Отемский наслег (административно-территориальная единица в Якутии) Орджоникидзевского района Якутии.
Образование
В 1961 году окончил Омский ветеринарный институт. С 1969 по 1971 учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. Семейное положение Женат. Имеет двух дочерей и сына. Основные этапы биографии После окончания института работал главным ветеринарным врачом Жиганского района Якутии. Затем перешел на комсомольскую работу: первый секретарь Жиганского райкома комсомола, заведующий отделом комсомольских органов Якутского обкома комсомола, первый секретарь Якутского городского комитета комсомола. По окончании учебы в Высшей партийной школе - на партийной работе: секретарь, с 1973 - первый секретарь Верхневилюйского райкома КПСС. В 1975 году назначен заместителем Председателя Совета Министров Якутии. С 1979 по 1985 год - министр сельского хозяйства республики. В 1985 году избран секретарем Якутского обкома КПСС. Депутат Верховного Совета Якутии 9 - 11 созывов. 8 декабря 1989 года избран Председателем Президиума Верховного Совета Якутии. 4 марта 1990 года Николаев был избран народным депутатом Российской Федеpации и Якутии, член Конституционной комиссии Российской Федерации. 25 апреля 1990 года стал Председателем Верховного Совета Якутии 12 созыва. С 20 декабря 1991 г. - президент Якутии. 28 декабря 1991 года принял присягу. Одновременно Якутия была переименована в Республику Саха (Якутия). В январе 1992 года Николаев одновременно возглавил правительство республики. 12 декабря 1993 г. избран депутатом Совета Федерации от Якутии. После выборов главы Якутии в 1996 г. сохранил свой пост на второй срок. 24 октября 2001 года зарегистрирован Центризбирком Якутии как кандидат для участия в назначенных на 23 декабря выборах главы региона (по конституции республики Саха-Якутия в третий раз выдвигаться на эту должность нельзя). 12 декабря 2001 года отказался от участия в выборах главы Якутии в пользу другого кандидата - главы компании "АЛРОСА" Вячеслава Штырова. 28 января 2002 года избран членом Совета Федерации от исполнительной власти Якутии.
Политические взгляды, позиция
Будучи кандидатом на пост президента Якутии, среди прочих, в его программе были следующие пункты: государственный суверенитет многонациональной Якутии в составе Российской Федерации (РФ), переход к рынку с учетом северной специфики (в том числе, создание Национального Банка, развитие частного и государственного секторов экономики), социальная защита населения, курс на межнациональное согласие. 29 августа 1991 года подписал "Заявление Президиума Верховного Совета и Совета Министров Якутской-Саха ССР", в котором подтверждалась приверженность руководства республики "принципам Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР", а также подчеркивалось отсутствие "объективных оснований для введения режима чрезвычайного положения и создания чрезвычайных комитетов или иных органов ГКЧП СССР". Зимой-весной 1992 года активно выступал за суверенитет Якутии и построение отношений с Россией только на международно-правовой основе. Одним из факторов, обусловивших такую позицию президента, был вопрос о передаваемых центру якутских алмазах и других полезных ископаемых. После заключенного в марте 1992 года соглашения между Россией и Якутией, согласно которому 20 процентов ювелирных алмазов, добываемых в Якутии, остаются в распоряжении местных властей, Николаев заявил: "Политической самостоятельности мы (в отличии от Татарии) предпочитаем самостоятельность экономическую". С этого момента Николаев выступает за суверенную Якутию в составе Российской Федерации. 13 августа 1992 года Николаев совместно с Президентом Татарии Шаймиевым и Председателем Верховного Совета Башкирии Рахимовым выступил с заявлением, в котором федеративные власти обвинялись в "игнорировании законных интересов республик". Поводом для конфликта стал новый бюджет РФ. Во время VII съезда народных депутатов РФ отсутствовал на большей части заседаний, но 10 декабря проголосовал за принятие обращения Съезда к народу и против отставки Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, с просьбой о которой тот обратился сразу после выступления Ельцина. В феврале 1993 года высказывался за мораторий на проведение референдумов, против созыва Учредительного собрания. Выступал за смещение Олега Румянцева с поста секретаря Конституционной комиссии, считая, что последний пренебрегает позициями автономий. Сторонник президентской формы правления в Российской Федерации при наличии двухпалатного парламента. По его мнению, в палате, избираемой от субъектов федерации, национальные и не национальные административно-территориальные образования должны иметь равное число мест. Во время выборов в Совет Федерации основной упор в своей предвыборной программе делал на необходимость последовательного проведения экономической реформы и переход к рыночным отношениям с учетом специфики Крайнего Севера; обеспечение экономической самостоятельности республики; формирование государственности республики в составе Российской Федерации; приоритетность задач, связанных с развитием человека, его духовности и интеллекта, культурного и материального обогащения; создание условий для возрождения народов республики; обеспечение устойчивого гражданского согласия, сохранения мира и гармонии в межнациональных отношениях. До конца нынешнего срока президентских полномочий г-н Николаев вместе с правительством и новым парламентом республики планирует работать над выполнением коллективной стратегической программы. Считает, что за два года, прошедших после декабрьских выборов 1993 г., якутяне имели возможность убедиться в том, что политика руководства республики - это политика, направленная на обеспечение благополучия людей, социальную защиту населения на трудном этапе перехода к рынку, политика, основной целью которой является возрождение многонационального народа республики и укрепление многовековых традиционных связей с Россией. Оставаясь приверженцем идеи реального федерализма, г-н Николаев считает, что великое российское государство будет по-настоящему сильно и едино благодаря политической стабильности, межнациональному согласию и гражданскому миру в республиках и других своих регионах. Поэтому он поддерживает усилия Президента по углублению демократических преобразований и экономической реформы, укреплению российской государственности. Потому ему близки основные положения проекта новой Конституции, которая гарантирует реальные права и свободы личности, поддерживает стремление человека к достойной жизни. Неизменно стоит за то, чтобы заботы и проблемы людей, проживающих в экстремальных климатических условиях, решались с учетом этих трудностей. Отметил, что одним из главных приоритетов в его работе и работе правительства республики в ближайшее время станут шаги по практической реализации Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Намерен неустанно работать над реальным укреплением экономического суверенитета, в частности, с помощью развития в республике перерабатывающих отраслей промышленности. Пообещал, что "через год-два республика будет иметь 16 гранильных заводов, в Якутско откроется центр хранения, сортировки и переработки алмазов. В будущем году добыча нефти на территории республики достигнет 200 тысяч тонн. Около г. Якутска вырастет завод по выпуску сжиженного газа, который найдет широкое применение и в быту, и на транспорте". Выступил с предложением создать в Республике Саха Академию духовности, которая могла бы объединить творческие коллективы и способствовать их плодотворной работе. Ратует за возрождение православия, но с непременным сохранением культуры, языка и традиций народа Якутии. Выступил за полную экономическую самостоятельность республики; компенсацию денежных вкладов населения, обесцененных в результате быстро растущей инфляции. При активном участии Президента принята Конституция Республики. Решение проблем инвалидов и инвалидности является, по мнению г-на Николаева, общенациональной задачей. Переход к рынку требует целостной системы мер, которые смогли бы защитить этих людей от трудностей и нищеты. Нужна активная социальная политика, предусматривающая создание дополнительных рабочих мест, развитие медицинской и профессиональной реабилитации, создание благоприятной инфраструктуры в городах и селах. Необходимо добиться действительного возвращения инвалидов в общество.
Сторонние оценки, характеристики
Михаил Николаев любит повторять, что Якутия - республика, которая вскоре станет "форпостом России в Азии". В то же время Царь - как между собой называют Николаева соратники - весьма далек от народа. Помощники "по общественным вопросам", которые должны работать с гражданами, из штатного расписания президентской администрации вообще исключены. Впрочем, что говорить о простых смертных, если и должностным лицам к Николаеву попасть бывает сложно. Один из депутатов Госдумы рассказал, что "просьба о встрече с якутским президентом воспринимается его окружением как дерзость. К Путину, наверное, и то легче попасть".
Путин же Николаева вдохновляет. В частности, Михаил Ефимович так воодушевился президентской идеей о полпредах, что решил: раз он тоже президент, значит, будут и у него свои полпреды. Правда, до нашего главного президента Михаил Ефимович все же недотянул: места в республике хватало на создание только пяти внутриреспубликанских округов, которые Николаев и учредил своим президентским указом. (Журнал «Профиль», 2001)
С Ельциным, как говорят, Николаева связывают близкие и давние отношения. Один чиновник, служивший при Борисе Николаевиче в Кремле, сказал, что, возможно даже, дружба основывалась на внешней схожести этих колоритных персонажей: оба большие, "рыхлые", способные на экстравагантные поступки. Рассказывают, как, приехав однажды в Токобанк просить кредит, Николаев переговоры начал фразой: "Все банкиры - жулики, но без вас, господа, как без воды: ни туды и ни сюды". Что интересно, ссуду он тогда получил. (Журнал «Профиль», 2001)
Впервые с Николаевым Ельцин повстречался, еще будучи главой Свердловского обкома КПСС. Как рассказывают, интересы, объединившие их, носили "алмазный характер". Говорят, что Ельцин был заинтересован в поставке якутских алмазов на Свердловский ювелирный завод, а Николаев ему в этом поспособствовал. В Совете Федерации одно время ходила байка о том, что друг Михаил Ефимович как-то презентовал другу Борису Николаевичу бриллиант весом в один кг.
Считается, что за 11 лет своего пребывания на посту руководителя республики Николаев установил достаточно эффективный режим личной власти.