бывший председатель Высшего Арбитражного суда РФ.Советник Президента Российской Федерации.
Дата рождения
12 февраля 1932 г.
Место рождения
Город Петухово Курганской области Гражданство Гражданин Российской Федерации
Образование
Школа Высшая школа Закончил Свердловский юридический институт по специальности "правоведение". Иностранные языки
Основное место работы, должность
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации . Иные виды деятельности
Основные этапы биографии
В 1956 г. вступил в КПСС.
С 1956 по 1960 гг. работал старшим помошником прокурора Якутской Автономной Республики Советского Союза.
В 1987 г. Яковлев переехал в Москву, где возглавил Всесоюзный Научно - Исследовательский Институт Советского Законодательства.
В начале 1989 г. возглавил Всесоюзный Научно - Исследовательский Институт Советского Государственного Строительства и Законодательства.
В том же 1989 г. Вениамин Яковлев был назначен министром юстиции СССР.
В 1990 г. одновременно с должностью министра, назначен Главным Государственным Арбитром СССР и Председателем Высшего Арбитражного Суда СССР.
В апреле 1992 г. Вениамин Яковлев избран съездом народных депутатов председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Жизненный путь
С 1953 по 1954 гг. работал преподавателем Якутской юридической школы.
В 1954 г. Яковлев стал директором Якутской юридической школы.
В 1956 г. вступил в КПСС.
С 1956 по 1960 гг. работал старшим помошником прокурора Якутской Автономной Республики Советского Союза.
В 1963 г. Яковлев возвратился к преподавательской деятельности и работал до 1973 г. в Свердловском юридическом институте сначала старшим преподавателем, затем деканом вечернего факультета.
В 1973 г. был назначен проректором по учебной работе и заведующим кафедрой гражданского права Свердловского юридического института.
В 1987 г. Яковлев переехал в Москву, где возглавил Всесоюзный Научно - Исследовательский Институт Советского Законодательства.
В 1988 г. был переведён на должность заместителя председателя общественной комиссии международного сотрудничества по гуманитарным проблемам и правам человека.
В начале 1989 г. возглавил Всесоюзный Научно - Исследовательский Институт Советского Государственного Строительства и Законодательства. В том же 1989 г. Вениамин Яковлев был назначен министром юстиции СССР.
В 1990 г. одновременно с должностью министра, назначен Главным Государственным Арбитром СССР и Председателем Высшего Арбитражного Суда СССР.
В 1991 г. был переведён на работу Государственным советником по правовой политике при Президенте РСФСР, где проработал до января 1992 г.
В апреле 1992 г. Вениамин Яковлев избран съездом народных депутатов председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации . За Яковлева проголосовало 785 депутатов, 41 против, 19 воздержались.
В октябре 1992 г. встречался в Москве с министром иностранных дел Федеративной Республики Германия Клаусом Кинкелем для обсуждения вопроса о выдаче германским властям бывшего лидера ГДР Эриха Хонеккера.
В ноябре 1992 г., выступая в Конституционном Суде , на рассмотреннии соответствия Конституции указов Президента , касающихся раздела имущества КПСС, Яковлев отказался высказывать свое суждение по существу рассматриваемого дела, сославшись на Закон о Высшем арбитражном суде РФ, который не позволяет председателю Суда дать оценки до окончания процесса, затрагивающего имущественные вопросы, которые могут стать предметом рассмотрения арбитражного суда.
В мае 1993 г. Вениамин Яковлев распоряжением Президента включён в состав рабочей комиссии по дорабоке проекта новой Конституции, предложенного Борисом Ельциным .
В октябре 1993 г. посетил США с целью детального изучения Конституции Америки и опыта её непосредственного применения в судебной практике.
В январе 1994 г. Вениамин Яковлев вынес представление на прекращение полномочий судьи Высшего Арбитражного Суда Николая Анакина за оказание платной юридической помощи участникам процесса.
В мае 1994 г. принял участие в семинаре - совещании представителей федеральных и местных органов исполнительной власти и региональных организаций, нацеленных на поддержание и развитее малого предпринимательства.
24 августа 1994 г. Яковлев направил во все арбитражные суды республик, краёв и областей письмо "О мерах по содействию ликвидации причин кризиса неплатежей". В этом письме он потребовал от судей в кратчайшие сроки, не более месяца со дня возбуждения дела, рассматривать иски кредиторов, не получивших денег за поставленные товары или оказанные услуги от своих партнеров. Если же должник обанкротился или успел спрятать деньги, то при удовлетворении иска к нему взыскание должно сразу обращаться на его собственность, - говорилось в письме.
В октябре 1994 г. Яковлев вынес протест на решение Арбитражного Суда, признавшего незаконными дейстия Анатолия Чубайса по передаче гостиницы "Юность" центрального комитета союза молодёжи в собственность театру "Ленком".
25 мая 1995 г. Вениамин Яковлев встретился в кремле с Борисом Ельциным для обсуждения проблем проведения судебной реформы в России. Обсуждалась также возможная помощь Президента в реализации законов об арбитражных судах и Арбитражном процессуальном кодексе.
Политические взгляды, позиция
В июне 1992 г. в интервью ИТАР - ТАСС Вениамин Яковлев высказался за создание общего порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями разных государств на территории СНГ. Это, по его словам, значительно облегчило бы окончательное рассмотрение дел и исключло бы возможность обжалования решений арбитражных судов на территории государств ближнего зарубежья.
Выступая в январе 1993 г. на проходящем в Москве международном семинаре "Государственные и рыночные структуры в посттоталитарном обществе", организованном Главным управлением по подготовке кадров для государственной службы при правительстве РФ, Яковлев заявил, что государственная собственность в России не может быть полностью вытеснена другими ее формами, необходимо только правильно определить их соотношение.
Выступая в марте 1993 г. на международной конференции "Гражданские Кодексы стран Содружества Независимых Государств: гармонизация и моделирование", Вениамин Яковлев отметил, что гражданские кодексы наших стран должны быть максимально сближены. Он также заявил, что в этих актах следует учитывать национальные особенности, в том, что касается, например, вопросов собственности. Однако, по его мнению, разделы, регламентирующие договорные отношения, следует, по возможности, унифицировать. При экономической интегрированности наших государств, подчеркнул Яковлев, "иметь несогласованное гражданское законодательство означает потерять инструменты регулирования, что может губительно повлиять на взаимные экономические связи".
8 июня 1993 г., выступая на семинаре руководителей министерств, комитетов, ведомств РФ "Актуальные проблемы становления и развития рыночной экономики" Вениамин Яковлев заявил, что необходимо срочно провести инвентаризацию хозяйственного законодательства. Своё мнение он обосновал тем, что "на сегодняшний день ещё не отменены многие законодательные акты применение которых не представляется возможным из-за смены политического режима государства".
30 июня 1993 г. в интервью "PostFactum" Яковлев, говоря о том, какой должна быть новая Конституция России, заявил, что право частной собственности обязательно должно быть закреплено в основном законе РФ. Однако абсолютизация этого права, по мнению Яковлева, противоречила бы реалиям гражданского общества.
В интервью газете "Сельская жизнь" (апрель 1994 г.), комментируя роль суда в государстве Вениамин Яковлев заявил, что правовое государство немыслимо без сильного суда. Суда, с которым все считаются и решения которого беспрекословно выполняются. По мнению Яковлева одних лишь законов, даже очень хороших, недостаточно. Только там, по его словам, люди нормально живут, где экономика нормально функционирует, потребности удовлетворяются, где есть сильное государство. Сильное не произволом, а тем, что обеспечивает соблюдение законов.
В августе 1994 г. на заседании правительства Яковлев предложил пересмотреть формулировку законопроекта, согласно которой решения правительства не подлежат обжалованию через суд, за исключением решений, затрагивающих права и свободы граждан. При этом Яковлев отметил, что это положение противоречит ряду федеральных законов. В свою очередь, Виктор Черномырдин выступил за сохранение этой статьи, заявив, что в противном случае "правительству придется по каждому хозяйственному вопросу заседать не в своей резиденции, а в судах".
В этом же месяце, в интервью газете "Российские Вести", говоря о методах разрешения проблемы неплатежей, Яковлев выразил мнение, что было бы уместно упростить процедуру возмещения убытков, причиненных несвоевременными платежами: установить такой порядок, который подталкивал бы должника оплатить полученный товар возможно быстрее. Также, по его мнению, нужно рациональнее использовать институт банкротства к предприятиям, которые неразумно ведут свое хозяйство.
В интервью газете "Известия" (сентябрь 1995 г.), комментируя принятие нового "Арбитражного процессуального кодекса" Яковлев отметил, что нормы кодекса значительно усложняют производство дел и увеличивают нагрузку на судей. Однако, по его мнению, это имеет большое положительное влияние, так как вместе с усложнением одновременно возрастают гарантии прав сторон, участвующих в процессе.
В феврале 1996 г. на расширенном заседании пленума Высшего Арбитражного Суда, оценевая результаты судебной реформы в России, Вениамин Яковлев заявил, что "сложилась нормальная судебная система, способная адекватно реагировать на развивающиеся рыночные отношения".