История 11.11.20 15:48

Доступная и недосягаемая

FLB: «Главное моё правило: надо держать спину прямо и стремительно идти вперёд! И ещё - иметь любопытство, интерес к жизни, к людям». 12 ноября народной артистке России Татьяне Конюховой – 89

Доступная и недосягаемая

В оскароносной картине «Москва слезам не верит» есть удивительный фрагмент: на ковровой дорожке Московского кинофестиваля всего на несколько мгновений появляется она... Героини фильма – провинциальные девчонки - буквально остолбенели: перед ними сама (!)Татьяна Конюхова, живая легенда. У персонажа Ирины Муравьевой вырывается восторженное: «Ой, Конюхова! Обожаю!»

Режиссёр этой ленты Владимир Меньшов потом признавался, что из всех красавиц актрис советского кино выбрал Конюхову, потому что именно её, сыгравшую главные роли в киношедеврах тех лет «Разные судьбы», «Над Тиссой», «Гори, моя звезда», «Запасной игрок» считал настоящим кумиром, суперзвездой 60-70-х.

…Кажется, только «вчера» был 85-летний юбилей Конюховой и большой творческий вечер в Доме кино, где почти три часа она пела, рассказывала о себе, о съёмках, о легендарных однокурсниках (среди которых Майя Булгакова, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов) и любимых партнёрах. Татьяна Георгиевна потом призналась, что домой в тот день попала около полуночи и в числе подарков обнаружила своё четырехполосное интервью в газете «Совершенно секретно».

- Наговорила много лишнего, - сказала она, лукаво посмеиваясь, - но все сказанное - чистая правда. Давно собираюсь книгу воспоминаний написать, даже название придумала: «Оптимистичная пессимистка, или Её Величество столбовая крестьянка». Все ахнут! Но некогда – совсем времени нет.

Насчёт «нехватки времени» - не преувеличение. Не знаю, как сейчас, в период пандемии, но ещё недавно рабочий график актрисы был какой-то невероятный, несмотря на возраст. Татьяна Конюхова (она - профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра института культуры в Долгопрудном) преподавала актёрское мастерство, сама ставила со своими студентами сложнейшие спектакли по мировой классике. А это многочасовые репетиции, премьеры… Каждый год охотно ездила на свой любимый кинофестиваль «Амурская осень» в Благовещенск. Как не позвонишь, всё время куда-то «летит», спешит, едет, готовится.

Предлагаем самые яркие фрагменты интервью Татьяны Конюховой обозревателю FLB Андрею Колобаеву (полностью оно опубликовано 11 ноября 2016 в газете «Совершенно секретно», которую в то время делала наша команда Агентства федеральных расследований FLB.ru):

ДОНОС НА ОТЦА

- «Татьяна Георгиевна, вы родились в Ташкенте, куда вашего отца направили на работу в ЦК компартии Узбекистана. За что его потом арестовали?
- В 34-ом году один его коллега, гадёныш, написал на него донос: якобы отец скрыл от партии происхождение деда, то есть партию обманул. Хотя никакого обмана не было, дед был сельский житель, агроном высшей пробы. А тот написал, что он был чуть ли не управляющий имением. По этому лживому доносу папу заграбастали. Пока разобрались, три года он отсидел. Там на нервной почве у него открылась мокрая экзема – от макушки дол пят. Мама его выхаживала до 1942 года и практически вылечила. А в 1942 году отец ушёл на фронт. Я даже подозреваю, что он сам ушёл – добровольцем. Для него слишком было тяжело носить в себе то, что он узнал в застенках.

Родители Татьяны Конюховой - Георгий Степанович и Наталья

- Он рассказывал о том, что пережил и узнал?
- Нет. Когда его выпустили из тюрьмы, папа стал ужасным антисталинистом. Иногда мог бросить какую-нибудь резкую фразу, но никаких споров на эту тему не поддерживал. Чаще молчал. А мы с мамой были сталинистки. «За дедушку Сталина!» А чего ж нам было на советскую власть обижаться?! Я училась в школе, мы ездили, куда хотели – в пионерские лагеря, были праздники, пионерские костры, песни… Все было хорошо! Никто нас не насиловал, не растлевал. Я получила при Советской власти всё, что только может получить молодой человек. Состоялась как актриса. Так что плевать в колодец, из которого я пила воду, я не хочу. По отношению к нашей семье никаких репрессий не было. Папу реабилитировали сразу.

Справа налево - двоюродная сестрёнка Ниночка, Таня, рано ушедший из жизни родной брат Игорь и соседка Ляля. Ташкент, 1934 г.

- Когда Сталин умер, вы плакали?
- А вся страна рыдала, между прочим. Вся! Вы не видели, а я видела, как вся Москва хлынула к Колонному залу. Все улицы были перекрыты грузовиками, потому что люди толпами шли туда попрощаться. А сколько поездов ехало в Москву битком набитых.... Что вы! А сколько народу на Трубной погибло в этот день?! Как раз ударил мороз, и организаторы не рассчитали, что будет скользко, а идти под горку. Наша колонна пошла сразу из ВГИКа по проспекту Мира, повернули на Трубную, и мы видели, как толпа шла напролом, люди стали падать, скользить и их давили на наших глазах. Причём были сумерки, темно… Ой, ужас какой-то. И мы с подружкой оказались в этой толпе как в водовороте. Хорошо, какой-то дядька нас буквально схватил за загривок и вытащил. Иначе раздавили бы как лягушек! Потом говорили, что там погибло несколько тысяч.

- Кем мечтали стать в детстве?
- Артисткой. Я пела, танцевала на столе. Бабушку усаживала как зрителя. Ну как дети дурачатся… С пяти лет уже «заболела» кино. Ходила на «Цирк», «Весёлых ребят», «Трактористов»… И всё, что видела на экране, я повторяла как мартышка. Все музыкальные номера из «Цирка» знала наизусть и легко могла воспроизвести. Как и любую сложную мелодию симфоническую – с лету. Помню, папа даже меня называл за это «ты мой Паганини».

При этом я была большой проказницей и дружила только с мальчишками. Мы удирали из дому и носились по глинобитным крышам окрестных домиков. За это меня мама беспощадно лупила. Я по гороскопу Коза, так что драла меня мама, как сидорову козу за мои проказы. Но видно уже тогда внутри меня сидел какой-то ген любви к искусству. «Танька-артистка» меня мальчишки дразнили во дворе, дёргали меня за волосы или могли тарарахнуть портфелем по башке. И я дралась с ним не на жизнь, а насмерть. Ходила вся в синяках…

Таня Конюхова со своими одноклассниками. Ташкент, конец 1930-х

- У ваших родителей творческие способности были?
- Мамочка была домохозяйкой, но обладала голосом удивительной силы и красоты. Когда она пела дома, люди, проходившие по улице, останавливались под окнами и слушали. Во время войны её даже приглашали в Киевский оперный театр. Но как она могла сорваться с места? На ней был дом, двое детей - я и моя сестра Роксана, отец воевал. Папа тоже был человеком музыкально одарённым - прекрасно играл на гитаре и очень любил аккомпанировать маме. Даже странно, что такие творческие родители не поняли меня, когда я заявила им о своём желании поступать в театральный.

- Но почему?
- Мама не верила в меня. Ведь кинозвезды того времени - её любимые актрисы Целиковская, Орлова, Тамара Макарова и Марина Ладынина - все как на подбор красавицы, а меня мама таковой не считала. Это Люсю Гурченко… Как она в своей книге написала, мама называла: «ты моя ягодка», «клюковка», «богинька»… Отец и мать пестовали в ней вот это вот честолюбие, тщеславие. «Ты самая лучшая! Ты будешь народной артисткой!» А моя мама не сказала мягко и нежно: «Куда ты, деточка?», а, намотав на кулак мои роскошные косы, подтащила меня к зеркалу: «Посмотри на себя! И куда же ты в калашный ряд?» Это было сделано очень круто, как теперь говорят. Ну не верила! Хотя видела, что я постоянно на сцене, пою, танцую. Говорила: «Лучше ты учись! А то будешь, как и я – рабыня!»

- Но вас это не остановило.
- Отец скептически посмотрел и сказал: «Поезжай, доча. Не примут, вернёшься, пристроим тебя куда-нибудь». А я сама себе сказала: нет, поеду и всё! Плевала я на вас, скептиков. Между прочим, во ВГИК я поступила с первого раза! Несмотря на то, что в тот год был конкурс 800 человек на место. Это был 1949 год.


Татьяна Конюхова на съёмках фильма «Доброе утро». Нальчик. 1954 г.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО РЕЖИССЁРА

- Юной студенткой вы снялись в картине нашего великого сказочника Александра Роу «Майская ночь, или Утопленница» и мгновенно стали знаменитой. Помните свои ощущения от дебюта?
- Я тогда впервые оказалась на съёмочной площадке, да ещё в окружении таких великих мастеров, как Хвыля, Цесарская, Милляр. Ведьму играла потрясающей красоты актриса Григорьева, Панночку – актриса Малого театра Лилечка Юдина. Помню, поначалу меня охватила эйфория: студентка младшего курса первый раз снялась в кино и сразу же - в главной роли!

- То есть слава обрушилась сразу?
- Именно это слово подходит – «обрушилась»… На меня весь ВГИК бегал смотреть: «она снималась в кино». А как вы хотите? Фильмов тогда снималось 8 штук в год. Даже популярные актёры сидели без работы. Несмотря на невероятный фурор после «Молодой гвардии», из всей этой талантливой плеяды один только Сергей Гурзо снимался. Даже Нонна Мордюкова с Инной Макаровой сидели без дела. Успех «Майской ночи» был грандиозный. Но лично я была этой своей работой крайне недовольна. Даже из-за этого чуть не ушла из ВГИКа.

- ?!
- Понимаете, это потом я множество даже зарубежных фильмов озвучивала, включая главную героиню знаменитого «Фантомаса» с Луи де Фюнесом. Я же музыкальный человек – это мне тьфу! А во время озвучания «Майской ночи» я по неопытности не могла попасть в собственную артикуляцию на экране. И это было трагедией моей – меня ведь озвучивала другая актриса. Тогда я пошла к ректору и попросила оставить меня на второй год. Так я попала на курс гениальных совершенно педагогов  - Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Ефимовича Бибикова (воспитавших, между прочим, Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Вячеслава Тихонова, Катю Савинову),  где вместе со мной учились Майя Булгакова, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов, Валентина Владимирова. Я туда пришла в один день с Наденькой Румянцевой – её за самовольство изгнали из ГИТИСа.

Татьяна Конюхова танцует с  журналистом чехословацкой газеты «Руде право» Иржи Плахетко на кинофестивале в Карловых Варах. 1956 г.

- ВГИК вы заканчивали уже настоящей звездой экрана – сыграли сразу четыре главные роли. Как зрители выражали вам свою любовь?
- По-разному. Почтальоны каждый день приносили мне полные сумки писем, в которых были и просьбы, и любовные признания. Писали почти по Чехову: «Москва, Соне Орловой из фильма «Разные судьбы». Присылали письма из мест заключения: мол, скоро выйду - жди, никто тебя так не любит, как я. Один такой даже меня разыскал… Но были и вменяемые поклонники. Например, один на съёмках фильма «Штрафной удар» каждое утро приносил мне пакет с фруктами.

- Такое повышенное внимание стало лично для вас тяжёлой ношей?
- Меня часто спрашивают: «А как вы относитесь к своей славе?» Да никак - звёздной болезнью я никогда не страдала. Потому что всегда считала себя рабой искусства, я всегда адски трудилась, головокружение от успехов мне было чуждо. К тому же перед моими глазами прошли жизни многих актёров – всенародных любимцев. Я видела, как может протухнуть слава. Поэтому на подобные вопросы я отвечала: «К славе я отношусь как к скоропортящемуся продукту».  А кинематограф – это как бабник-муж. Он всегда себе найдёт получше, помоложе! (Смеётся.) И ещё меня спасало то, что я никогда никому не завидовала. Благодарю Бога, который дал мне такую любовь к искусству, что я его люблю в себе, а не себя в нём.

- Вы считаете себя реализованной в кино?
- Почему нет? У меня более 50 картин - разных по масштабу, по глубине, по материалу. И на сцене я в своей жизни сыграла то, о чем может мечтать любая актриса. Нет, про себя не могу сказать, что я – «кладбище несыгранных ролей». Хотя за свою карьеру я умудрилась несколько раз сама отказаться от некоторых ролей и посоветовала актрис, которых эти роли прославили.

- Вы говорите о «Карнавальной ночи»?  Так это правда, что вы должны были играть Леночку Крылову?

- Да нет, не должна была, но меня приглашали. Ассистентка Эльдара Рязанова сказала: «Эльдар Александрович хочет, чтобы вы пришли». «Зачем?» «Вы же прекрасно поёте, танцуете». Я тогда прямо сказала ассистентке: «Эту роль должна играть Люся Гурченко! Даже на пробы идти не хочу!» Так Люся Гурченко и снялась в своей звёздной роли. Примерно в этот момент я отказалась съёмок в фильмах «Дело 306» и «Летят журавли»… Когда режиссёр Михаил Калатозов услышал мой отказ, так вообще чуть не упал. Но, разумеется, отказывалась я не просто так – у меня была веская причина.

- Интересно какая?
- Незадолго до этого режиссёр Григорий Рошаль пригласил меня на роль, о которой я мечтала давно, – сыграть Дашу в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Кинопроба прошла блистательно, никто не сомневался, что Даша - моя. Я была счастлива, была буквально «беременна» этой ролью -  ни о чем другом я даже думать не могла. Режиссёры меня рвали на куски, но я отказывалась наотрез, чтобы быть свободной, когда Григорий Львович меня позовёт. Но вскоре Рошаль заболел, съёмки отложили на полгода. А выздоровев, поддавшись убеждениям жены (мол, ему нужна актриса, которая ещё нигде не засветилась, а я уже, дескать, примелькалась на экране), отдал роль юной выпускнице школы-студии МХАТ Ниночке Веселовской. Я очень тяжело это переживала: накатила такая депрессия…

- Слышал версию, что в тот момент вы были чуть ли не на грани самоубийства.
- Ну нет, уж до этого бы, думаю, не дошло. Просто я пребывала в таком состоянии, что не могла ни есть, ни пить и могла просто издохнуть, вот и всё! Лежали кожа да кости. Меня ведь в той ситуации потрясло даже не то, что режиссёр не взял меня сниматься, а то, что… предал! Слава Богу, из этой депрессии меня вытащил Леонид Давидович Луков. Специально для меня он написал роль главной героини в советско-югославской картине «Олеко Дундич», и даже назвал её именем несыгранной моей роли  - Дашкой. То есть Луков меня фактически спас.

Роль Дашки в советско-югославской военной картине «Олеко Дундич» была специально написана для Татьяны Конюховой, 1958

«ПРЕФЕРАНСИК ПОД ВОДОЧКУ»

- У вас был свой особый рецепт, как готовиться к роли, погружаться в образ?
- Ну-у… Это тайна! Это такая же тайна как из микроклеточки появляется живой человечек. Многие говорят: это пафосно, нельзя ли сказать попроще? А как попроще? Вот «забеременела» ролью. И что это такое?

- Но мы-то по воспоминаниям ваших коллег знаем, как готовились к съёмкам наши великие, народные Николай Крючков, Борис Андреев, Пётр Алейников… Вечерком в преферансик под водочку, хорошая компания, анекдоты, рыбалка… А утром в кадр. И играли шикарно!
- (Смеётся.) И я с удовольствием оказывалась иногда с ними в застолье и напивалась. Это, правда, очень редко со мною случалось, но несколько раз было такое. Ну и что?! И потом… Понимаете, наши посиделки и попойками-то не назовёшь, они никогда не были безобразием. Мы, допустим, могли всю ночь говорить о своих ролях. Вспомнила замечательный случай! Однажды мы ехали в поезде огромной актёрской компанией. Набилось полное купе - Марк Бернес, Георгий Юматов, Борис Андреев… Был такой приглушенный свет, сумерки. И под стук колёс Борис Фёдорович Андреев рассказывал нам, как бы он сыграл… Отелло. Я смотрела на него и в какой-то момент поймала себя на мысли: этот абсолютно русопятый актёр буквально на моих глазах постепенно превращается в мавра. Вот что такое сила искусства и воображения! Оказывается, всё это он видел в себе и носил в себе… А вы говорите «преферансик под водочку». Нет, это была особенная плеяда актёров. Они все успевали, и делали это гениально! Кого ни возьми - Крючков, Андреев, Бернес, красавец Переверзев, Сергей Столяров, Владимир Дружников… Философ сказал: «Все человеческие слабости прощу гению. Но ни одной слабости гения не прощу человеку». Вот что есть это поколение!

«ХОЧЕШЬ СТАТЬ НАРОДНОЙ АРТИСТКОЙ СССР?»

- Говорят, за вами «охотились» лучшие европейские режиссёры. В том числе, якобы Федерико Феллини…
- Нет-нет. И Марсель Марсо мне ничего не говорил, и мой партнёр по картине «Карьера Димы Горина» Володя Высоцкий мне никаких песен не писал. Зачем говорить то, чего не было. А вот на Карловарском фестивале 1956 года официальное приглашение от всей американской кино делегации отужинать вместе – я получала. Но меня не пустили на эту встречу. Наш «дядя в штатском» сказал: «Татьяна, я вам это делать не рекомендую». А Рошаль просто набросился на бедного американца, который меня пригласил: «Ей некогда, она готовится к выступлению на фестивале! Вы её там увидите!» (Смеётся.) И американцы в шикарном ресторане меня прождали полтора часа, но зря.

- Многие актрисы вашего поколения рассказывали, как им постоянно приходилось отбиваться от режиссёрских сексуальных притязаний. Несговорчивых потом не снимали годами, у многих карьера вообще пошла под откос... Вы лично с этим сталкивались?
- О, господи! Конечно. Однажды я захотела сыграть даже не героиню, а роль второго плана, но довольно забавную – там есть, что делать актёрски. Режиссёр позвонил и ясно сказал: «Если будешь со мной жить, то сыграешь!» Прямо в лоб! Конечно, я не сказала: «Чтоб ты сдох!», но такое рубануло у меня внутри. Я выпалила: «Да если мне миллион дадут, я с вами не лягу в постель!» И швырнула трубку. Навсегда поссорилась, хотя известный был режиссёр и талантливый, сволочь. На другой картине один вообще меня зажал в угол. Я сказала: «Если вы сейчас же меня не оставите в покое, сейчас же возьму такси и уеду в Москву!» И всё! Я всегда сама выбирала, кого мне любить, кого нет.

- А что за история, когда за вами пытался ухаживать Аджубей?
- В этот день в Кремле закончился 13 съезд комсомола, все уже разъезжались. Я пришла после съёмки, и когда вошла в вестибюль, на меня все вытаращили глаза гардеробщики. Я тогда была очень популярная. «Доброе утро», «Запасной игрок» - я не могла спокойно по улицам ходить… И вижу: с лестницы спускаются двое и с улыбками – ко мне. Один – первый секретарь эстонский, другой… такой рыжий-конопатый. Спрашиваю рыжего: «Вы кто?» Веснушки так и поскакали мне навстречу как выстрелы. «Я – Аджубей. Можно просто Алёша».

- Он был широко известен?
- Он был второй человек после Хрущёва – он был зятем Хрущёва. Тут промелькнуло что-то в нём: вот, мол, дурочка, Аджубея в лицо не знает… Выходим из Кремля, он подхватил меня под ручку, идёт, смеётся: «Завтра вся Москва будет гудеть – «Аджубей шёл с самой Конюховой!» Он был чуть подшофе – весь красный, рассказывал, как съезд прошёл удачно, как было шумно и весело. «Ну что, - говорит, - поехали к нам в гостиницу?» «Нет, - отвечаю, - я так на съёмке устала. Домой, домой…» «Ну тогда подвезём. Куда прикажете, королева?» «На Плющиху, пожалуйста». Приезжаем. Выскочил, открыл дверцу. Я выпархиваю. Он хвать меня за руку: «Хочешь стать народной артисткой СССР?» Вот так – с ходу! Говорю: «Знаете, Алёша, всё, чего я достигла в этой жизни и в искусстве, я обязана только самой себе. Большое спасибо!» Он как закипел: «Ну и дура!» Прыгнул в машину,  вжик по газам и – помчал.

Знаете, я умела дружить с мужчинами. Иногда я благоговела перед ними, я их обожала, но… Никогда! Мы общались. Дружили. И у меня всегда были чудесные отношения. Только один мне сильно нагадил.

- ?!
- Даже не один, а два. На гастролях в Румынии ко мне проникся вниманием очень красивый джентльмен, профессор МГУ. Мы с ним просто платонически общались – гуляли, вместе обедали, ужинали. Главой делегации был некий тип по фамилии Орлов. Такой чванливый, сальный мужик… всё время чувствовалось, что он хочет тебя за попку схватить или за сиську. Вдруг смотрю: профессор начинает меня сторониться. Я не выдержала: «Я вас чем-то скомпрометировала?» Он нехотя рассказал, что с ним не очень красиво беседовал этот Орлов. А когда вернулись, этот слизняк накатал в высшие инстанции, которые распоряжаются, пущать или не пущать, какое-то гадкое письмо. Потом меня куда-то вызывали, песочили... А второй подобный случай был на Карловарском фестивале. Я недоумевала, как наш министр кинематографии Рачук может быть таким неучем. Он говорил: «Пинжак», «транвай»… Однажды он так вывел меня из себя, что я прямо в глаза ему бабахнула: «Сначала научитесь говорить грамотно!» Они с Лидией Николаевной Смирновой, которая была ответственной за наш актёрский ансамбль, на меня тоже накатали какую-то телегу.

- За что на этот раз?
- В меня влюбился там американский режиссёр. И когда нас привезли в Прагу, после общего ужина в ресторане он предложил мне прогуляться по городу. Мы просто гуляли, разговаривали, ели шпачки, выпили пиво. Вернулись в гостиницу часа в 4 ночи. Вот и весь «криминал»!

- Это же преступление по тем временам!
- (С иронией.) Ещё какое! Потом, перед поездкой в Югославию на съёмки «Олеко Дундича», мне говорят: «Ты, девочка, не очень благонадёжная». Луков возмутился: «Да вы что?! Я голову положу на плаху за неё». Потом он вышел и говорит: «А что это ты в Праге натворила? Где ты там шлялась всю ночь? На тебя лежит докладная, подписанная Рачуком и Смирновой». Но всё равно выпустили.

- Татьяна Георгиевна, в 50-е годы ходили слухи, что у вас был роман со старшим сыном знаменитого композитора Исаака Дунаевского – Евгением…
- Ну не знаю, роман, не роман, но мы нежно дружили с Женей. Исаак Осипович прилюдно называл меня своей невесткой. Затем из-за какой-то ерунды мы поссорились и на этом все закончилось.

- Писали, что Евгений попал в какую-то жуткую криминальную передрягу, которая сломала его жизнь.
- О! Вы мне как раз её напомнили. Помню, однажды еду в Питер на верхней полке и слышу, как внизу попутчицы обсуждают: мол, на даче у Дунаевского убили девушку, чуть ли не дочь бывшего министра иностранных дел СССР Литвинова. Слышу дословно: «Труп закопали, потом его сын Женя застрелился, а Дунаевский-старший, не выдержав позора, наложил на себя руки». Я чуть с полки не упала. Какая чушь! Ведь была в ту ночь на даче и всему была свидетелем. 

- А что случилось на самом деле?
- Действительно, отмечая праздники, там отдыхала большая компания Жениных друзей. Женя вообще не причём – он в это время спал, а мы (и я в том числе) сидели в холле, слушали музыку, танцевали. Кто-то из его друзей решил с девушкой покататься. Взяли ключи от его машины и уехали. Как там было на самом деле, так и осталось загадкой, но я сама видела, как этот парень прибежал весь не в себе, смывал кровь с рук… По его словам, девушка попросилась порулить, и машина на приличной скорости врезалась в дерево, она погибла. Потом всех нас таскали на допросы, песочили в ЦК комсомола. Никакого криминала не нашли – несчастный случай. Никто не стрелялся, никого не посадили… Но вскоре в прессе появилась статья об этой дачной истории, о «безнаказанности золотой молодёжи», где все факты были искажены. А когда в июле 1955-го от сердечной недостаточности умер Исаак Осипович, в народе пошли гулять эти слухи.

Татьяна Конюхова с мужем и с сыном Серёжей

Я ВЛЮБИЛАСЬ В НЕГО БЕЗ ОГЛЯДКИ!

- Татьяна Георгиевна, а вы часто влюблялись?
- Да бывало. И очень бурно. Но как влюблялась? Напридумываю себе человека, а потом наступает полное разочарование, и я, как рыбка золотая, вильну хвостом и - нету меня. Так случилось, что Владимир Кузнецов был моим третьим мужем. Первый раз я была замужем ровно десять дней…

- Десять дней? Но почему?
- Всё дело в том, что к своему первому браку отнеслась очень легкомысленно. Понимаете, у меня были такие моменты в жизни, когда под моё плохое настроение меня можно было «взять» голыми руками. Убедить выйти замуж, например. Вот так меня и взял первый муж. 1954 год. Он работал на киностудии главным редактором одного из самых крупных объединений, был умница, красивый… Словом, уговорил, мы расписались. Но я сразу его строго-настрого предупредила: «Когда я снимаюсь, прошу: даже не появляйся – на этот период я ухожу с головой в работу!» Уехала на съёмки. Вдруг в шесть утра в гостинице стук в дверь. Открываю, стоит муж, улыбается. А из-за его спины выглядывают несколько консьержек, которых он, видимо, прихватил в свидетели, и хихикают: мол, сейчас он найдёт кого-нибудь под кроватью и начнётся самое интересное. Мне как ударило в голову… Ах, итить, твою мать! Ты проверять меня вздумал?! Я распахнула настежь дверь: «Проходи, смотри!» Отрываю шкаф: «Видишь? Здесь смотри, здесь». Муж растерялся: «Таня, не надо». «Нет, раз уж приехал, проверяй! А теперь, - скомандовала, - на колени!» Он, бедный, подумал, что прощения просить, встал… «Нет, теперь ищи под кроватью! Нашёл? А теперь – вон отсюда! И чтобы в моей жизни духу твоего не было!» Всё! Вот такая я была. Сколько лет прошло, эта сцена до сих пор перед глазами, как это было вчера. Но ни разу о принятом решении не пожалела.

- Круто!
(Улыбается.) Правда, Кузнецов тоже один раз приехал утром неожиданно. Я снималась в картине «Тайна предков» в одной из южных республик. Жара плюс сорок, ночные съёмки, легла спать только под утро. И вдруг на рассвете слышу как в окно – фр-рррр – какой-то странный звук. С трудом открываю глаза: на полу огромный букет шикарных цветов. Первая мысль: слишком бросок был точный - так точно может бросить только один человек на свете. Смотрю в окно, и правда: Володя приехал. Выяснилось, что он отдыхал где-то на юге и так соскучился, что, позабыв про мои запреты, прилетел ко мне.

- И как вы отреагировали на этот раз?
- (Делает строгие глаза.)
Как-как?! Конечно, не прогнала. Любила сильно потому что. Сказала: бери матрас, будешь спать вон там в уголке. И чтобы работе не мешал!

- Владимир Кузнецов действительно был любовью всей вашей жизни?
- Да. Мы познакомились в Сочи, где я в то время снималась - играла дрессировщицу в фильме «Косолапый друг». Володя сразу начал ухаживать трепетно, нежно, красиво. Как оказалось, он был известным копьеметателем, входил в десятку сильнейших спортсменов мира, был участником трёх олимпиад. И ему удалось меня покорить - я влюбилась в него без оглядки! 27 лет, прожитых вместе, промелькнули как один день, хотя отнюдь не были идиллическими - мы с мужем были оба очень эмоциональные, взрывные и, бывало, ссорились так, что только пух и перья летели. А сколько посуды перебили! (Смеётся.) Но это были по-настоящему счастливые годы. К несчастью, умер Володя совсем молодым – в 55 лет, от рака – в год, когда случилась чернобыльская катастрофа. К тому времени он был уже выдающимся учёным — доктором педагогических наук, профессором, одним из первых, кто всерьёз занялся антропомаксимологией - наукой о резервных возможностях человека.

Вот когда мужа не стало, я действительно всерьёз подумывала о самоубийстве. Помню, сижу, курю (а я тогда начала курить и курила как сумасшедшая) и думаю: как лучше это сделать. Потом представила, что буду лежать вся бледная, некрасивая. А воображение-то буйное! Как – увидела… Фу! Нет, не бывает ничего «просто так» в этой жизни…

- Лет 15 назад на одном из встреч с артистами знаменитый театровед Виталий Вульф произнёс блестящую речь о вас, закончив её такой фразой: «Она была доступная и недосягаемая». Как вы думаете, что он имел в виду? «Недосягаемая» - это понятно…
- Ничего не надо расшифровывать. Доступная – это она общалась запросто, могла пуститься в пляс с людьми из народа – когда мы ездили с выступлениями по стране. Я ведь и донскими казаками отплясывала будь здоров, могла пустится в пляс в испанских танцах на Кубе…

- Вы прекрасно выглядите, у вас просто сумасшедший жизненный ритм. Как вам это удаётся – есть фирменный секрет?
- (Смеётся) Ничего нет «секретного». Главное моё правило: надо держать спину прямо и стремительно идти вперёд! И ещё - иметь любопытство, интерес к жизни, к людям. Три-четыре часа ночью я обязательно читаю. Обычно засыпаю с книжкой в обнимку и сплю в общей сложности, наверное, часа два с половиной, не больше. Просыпаюсь в шесть – и вперёд! А что делать? Да и привыкла я «крутиться», не могу сидеть без дела. Ведь я – действующая актриса»!
Беседу вёл Андрей Колобаев

Ещё на эту тему

24.07.2023 13:57:31 #Невзлин Л.Б.

ЭПИЗОД 7

Невзлин Л.Б. совместно с Пичугиным А.В. организовал убийство Горина С.В. и Гориной О.М., совершенное 20 ноября 2002 г. в пос. Радужный города Тамбова неустановленными следствием лицами.

В этот день Пичугин получил свой первый приговор

И в этот же день Генеральная прокуратура РФ приняла к производству уголовное дело в отношении «заморских» топ-менеджеров Юкоса - Тиди, Мизамора, Годфри и Осборна. Prigovor.ru напоминает, что было 17 августа 2006 года

A little house of a gatekeeper. Mikhail Khodorkovsky has bought a two-stories flat in London for 2 million pounds

The website Prigovor.ru has found in Great Britain yet another house belonging to Mikhail Khodorkovsky. On the whole, this finance swindler and collaborationist has in London and its suburbs five luxury real estate units with total value amounting to 24 million pounds or nearly 3 billion rubles.

Как прослушивали телефоны генконсула РФ в Одессе

«Оперативно-технические мероприятия УСБУ по Одесской области по контролю телефонных разговоров и почтовых отправлений Шибенко В.Г. Преступные тайны СБУ. 2 часть.

Мы в соцсетях

Новости партнеров