Село Савинское Плесецкого района Архангельской области. Гражданство Гражданин РФ.
Образование
Высшая школа В 1974 г. окончил экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Иностранные языки Владеет английским языком
Основные этапы биографии
В 1969 г. окончил среднюю школу #461 г. Москвы. После школы с 1969 по 1970 работал лаборантом экономического факультета МГУ, научно-техническим сотрудником в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, совмещая работу с учебой на вечернем отделении экономического факультета МГУ. С 1970 по 1974 год учился на дневном отделении экономического факультета МГУ. С 1974 по 1979 г. - младший научный сотрудник, старший экономист научно- исследовательского экономического института при Госплане СССР. 1979 - 1982 гг. - старший научный сотрудник, заведующий сектором НИИ труда Госкомтруда СССР. 1982 - 1986 гг.- старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Центрального экономико-математического института АН СССР. 1986 - 1987 гг. - заведующий лабораторией Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР. В 1987 г. был назначен советником министра иностранных дел по экономическим вопросам, с 1990 г. - одновременно начальник Управления международных экономических отношений МИДа. В 1991 г. общим собранием Академии наук был избран директором Института проблем занятости. С начала 1991 года - заместитель председателя Правительства по вопросам социальной политики, министр труда и занятости населения. В 1992 - 1993 годах курировал в правительстве внешнеэкономические связи России и отношения со странами СНГ, являясь одновременно председателем Российского агентства международного сотрудничества и развития и председателем ряда правительственных комиссий, а также управляющим от РФ в международном валютном фонде и всемирном банке и председателем координационно-консультативного комитета СНГ. С января по ноябрь 1994 г. - министр экономики РФ. С марта 1994 года - вице-премьер по финансово-экономическим и внешнеэкономическим вопросам, министр экономики России. 6 ноября 1994 г. ушел в отставку. С 1994 г. - депутат Государственной Думы. С 1995 г. - президент Государственного университета - Высшей школы" экономики, председатель Совета государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка. В декабре 1995 г. переизбирался в депутаты Государственной Думы второго созыва. С января 1996 г. - первый заместитель Председателя Государственной Думы. С сентября 1997 г. - лидер думской фракции "Наш дом - Россия". В сентябре 1998 г. 10 дней входил в состав правительства вице-премьером по финансовым вопросам. После ухода по собственному желанию из Правительства до декабря 1998 года возглавлял фракцию "Наш дом - Россия" в Государственной думе. В 1998-1999 гг. - глава российской парламентской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), заместитель председателя ПАСЕ. В Государственную Думу третьего созыва избран по Тушинскому избирательному округу г. Москвы как независимый кандидат. В январе 2000 года избран председателем комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. В марте 2002 года Шохин подал в отставку с поста главы банковского комитета Госдумы и объявил о сложении с себя депутатских полномочий. 1 апреля 2002 года назначен председателем наблюдательного совета и партнером инвестиционной группы «Ренессанс Капитал».
Политические взгляды, позиции
В феврале 2001 года заявил в прямом эфире НТВ о необходимости смены или укрепления правительства. Шохин считает, что правительство сделало достаточно крупную ошибку, не успев начать переговоры с кредиторами и обрекло по сути дела на неудачу переговоры о реструктуризации долгов, имея в виду их платежи в 2003 году. («Финмаркет», апрель 2001)
Считает, что банки нужно исключить из процедуры упрощенной регистрации организаций. Шохин заявил, что в данном случае он согласен с руководством Центробанка, поскольку необходимо создать специальный закон о регистрации банков. "Принятие в данном варианте закона о регистрации юридических лиц означает, что мы ставим крест на тех преобразованиях в банковской сфере, которые мы задумали", - уверен А.Шохин. (РБК, 2001)
Неурегулированные задолженности отечественных банков по форвардным контрактам, заключенным до кризиса 1998 года остаются серьезной проблемой российского финансового рынка, считает Шохин. По его словам, "решение ЦБ России обязать банки представить исчерпывающие данные о докризисных форвардных контрактах текущую ситуацию не изменило". "Банки, которые годами не могут расплатиться с компаниями по своим обязательствам, просто не имеют права продолжать работать", - отметил Шохин. (РБК, 2001)
Выступая на конференции "Развитие рынка облигаций в России" сказал: "Наше гражданское законодательство требует достаточно жесткой привязки эмиссии облигаций к обеспечительным механизмам. Крупные корпорации, которые имеют возможность привлекать на рынке корпоративные займы, банковские кредиты под свое имя, не имеют таких возможностей на рынке облигаций. Учитывая то, что залоговое право в России до конца не отрегулировано, видимо, лучше разрешить корпорациям выпускать необеспеченные облигации, чем провоцировать их и дальше использовать различные фиктивные технологии. Конечно, в этом случае больший риск будет нести инвестор". («Время MN», 2001)
По словам Шохина, в ближайшие годы долг правительства перед ЦБ будет обслуживаться по остаточному принципу. "Насколько я понимаю конструкцию бюджета-2002, у правительства другие приоритеты: сначала непроцентные расходы и выплаты по внешнему и рыночному внутреннему долгу, и только если хватит - расчеты с ЦБ". К тому же он считает, что Банк России пытается усидеть на двух стульях. "Центробанк сохраняет 75-процентную норму продажи валютной выручки, объясняя это необходимостью платить по внешнему долгу, - констатирует депутат. - Пускай и не просит тогда помощи у правительства для погашения своих долгов". («Время новостей», 2001)
Комментируя законопроект "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", настаивает на том, чтобы четко ограничить сферу действия закона: он должен применяться только в отношении отмывания доходов от тяжких преступлений, нацелив жало на грабителей, разбойников, наркоторговцев и т.п. Если же закон будет ориентирован еще и на операции, связанные с нарушением налогового, валютного или таможенного законодательства, то, как сказал Шохин, он получится, "извините, ментовским". («Время новостей», 2001)
Из интервью: "Россия может потерять многое не через финансовые рынки, а через сокращение экспорта". Действительно, если произойдет падение темпов роста мировой экономики, то это неизбежно приведет к снижению потребления энергоносителей. Тогда Россия не сможет получать такие большие доходы за счет экспорта нефти и других сырьевых ресурсов. Логично, что для нас это может вылиться в массу проблем: борьба с появившимся бюджетным дефицитом, с кредиторами и т.д. Безусловно, это может сказаться и на положении россиян через сокращение возможностей бюджета индексировать пенсии, зарплаты и различные пособия.
Как пережить экономический кризис? По мнению Шохина: "Не клади яйца в одну корзину". Он считает, что когда наступает экономический кризис, просто необходимо разделить свои средства и вложить в различные финансовые инструменты. "Если говорить о наличных накоплениях, то часть денег можно хранить в долларах. Появится евро - перевести часть средств в евро", - посоветовал глава банковского комитета.
Шохин считает необходимым приступить к совместной с Западом разработке технологий, которые позволили бы обеспечить прозрачность потоков, идущих через оффшорные зоны. Ситуация с "Бэнк оф Нью-Йорк" показала, что проблема отмывания денег существует не только в России, но и в других странах, сказал он, отметив, что многие оффшоры работают под юрисдикцией стран "большой семерки". («Новые Известия», 2000)
Сторонние оценки, характеристики
Кресло председателя банковского комитета - одно из лучших в Думе. Впрочем, для Александра Шохина оно слишком тесно. Он был вице-премьером в первом гайдаровском правительстве, занимал пост первого вице-премьера в кабинете Виктора Черномырдина, был первым заместителем председателя Госдумы прошлого созыва, лидером проправительственной фракции НДР. Должность председателя комитета, занятая г-ном Шохиным в начале работы нынешней Думы, казалась очередным трамплином для прыжка в более высокие кабинеты, например в сфере государственных банков - к ним г-н Шохин питал вполне объяснимую слабость. Однако за два года г-ну Шохину не удалось продвинуться ни в этом, ни в другом направлении. Пост же председателя комитета в Думе этого созыва хотя и номенклатура, но куда менее значительная, чем в былые годы. Именно поэтому отставка г-на Шохина выглядит вполне логичным карьерным шагом. Тем более что работа в частной компании вовсе не исключает возвращения на госслужбу. («Время новостей», 2002)
Опрошенные участники рынка восприняли новое назначение Шохина весьма позитивно. В основном их комментарии сводились к следующему: "Когда чиновники такого калибра, как Шохин, уходят именно в инвестиционный бизнес, это укрепляет веру в российский фондовый рынок". Многие сравнивают это назначение с переходом бывшего замминистра финансов Олега Вьюгина на пост вице-президента компании "Тройка Диалог". («Коммерсантъ-Daily», 2002)
Инвестиционные банкиры с энтузиазмом восприняли новости о столь значимом пополнении в своих рядах. В лице Шохина "Ренессанс" сделал ценное приобретение, считает гендиректор ИК "Проспект" Михаил Винчель. "Это человек с опытом и политическим весом, хороший лоббист, человек с правильной рыночной позицией, которую он может донести до общественности и до властных структур", - говорит Винчель.
Между тем в Госдуме уход Шохина создаст много проблем. В условиях, когда судьба спикера Геннадия Селезнева висит на волоске, уход главы ключевого комитета может привести к пересмотру пакетного соглашения о разделе постов между фракциями и депутатскими группами. («Ведомости», 2002)