с. Мироновка Новогеоргиевского р-на Кировоградской области
Образование
Окончил Днепропетровский автодорожный техникум, Уссурийское военное автомобильное училище в 1966 году с отличием, Военную академию тыла и транспорта в 1973 году, специальность по образованию - строительство и восстановление железных дорог.
Звания, награды
Воинское звание - генерал-полковник. Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный строитель России (1997 г.). Награжден орденами "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" Ш степени, Красной Звезды, "За военные заслуги".
Семейное положение
Женат. Имеет двух сыновей.
Основные этапы биографии
Служил в железнодорожных войсках. В 1991-1996 годах был заместителем командующего железнодорожными войсками. В 1994-1995 годах участвовал в восстановлении железных дорог в Чечне. С начала 1996 года - советник аппарата полпреда президента России в Чечне Олега Лобова. В апреле-ноябре 1996 года - глава правительства Чечни. С июля 1997 года по май 1998 года руководил Федеральной службой специального строительства. В 1997 году - заместитель министра путей сообщения РФ. С апреля 1999 года - статс-секретарь, первый замминистра путей сообщения России. С 15 октября 1999 года по 7 мая 2000 года - заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Правительства РФ в Чеченской Республике. После 7 мая 2000 года - полномочный представитель Правительства РФ в Чеченской Республике. 8 июня 2000 года представительство федерального правительства в Чечне упразднено Указом Президента РФ, его заменила администрация. 30 октября 2002 года назначен на пост главы Госстроя РФ.
Сторонние оценки, характеристики
Чуть выше среднего роста, плотный, седоватый. Голос начальственный. Улыбка хлебосольного советского барина. Доскональное знание дела... По специальности Николай Павлович - военный транспортник. Крутой подъем его карьеры связан со строительством БАМа.
Надо сказать, его на БАМе помнят. Во время своей поездки я всюду ощущал его незримое присутствие. "Ну Кошман! Сила!" "Кошман? Этот своего добьется". И тут же: "Этот своего не упустит". Когда разговор становился откровеннее, обычно после третьего стакана: "Что Кошман? Себе на уме. Любит власть, карьеру делает. Хороший начальник - хитрый". («Невское время», Санкт-Петербург, 2000)
В 1997 году ситуация стала меняться. Создана была инвестиционная компания "БАМинвест", и возглавил ее именно Кошман. С благословения Аксененко началась новая раскрутка темы БАМа. И в этот момент Кошман внезапно пропал с горизонта. Из МПС его перебросили "на другую работу", а через несколько месяцев и вообще убрали на ничего не значащую должность. Два года о Кошмане не было ничего слышно. Между тем его дело делалось, и очень активно, хотя и без особого шума. На БАМ откуда-то потекли деньги. Осенью прошлого года по одному из центральных общероссийских телеканалов вдруг был показан фильм про БАМ. О Кошмане в нем упоминалось вскользь. А через пару дней страна узнала о его назначении вице-премьером и наместником Чечни. Кошман всегда был правой рукой Аксененко.
Кошман - свой и для генералов, и для финансово-промышленных кругов. Пробивной, умеющий добиваться своего. Специалист по организации транспортного строительства в горных, военных и вообще чрезвычайных условиях В Чечне пользуется определенным авторитетом. Обладает многообразными и не всегда прозрачными связями в коридорах власти.
"Коммерсантъ-Daily" (15 октября 1999 г.): "Бывшие коллеги Кошмана - чеченцы говорят, что он премьерствовал слишком недолго для того, чтобы в Чечне успели оценить его профессиональные качества, однако отмечают, что "для российского человека генерал-полковник вел себя на чеченской территории довольно смело и уверенно"."
Постоянные контакты, отношения, связи
"Коммерсантъ-Daily" (15 октября 1999 г.): "Говорят, что "Росспецстрой" в 1997 году Виктор Черномырдин создавал специально под своего протеже Кошмана. Однако после отставки самого Черномырдина с поста премьера это ведомство указом президента Ельцина было упразднено."