Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Глава администрации Челябинской области.
П.И.Сумин родился 21 июня 1946 г. в с. Верхняя Санарка Троицкого района Челябинской области. Русский. Окончил Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола. В 1969-1973 гг. работал на Челябинском металлургическом заводе подручным сталевара, мастером, заместителем секретаря, секретарем комитета ВЛКСМ. В 1973-1978 гг. — первый секретарь Металлургического РК ВЛКСМ (г. Челябинск), затем второй, первый секретарь Челябинского ГК ВЛКСМ. В 1978-1980 гг. — заместитель начальника цеха Челябинского металлургического завода. В 1980-1984 гг. — второй секретарь Металлургического райкома КПСС, заведующий отделом Челябинского горкома КПСС, первый секретарь Металлургического райкома КПСС. Окончил Свердловскую Высшую партийную школу. В сентябре 1984 г. был избран председателем исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов, в 1987 г. — первым заместителем председателя Челябинского облисполкома. В 1989-1990 гг. — второй секретарь Челябинского обкома КПСС. В 1990-1991 гг. — председатель исполкома Челябинского областного Совета народных депутатов, с января 1991 г. — председатель областного Совета народных депутатов.
В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР. В 1990-1991 гг. входил во фракцию “Коммунисты России”.
После событий августа 1991 г. Челябинский областной Совет рекомендовал П.И.Сумина на должность главы администрации области. Однако 24 октября 1991 г. Указом Президента РСФСР на эту должность был назначен председатель Челябинского городского Совета В.П.Соловьев, рекомендованный активистами блока “Демократическая Россия”.
14 января 1993 г. по инициативе П.И.Сумина малый Совет принял решение о досрочных выборах главы администрации. В связи с этим действующий глава администрации В.П.Соловьев подал протест в областной суд, что положило начало длительному судебному разбирательству между двумя ветвями власти. 25 марта 1993 г. Верховный суд РФ отменил решение областного Совета о проведении выборов. 9 апреля 1993 г. Президент РФ подтвердил полномочия администрации области. 11 апреля 1993 г. состоялся первый тур выборов. 16 апреля 1993 г. Верховный Совет РФ признал решение областного Совета о проведении выборов правомочным. 25 апреля 1993 г. П.И.Сумин был избран главой администрации Челябинской области. 7 июня 1993 г. Конституционный суд РФ признал законным решение областного Совета о назначении выборов главы администрации области. Вслед за этим на сессии областного Совета П.И.Сумин принял присягу и вступил в должность. 22 октября 1993 г. Указом Президента РФ были подтверждены полномочия В.П.Соловьева “в связи с имеющимися попытками отстранения ... от осуществления его полномочий и попытками отдельных лиц создать параллельные структуры исполнительной власти”. В начале 1994 г. был подготовлен проект постановления Правительства РФ об отставке главы администрации Челябинской области (завизированный, в частности, В.С.Черномырдиным, А.Б.Чубайсом, С.М.Шахраем), который, однако, не был утвержден Президентом.
До августа 1995 г. П.И.Сумин — вице-президент инвестиционной холдинговой компании “Выбор”. В октябре 1995 г. П.И.Сумин был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы по Кыштымскому одномандатному избирательному округу № 184 Челябинской области избирательным объединением « Общественно-политическое объединение “Конгресс русских общин”» . На выборах был поддержан Союзом предпринимателей, а также отделением движения “За возрождение Урала”. Всего в округе баллотировалось 9 кандидатов. В голосовании приняли участие 64,20% зарегистрированных избирателей. П.И.Сумин победил, набрав 37,09% голосов. Его основными соперниками по округу были В.И.Горбачев, ведущий инженер Российского Федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института технической физики (г. Снежинск), выдвинутый КПРФ и набравший 12,22% голосов, и Т.Г.Хапров, директор ГСХП “Дубровский”, за которого проголосовали 9,50% избирателей. Являлся членом Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, членом депутатской группы “Народовластие”.
На момент избрания в депутаты Государственной Думы являлся председателем экспертного совета Челябинского филиала Центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем.
В 1996 г. во время избирательной кампании по выборам Президента РФ был доверенным лицом Г.А.Зюганова.
22 декабря 1996 г. в первом туре голосования избран главой администрации Челябинской области, в связи с чем его полномочия депутата Государственной Думы были прекращены. П.И.Сумин набрал 50,79% голосов, за действующего губернатора В.П.Соловьева проголосовали 15,99% избирателей. В выборах приняли участие 52% избирателей. 22 января 1997 г. вошел в состав Совета Федерации.
Являлся членом КПСС с 1972 по август 1991 г. В марте 1994 г. создал и возглавил Общественно-политическое движение “За возрождение Урала”, целью которого стала консолидация всех патриотических сил Челябинской области, в том числе и коммунистической ориентации.
Женат. Имеет двух дочерей.
В ходе предвыборной кампании осени 1995 г. П.И.Сумин подчеркивал необходимость защиты российского товаропроизводителя путем снижения налогов, введения государственного заказа, особенно для конверсионных предприятий.
Намеревался поднять статус Челябинской области, считал недопустимым положение, когда по вкладу в российскую экономику область стоит на четвертом месте, а по решению социальных проблем находится в седьмом десятке из 89 регионов России.
Высказывался за подотчетность власти народу, намеревался разработать механизм контроля за работой депутатов и отзыва тех, кто не оправдывает доверия избирателей. Выступал за разнообразие форм собственности в России, но против продажи земли.
Будучи выдвинутым кандидатом на должность главы администрации Челябинской области общественно-политическим движением “За возрождение Урала”, П.И.Сумин так формулировал политическую позицию движения:
1) За годы реформ объем промышленного производства в Челябинской области сократился более чем в 2,2 раза, капитальных вложений — в 3 раза. На четверть снизился объем производимой сельскохозяйственной продукции, почти в 3 раза упало производство товаров народного потребления. За девять месяцев 1996 г. общий объем производства сократился на 9,5%. Налицо неспособность власти создать механизмы конструктивного и делового согласования интересов населения, предприятий, различных социальных, экономических структур, партий и движений. Налицо финансово-бюджетный кризис: несмотря на то что до 70% всех налоговых поступлений остается в области, бюджетная сфера терпит нужду. Области не хватает бюджетных средств, потому что: за пять лет администрация области не смогла заключить договор о разграничении полномочий с федеральным Центром; в области создана система неконтролируемого движения материальных ресурсов через взаимозачеты по областному бюджету. Отсутствует действенный контроль за исполнением бюджета со стороны областной Думы, населения; отсутствует четкая и эффективная программа поддержки среднего и малого бизнеса, слаба промышленная, аграрная и инвестиционная политика. Все это влечет за собой снижение деловой активности в реальном секторе экономики и сужение налогооблагаемой базы.
2) Область даже в нынешних тяжелых условиях может выжить и развиваться нормально. Для этого необходимо решить несколько серьезных проблем. Прежде всего, необходимо “договориться с Центром”, заключить договор о разграничении полномочий. Челябинская область не должна быть донором для Башкортостана, Татарстана и для Свердловской области. Эти субъекты Федерации отстояли совершенно иные подходы к формированию бюджета. Сегодня до трети доходов, полученных на территории области, перекачивается в российский бюджет. А республики и области, имеющие сопоставимый экономический потенциал, перечисляют в Центр в два-три раза меньше. Финансовые ресурсы они направляют на развитие: строят жилье, поддерживают пенсионеров, образование, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство. В Челябинске же на это не хватает денег. Зато, по словам П.И.Сумина, “мы гордимся, что не сидим на шее у государства. Но от этой гордости ни у вас, ни у меня в кармане не прибавляется...”
3) Государство должно регулировать экономику, жестко увязывая адресную поддержку с выполнением программ обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и с повышением эффективности производства, прежде всего за счет снижения издержек.
4) Необходимо регулировать тарифы и цены на перевозки, электроэнергию, сырье. Следует освободить предприятия от содержания социальной сферы.
5) Вернуть экономике и политике их естественное назначение и обеспечить удовлетворение потребностей человека, рост доходов населения, безопасность жизни всех социальных слоев, реальную борьбу с коррупцией.
Став главой администрации, П.И.Сумин высказывал намерение привлекать к управлению специалистов, профессионалов независимо от их партийной ориентации. Подчеркивал, что считает ошибочным стремление иных своих коллег “отторгать людей, неспособных в любую минуту, безоговорочно брать под козырек. Опираться можно, как было сказано умным человеком, только на то, что сопротивляется”.
15 января 1997 г. П.И.Сумин подписал постановление по подготовке проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Челябинской области. Создана специальная комиссия, председателем которой стал первый заместитель главы администрации области В.П.Уткин. 16 января 1997 г. при областной администрации создана комиссия по изучению итогов приватизации государственной собственности Челябинской области. 5 февраля 1997 г. Государственная Дума приняла постановление “О поручении Счетной палате Российской Федерации о проверке использования бюджета Челябинской области, а также внебюджетных фондов, включая валютные”.