фонда «Сколково», из-за которых теперь строительство в иннограде, по словам источников в Минприроды, может быть приостановлено. Аудиторы обнаружили, что в собственность иннограду передали территорию (на ней располагался дом отдыха), признанную «оказывающей негативное воздействие на окружающую среду». Согласно законодательству, для ведения строительных работ на таких землях нужно проводить экологическую экспертизу и уже на ее основании решать, что можно строить, а что нельзя. Руководство «Сколково», по данным аудиторов, переоборудовало здание на этой территории под комплекс офисов без решения экологов, - пишут 22 мая «Известия».
— «Сколково» развернуло работы на участке, непригодном для этого, ставя под угрозу экологию прилегающих районов. О том, что эта земля непригодна для строительства, было известно, но ее всё равно передали фонду, не потрудившись изучить документы, — рассказал источник изданию из Счетной палаты. — Закрыть «Сколково» Счетная палата не может, но получается, что строительство на этих территориях развернуто фактически незаконно.
Выводы аудиторов, по словам высокопоставленного чиновника в Минприроды, могут привести не только к разбирательствам в отношении руководства, нарушившего экологические нормы, но и к заморозке строительства иннограда. При этом эксперты не исключают, что с экологией на проверяемой территории всё в порядке — наличие статуса «зараженной территории» было выгодно самому «Сколково».
Министерство природных ресурсов признало территорию дома отдыха «Полет» «оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и подлежащей государственному экологическому контролю» еще 14 сентября 2010 года, выяснили аудиторы Счетной палаты. Приказ подписал Юрий Трутнев, занимавший тогда пост главы ведомства (сейчас он помощник президента).
Меньше чем через неделю после подписания приказа Минприроды, 20 сентября, Дмитрий Медведев своим указом передал территорию дома отдыха фонду «Сколково», проект которого изначально предполагал масштабное строительство.
Что именно на территории «Полета» загрязняет окружающую среду, собеседники издания точно сообщить не смогли, но предположили, что там была свалка для химических отходов. В любом случае статус, которым Минприроды «наградило» часть территории иннограда, согласно постановлению правительства, присваивается объектам, связанным с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, а также объектам, относящимся к производству ядовитых веществ.
Вице-президент по внешним коммуникациям и рекламе «Сколково» Александр Чернов заверил bздание, что ничего химически опасного на земле иннограда нет. В список объектов, подлежащий федеральному экологическому контролю, бывший дом отдыха попал, так как на его территории расположена газовая котельная. Такие объекты также требуют особого внимания государственных контролирующих органов.
— Наоборот, было много информации, что земля под бывшим домом отдыха экологически чистая, свободная от какой-либо промышленности, — добавил Чернов. — Собственно, поэтому там когда-то лечились и жили летчики. После того как «Полет» был нами приведен в порядок, там расположились службы застройки города, ОДПС и ОДАС (Объединенная дирекция по проектированию и строительству и Объединенный директорат по управлению активами и сервисами «Сколково»).
Сразу несколько собеседников издания предполагают, что земли дома отдыха были специально признаны экологически опасными.
— В случайности я не верю, странно, что всего через неделю земля была переведена на баланс иннограда. Думаю, ее специально маркировали как опасную, чтобы исключить любую возможность судебных исков от каких-либо правообладателей, — говорит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Бывший замруководителя Росприроднадзора, лидер партии «Альянс зеленых» Олег Митволь согласен с этой версией.
— Возможно, территорию признали «оказывающей негативное воздействие», чтобы не было шума, почему иннограду передают столько хороших земель. Непонятно, чем эти земли опасны, так же как и непонятно, как на такой земле можно строить инновационный центр. Никаких рекультиваций и дополнительных экспертиз, насколько я знаю, не проводилось, — сообщил Митволь.
За последние несколько месяцев это далеко не единственное нарушение, связанное с работой и строительством иннограда. В апреле этого года Следственный комитет возбудил уголовное дело против вице-президента иннограда Алексея Бельтюкова, подозреваемого в растрате $750 тыс. При этом проверки Счетной палаты еще не завершились — в декабре этого года аудиторы приступят к комплексной ревизии эффективности расходования средств бюджета, направленных на создание «Сколково»».
21 мая в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Агенты» побежали из «Сколково» говорилось: «вице-президент, руководитель департамента по международным отношениям и связям с общественностью «Сколково» Седа Пумпянская уволена по собственному желанию. Об этом рассказал источник в иннограде.
— С понедельника она уже не работает в фонде, — подтвердил вице-президент фонда Александр Чернов. — Никакого распоряжения Виктора Вексельберга о ее увольнении не было. Седа занимала пост вице-президента около двух лет и, насколько я знаю, просто захотела поменять место работы.
Источник издания в Счетной палате, проводившей проверку «Сколково», называет уход Пумпянской неслучайным. Собеседник напоминает, что Пумпянская отвечала в фонде за международные связи, в том числе не раз делала заявления в прессе по вопросу сотрудничества «Сколково» и Массачусетского технологического института (MIT). По данным же аудиторов Счетной палаты, трехстороннее соглашение между фондом «Сколково», Массачусетским технологическим институтом и автономной некоммерческой организацией «Сколковский институт науки и технологий» (Сколтех) было заключено с нарушениями российского законодательства.
Дозвониться до самой Пумпянской изданию не удалось.
В феврале 2013 года Следственный комитет начал расследование махинаций с нецелевым расходованием 3,5 млрд рублей, выделенных из бюджета для «Сколково». В этом же месяце проверка Счетной палаты и ФСБ стала основанием для возбуждения уголовного дела против экс-главы финансового департамента фонда Кирилла Луговцева и гендиректора аффилированной с ним таможенно-финансовой компании Владимира Хохлова. По версии следствия, они потратили из бюджета без обязательного тендера 24 млн рублей на аренду недвижимости у подконтрольной им фирмы. Тогда же были обнаружены нарушения при составлении договора с Массачусетским технологическим институтом.
В конце апреля Следственный комитет России возбудил уголовное дело против старшего вице-президента фонда «Сколково» Алексея Бельтюкова о растрате в особо крупном размере. Как установлено следствием, топ-менеджер из средств фонда «Сколково» незаконно передал депутату Госдумы Илье Пономареву $750 тыс. В начале мая в рамках этого уголовного дела в Следственный комитет на допрос вызывались бывший вице-президент фонда, нынешний заместитель министра экономического развития Павел Королев, а 18 мая — президент фонда Виктор Вексельберг.
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов связывает уход Пумпянской с общей негативной обстановкой в фонде.
— Неудивительно, что топ-менеджер «Сколково» пытается покинуть наукоград, понимая, что земля уже трясется под ногами, — пояснил политолог. — Не исключаю, что увольнение могло быть ее личным решением, но оно, безусловно, отражает общую негативную ситуацию вокруг организации. Многие могут рассматривать «Сколково» как тонущую лодку.
Вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что уход Пумпянской — не последнее увольнение из фонда.
— Люди не хотят нести имиджевые потери. Из-за скандалов и из-за смены куратора в «Сколково» будут еще кадровые перестановки. С большой долей вероятности в ближайшее время напишут заявление по собственному 30–40% сотрудников наукограда из пиара и департамента по международным отношениям, — предполагает он.
Седа Пумпянская, внучка известного режиссера документального кино, лауреата Ленинской премии Семирамиды Пумпянской, до прихода в фонд «Сколково» работала в Совете Европы, причем, как сказано на сайте иннограда, до нее таких высоких должностей не занимал ни один гражданин России. Ранее (в 1999–2004 годах) Пумпянская являлась ответственным сотрудником аппарата ООН — руководителем службы общественной информации и руководителем службы по связям с общественностью. Работала в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в миссиях ООН в Гватемале, Косово и Боснии», - писали «Известия».
Ранее на FLB об уголовных скандалах вокруг фонда “Сколково”: «Медведевцы» заклеили рот аудиторам», «Никакой «мировой» для Вексельберга», «Обратная сторона «Сколково», «Они думали, что деньги сыпятся с небес», "Денег не вернет. Поистратился на инновации", «Караван придет прямо в Кремль», «Явка на вилле Таргамадзе», «Первый обвиняемый «Сколково», «Сколково» доросло до Минэкономразвития», «Инновации «до выяснения обстоятельств», «Еврейский колхоз» взял депутата за шкирман», «Пономарев прочел бесплатную лекцию на допросе», «Вексельберг не застрахован от Пономарева», «Сколковский» капкан для депутата», «Вклад» в доклад по-депутатски», «Торговля воздухом в Сколково», “Следователи пришли на депозит к Вексельбергу”, «Зама Вексельберга взяли в дело c депутатом», «Пришел за деньгами «официальным лицом», «Изыскания» с прицелом на мандат», «Опасные гранты «Сколково», «Бастрыкин услышал Жириновского», «У Ильи Пономарева обнаружилась «Аррава» ЮКОСа», «Эффективно пихнули» на депозит Вексельбергу», «Собственный аудит Вексельберга «проглядел» 3,5 млрд», «Сколково» сделало ремонт родителям».
|