В 1965 году окончил вечернее отделение Горьковского политехнического института с квалификацией "инженер-механик".
Звания, награды
Почетный профессор Самарского государственного технического университета, академик Академии транспорта России, действительный член Международной инженерной академии, Инженерной академии России; Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Семейное положение
Женат. Жена - Нина Александровна Каданникова. Две дочери - Татьяна (1964г.рождения) и Екатерина (1975г.).
Основные этапы биографии
С 1957 по 1967 г. работал на Горьковском автомобильном заводе - занимал должности от ученика слесаря до начальника участка. С 1967 г. работал на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ). В 1973-1986 г. избирался депутатом Автозаводского районного Совета народных депутатов г.Тольятти, в 1986-1990 годах - депутатом Куйбышевского областного Совета. C 1986 по 1988 г. - первый заместитель генерального директора производственного объединения "АвтоВАЗ", директор научно-технического центра ПО "АвтоВАЗ". В декабре 1988 г. был назначен генеральным директором АвтоВАЗа. В 1989 - 1992 гг. - народный депутат СССР. В сентябре 1992 года был включен в состав Совета по промышленной политике при правительстве РФ и стал его председателем. В феврале 1993 года назначен членом Президентского Совета. В октябре-ноябре 1993 года участвовал в создании избирательного блока "Преображение" В 1993 г. создал и возглавил Всероссийский автомобильный альянс "АВВА". 25 января 1996 г. назначен первым вице-премьером правительства РФ. 22 июня 1996 г. на собрании акционеров АвтоВАЗа была официально принята отставка Каданникова с должностей председателя совета директоров "АвтоВАЗа" и президента автомобильного альянса AВВA. 9 августа 1996 года Каданников ушел в отставку с поста первого заместителя председателя правительства РФ. С ноября 1996 года - председатель совета директоров «АвтоВАЗа». Летом 2000 года в отношении АвтоВАЗа было возбуждено уголовное дело по факту изготовления «теневым способом» 280 тысяч автомобилей. В декабре 2000 года Каданников избран в совет директоров банка "ГЛОБЭКС". В мае 2001 года избран главой наблюдательного совета "Запорожского алюминиевого комбината". В августе 2001 года избран председателем совета директоров совместного предприятия "General Motors - АвтоВАЗ". 1 октября 2002 года был допрошен в качестве свидетеля в Генпрокуратуре (дал показания по делу хищения 2033 автомобилей в 1994-1995гг. руководством "ЛогоВАЗа").
Жизненный путь
С 1957 по 1967 г. работал на Горьковском автомобильном заводе - занимал должности от ученика слесаря до начальника участка. В 1965 г. закончил вечернее отделение Горьковского политехнического института по специальности "инженер-механик". С 1967 г. работал на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ). Был заместителем начальника, начальником прессового цеха, заместителем директора, затем директором прессового производства, заместителем генерального директора. В течение четырех лет руководил советской технической делегацией в г.Турине (Италия). В 1973-1986 г. избирался депутатом Автозаводского районного Совета народных депутатов г.Тольятти, в 1986-1990 годах - депутатом Куйбышевского областного Совета. С 1986 по 1988 г.- первый заместитель Генерального директора производственного объединения "АвтоВАЗ", директор научно-технического центра ПО "АвтоВАЗ". В декабря 1988 г. назначен генеральным директором АвтоВАЗа. В 1989 - 1992 гг. - народный депутат СССР. На I Съезде народных депутатов избран в Верховный Совет СССР. Являлся членом Комиссии Совета Союза по вопросам труда, цен и социальной политики. В 1991 году во время кампании по выборам президента России был доверенным лицом Вадима Бакатина . В сентябре 1992 года Каданников был включен в состав новосозданного Совета по промышленной политике при правительстве Российской Федерации и стал его председателем (позже на этой должности его сменил Михаил Юрьев ). В декабре 1992 года на VII съезде народных депутатов Российской Федерации президент Борис Ельцин вынес кандидатуру Каданникова вместе с четырьмя другими кандидатами на должность Председателя Совета Министров на рейтинговое голосование. В парламентских кругах распространялось мнение, что Егор Гайдар готов был бы остаться в правительстве, если бы Каданников стал премьер-министром. Перед голосованием все кандидаты выступили на съезде. Каданников закончил свое краткое выступление словами "Я считаю, что премьер-министром должен быть Егор Тимурович". При рейтинговом голосовании на съезде он набрал 399 голосов (меньше - 283 голоса - получил лишь Владимир Шумейко ). В феврале 1993 года назначен членом Президентского Совета. Весной и летом 1993 года активно участвовал в создании Ассоциации приватизированных и частных предприятий. В 1993 г. создал и возглавил Всероссийский автомобильный альянс "АВВА". В октябре-ноябре 1993 года участвовал в создании избирательного блока "Преображение" , лидером которого был Евгений Сабуров . Блок не прошел регистрацию и его член не участвовали в выборах. 25 января 1996 г. президент России Борис Ельцин подписал указ о назначении Владимира Каданникова первым вице-премьером правительства России. 22 июня 1996 г. на проходившем в Тольятти собрании акционеров АвтоВАЗа была официально принята отставка Владимира Каданникова с должностей председателя совета директоров "АвтоВАЗа" и президента Всероссийского автомобильного альянса AВВA. 9 августа 1996 года Каданников ушел в отставку с поста первого заместителя председателя правительства РФ. С ноября 1996 года - председатель совета директоров «АвтоВАЗа». Летом 2000 года в отношении АвтоВАЗа было возбуждено уголовное дело по факту изготовления «теневым способом» 280 тысяч автомобилей. В декабре 2000 года Каданников избран в совет директоров банка "ГЛОБЭКС". В мае 2001 года избран главой наблюдательного совета "Запорожского алюминиевого комбината". В августе 2001 года избран председателем совета директоров совместного предприятия "General Motors - АвтоВАЗ". 1 октября 2002 года был допрошен в качестве свидетеля в Генпрокуратуре (дал показания по делу хищения 2033 автомобилей в 1994-1995гг. руководством "ЛогоВАЗа").
Политические взгляды, позиция
Отрицательно относится к деятельности Коммунистической партии. Считает, что всю тяжесть экономических реформ несет не правительство, а руководители крупных предприятий, и именно их задачей является социальная защита людей.
Выражая свое отношение к повышению таможенных пошлин, Каданников заявлял: "Они не защищают отечественного производителя, а лишь создают тепличные условия". Скептически отнесся вице-премьер и к полезности бюджетных ссуд предприятиям - по его словам, "деньги просто проваливаются". Решительно выступал против индивидуальных налоговых и внешнеторговых льгот.
Незадолго до своего назначения первым вице-премьером в декабре 1995 г. Владимир Каданников охарактеризовал политику российского правительства следующим образом: "никакой промышленной политики у нашего правительства не существует, иначе придется признать, что она направлена на подрыв самой промышленности".
По мнению Владимира Каданникова, залоговые аукционы, проведенные в 1995 г. по акциям крупнейщих российских предприятий были ошибкой и не дали и не могут дать нужного результата для экономики страны. Механизм приватизации, согпасно Каданникову, должен выглядеть по другому: "сначала нужно довести предприятие до состояния, когда она начнет давать прибыль, и тогда в соответствии с процентами участия в акционерных обществах эту прибыль возвращать в государственную казну, или если нужно эту собственность можно продать или заложить на аукционах".(Пресс-конференция Каданникова 16 февраля 1996 г.)
В феврале 1996 г., выступая на пресс-конференции, Владимир Каданников заявил, что "наша банковская система, которая создавалась в основном в условиях высокой инфляции и заработала прежде всего на этом, находится сейчас в достаточно серьезном кризисе". Кризис этой банковской системы, по мнению Каданникова, был обозначен в августе 1995 г., и под этот кризис попало уже значительное количество банков. Но в их число, по его словам, не попали те банки, которые "кроме работы на валютном рынке занимались еще нормальной банковской деятельностью, то есть прежде всего широко применяли систему кредитования и вкладывали свои ресурсы в дело: в предприятия, в организации приобретали собственность, которая давала прибыль". Касаясь идеи перехода коммерческих банков в государственную собственность, Каданников заявил, что он категорически против такого развития событий.
Выступая 20 марта 1996 г. в американской торговой палате, Каданников заявил, что "1995 год был достаточно сложным для российской экономики: в ходе него удалось, затормозить развитие и углубление кризисных экономических явлений, заложить основу роста производства в ряде отраслей". По словам Владимира Каданникова, результаты декабрьских выборов 1995 г. в Государственную Думу в определенной мере отражают реакцию населения на кризисные явления переходного периода, но они нисколько не означают возможности принципиальных изменений в экономическом курсе. Однако, корректировка тактики реализации данного курса с акцентом на усиление социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения, по его словам, будет произведена. Как считает Каданников, 1996 год может и должен стать первым годом начинающегося экономического подъема в России. Главными задачами на этот период являются привлечение инвестиций, накопление национального капитала, а также поощрение конкуренции и демонополизация экономики. По оценке Каданникова, в 1996 году ожидается стабилизация в динамике валового внутреннего продукта и прекращение спада в промышленном производстве, рост на 4 процента инвестиций за счет всех источников финансирования. Уровень инфляции должен выйти на уровень 1,9 процента в месяц, дефицит бюджета -- 88,5 триллионов рублей или 3,85 к внутреннему валовому продукту, - полагает Каданников.
18 июня 1996 г. в интервью "Независимой газете" Владимир Каданников заявил, что "президентские выборы дались России дорогой ценой". "Ожидание выборов - штука страшная для экономики", - сказал Каданников. Первым следствием выборов, по его мнению, стал еще худший сбор налогов, чем был раньше. Это связано, как считает Каданников, с тем, что политический риск несоизмеримо вырос и налогоплательщики "с большим трудом стали расставаться с деньгами". Вторым следствие выборов стала массовая скупка валюты. По данным Каданникова, в течении последних двух месяцев перед выборами в России денежная масса росла быстрее цен, чего не было с начала реформ. Это связано именно с приближением выборов. Подытожил свое интервью "НГ" Каданников заявлением о том, что он уверен в победе Бориса Ельцина.
Личные качества, характеристики
Хобби, увлечения, вкусы, стиль, имидж Любимые виды спорта - баскетбол и хоккей. Сторонние оценки, характеристики В декабре 1992-го на VII съезде народных депутатов России кандидатуру Каданникова выдвигали на пост премьер-министра, но депутаты предпочли Черномырдина. Неудачным было и второе хождение Каданникова в политику: с января по ноябрь 1996 года он без особого успеха занимал вице-премьерский пост. Вернувшись в Тольятти, Владимир Васильевич почувствовал себя увереннее - автозавод, ставший с января 1993 года акционерным обществом, был умело приватизирован Каданниковым и его соратниками. Так называемую "перекрестную схему акционирования", как утверждают, придумал близкий в то время к Каданникову Борис Березовский. Большую часть акций предприятия скупили контролируемые ВАЗом фирмы, что позволило руководителям автозавода не допустить в Тольятти "чужих" и управлять в старых советских традициях. "АвтоВАЗ" в 90-е годы стал крупнейшим неплательщиком федерального бюджета (задолженность временами доходила до $2 млрд.), сотни тысяч автомобилей собирались "сверх плана" и сбывались "налево". (Журнал «Профиль», 2001 )
В декабре 1992 года после ухода Егора Гайдара с поста председателя правительства, Борис Ельцин выдвигая на Съезде народных депутатов кандидатуру Владимира Каданникова на пост премьера, представил его как человека, который "близок к промышленности и к земле". Как сообщалось тогда в прессе, Егор Гайдар был готов остаться в правительстве, если бы Каданников стал премьер-министром. Выступая перед участниками съезда, Каданников закончил свою речь словами: "Я считаю, что премьер-министром должен быть Егор Тимурович". В ходе предварительного, рейтингового голосования Владимир Каданников занял предпоследнее, четвертое место.
Президент России Борис Ельцин, комментируя уход Чубайса и назначение Каданникова, подчеркнул, что "смена первого вице-премьера не означает ревизии политико-экономического курса правительства". Ельцин также охарактеризовал Каданникова как "знающего, умного и порядочного человека ".
Лидер партии Демократический выбор России Егор Гайдар, комментируя назначение Каданникова на пост первого вице-премьера, заявил, что знает Каданникова как прогрессивного промышленника, оказавшего в 1992-м году поддержку правительству реформаторов. Однако Гайдар заявил, что не уверен, что Каданников сможет продолжить политику реформ, проводимую правительством в период, когда этот пост занимал Анатолий Чубайс.
Как заявил 26 января 1996 г. в интервью радиостанции "Эхо Москвы" один из лидеров движения "Яблоко" Владимир Лукин , "назначение Каданникова связано исключительно с его личной лояльностью президенту, а не с его деловыми качествами". "Одно дело - управлять заводом, а разбираться в макроэкономике - совсем другое, - считает Лукин, - сейчас в основном назначения происходят по принципу верности Борису Ельцину, а не согласно деловым качествам, и назначение Каданникова - это не исключение из правила" .
Дополнительная информация
Из интервью «Люблю читать хороших современных авторов. В театр с удовольствием хожу. В отпуск езжу всегда с женой. Больше всего люблю лежать под тентом на пляже и читать...»
«Главное - чтобы народ стал лучше жить. Появятся у народа деньги - дойдут они и до нас».
"Цена на автомобили будет расти, потому что растут цены на все, что нужно купить, чтобы сделать автомобиль".
«Я в политику никогда не рвался. Был депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва. Но это недолго - с год. И без большого удовольствия. Был представителем Ельцина на выборах - но тогда решалось, повернет страна обратно или пойдет дальше рыночным путем. Считал, что не имею права отказаться от возложенной на меня обязанности. Полгода работал вице-премьером и, как только представилась возможность, отпросился у Черномырдина обратно, домой, на "АВТОВАЗ". Мне политическая борьба все равно не нравилась. И не нравится».