с.Володаpское, Володаpский pайон, Кокчетавская обл. (Казахстан)
Образование
* Высшая школа Окончил Оpджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище, в 1985 г. - Военную академию им.
М.В.Фpунзе.
Основные этапы биографии
С 1975 по 1980 год был командиром мотострелкового взвода, затем командиром мотострелковой роты. 1980-1982 гг. - начальник штаба мотострелкового батальона, командир мотострелкового батальона в составе
ограниченного контингента советских войск в Афганистане. C 1982 по 1985 год - слушатель Военной академии им. М.В. Фрунзе. По окончании академии снова направлен в Афганистан. 1985-1986 годы - начальник штаба полка в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. 16 октябpя 1986 г. получил pанение, после лечения вновь веpнулся в Афганистан. Затем служил в Дальневосточном военном окpуге, пpошел путь от командиpа полка до заместителя начальника отдела боевой подготовки. 1989-1991 гг. - наpодный депутат СССР, член Комитета Верховного Совета СССР по делам военнослужащих. С 1991 г. - пpедседатель Комитета по делам воинов- интеpнационалистов при Кабинете Министров СССР, с 1992 г. по
1993 г. - при Совете глав правительств государств - участников СНГ. В ноябре 1992 года назначен главой временной администрации на территории Ингушской Республики. 21 декабря 1992 года подал в отставку. 28 февраля 1993 г. избран Президентом Ингушской республики. 12 декабря 1993 г. избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва. В марте 1994 г. вновь избран главой Ингушетии. 1 марта 1998 г. переизбран на пост Президента Республики Ингушетия. В декабре 2001 года досрочно сложил с себя полномочия главы Ингушетии. 10 января 2002 года назначен представителем исполнительной власти республики Ингушетия в Совете Федерации РФ. 23 апреля 2002 года сложил с себя полномочия члена Совета Федерации. Летом 2002 года стал одним из лидеров "Российской партии мира".
Политические взгляды, позиция
Главным для себя считает не допустить начала военных действий на территории Ингушетии.
Выступает за восстановление исконных прав ингушей на землю предков. Положительно отозвался о введении федерального управления в Пригородном районе Ингушетии. Однако считает, что у российского руководства "нет четкого понятия, как проводить национальную политику, как мирить людей."
В предвыборной программе во время выборов в Совет Федерации в декабре 1993 года отметил важность решения проблемы беженцев для стабилизации политической ситуации в Ингушетии. Но реализация этой проблемы, по его мнению, в сложившейся обстановке возможна лишь поэтапно.
Не поддерживает объединение Чечни и Ингушетии в одну республику. "Обладая собственным статусом, Ингушетия стала развиваться намного активнее", - считает Аушев.
К проекту новой Конституции РФ отнесся сдержанно: выступил против исключения понятия "суверенитет республик" и уравнения краев и областей в правах с республиками.
Что касается экономического развития республики, то основную надежду возлагает на местные силы и ресурсы. По его мнению, необходимо создать рыночную экономику; ориентироваться на малый и средний бизнес; перестраивать сельское хозяйство; создавать кооперативы самообеспечения на принципах общинного зеплепользования.
Высказался за реабилитацию и культурное возрождение русского казачества, восстановление традиционного сельского казачьего уклада, общинного землепользования. При этом выступил против создания специальных казачьих военных формирований.
На Кавказе появилось "новая идеология", которая, по мнению Аушева, является опасной. Распространение радикального исламского учения - ваххабизма из Чечни и Дагестана в другие регионы чревато расколом общества и дестабилизацией обстановки на всем Северном Кавказе, заявил Аушев на конгрессе мусульман Северного Кавказа, созванного в июне 1998 г. по его инициативе.
Законопроект, разрешающий мужчинам Ингушетии иметь до четырех жен "реализует свободу образа жизни в рамках традиций региона", считает Аушев. Свой указ от 20 июля 1999 г. он характеризовал как "констатацию факта": в республике до 2% полигамных семей. На территории Ингушетии "женились и будут жениться и никакой центр это не запретит", добавил Аушев.
Объединение Чечни и Ингушетии невозможно, заявил в своем ежегодном послании президент Ингушетии Аушев, выступая в марте 2001 г. на третьем съезде народа республики. "Эта тема вообще не подлежит обсуждению", - подчеркнул он, поскольку "Ингушетия имеет свою выстраданную кровью и потом государственность и возврат к прошлому общежитию невозможен".
Сторонние оценки, характеристики
Первый президент Руслан Аушев был кризисным лидером. Он ворвался во власть в трагический для ингушей период, во время вооруженного конфликта в Пригородном районе. Аушев сплотил вокруг себя нацию, однако стиль и низкая продуктивность его руководства всегда вызывали критику внутри ингушского общества. Аушев ведь не был подготовлен к обязанностям руководителя республики, не имел необходимого профессионального и жизненного опыта. Что-то он добрал на ходу, а чему-то нужному так и не научился.
С другой стороны, Р.Аушев - ингуш до мозга костей, особенности его стиля отражают черты национального менталитета. Он эти годы искусно маневрировал в треугольнике Россия - Чечня - Запад. Но с какого-то момента эта политика себя исчерпала. («Нижегородские новости», 2002)
В ноябре 2001 года на съезде ингушского народа Руслан Аушев заявил, что уходит с поста президента. Он объяснил это так: я обещал отработать два срока - отработал; кроме того, нам нужно развести по времени выборы президента и парламента, а парламент досрочно распускаться не хочет, вот, мол, мне и пришлось уйти пораньше самому: В такое объяснение никто особенно не поверил. Дело в другом: изменилась внешняя ситуация. Во-первых, немного стабилизировалась обстановка на Кавказе в целом. А Руслан Аушев был успешен как лидер именно в критических ситуациях. Во-вторых, появились федеральные округа. Полпред президента в Южном округе генерал Казанцев занял по отношению к Аушеву непримиримую позицию. Тот отвечал ему той же монетой, причем публично.Видимо, Аушев почувствовал, что почва уходит у него из-под ног. И решил сыграть на опережение. Формально уйти в сторону, но сделать главой республики "своего" человека. На эту роль был избран глава МВД Ингушетии Хамзат Гуцериев - представитель фактически правящего клана Аушева Гуцериевых.
Но сценарий Аушева - Гуцериевых быстро сломался. Во-первых, в обществе накопилось много внутренней энергии, которая не находила выход при Аушеве. Во-вторых, уходя в отставку, Аушев не обеспечил прочные тылы. Он оставил на хозяйстве премьер-министра Ахмета Мальсагова, который обещал быть "техническим" премьером и не баллотироваться в президенты.
Но Мальсагов обещание не сдержал. В-третьих, не сидел сложа руки В.Казанцев. Он сделал ставку на полковника Мурата Зязикова ингуша, работавшего в ФСБ Астраханской области. Зязиков был срочно произведен в генеральский чин и назначен одним из замов Казанцева. Ему устроили аудиенцию с Путиным с соответствующим рукопожатием.