* Дата рождения 1960 год * Место рождения Подмосковье
Образование
В 1982 году окончил юридический факультет МГУ.
Семейное положение
Женат.
Основные этапы биографии
В таможенных органах с 1982 года. Начал службу в Шереметьевской таможне в должности инспектора, затем работал начальником отдела, заместителем начальника таможни. 1991 - 1992 гг. – главный советник Договорно-правового отдела МИД РСФСР. С 1992 года - в центральном аппарате ГТК. Возглавлял Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Весной 1998 г. тогдашний руководитель ГТК Валерий Драганов снял Ванина с должности и отправил его в резерв. Причина - обнародованные факты коррупции в управлении Ванина. В ноябре 1998 г. назначен представителем таможенной службы России в Киргизии. С апреля по май 1999 года – начальник Таможенной инспекции ГТК. В мае 1999 года назначен председателем Государственного таможенного комитета России. Весной 2000 и 2001 года избирался председателем Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ.
Деятельность, позиции
Ванину досталось тяжелое наследство: в апреле и мае 1999 года таможня собрала всего 75% от плана. Новый председатель повел себя жестко. В начале июня он собрал на совещание руководителей всех таможенных управлений и довел до каждого плановое задание, расписанное по месяцам до конца года. В сумме вышел спущенный Минфином план на год -- 209 млрд рублей. Затем эти задания были введены специальным приказом "О доведении контрольных заданий". Тем, кто не справится, Михаил Ванин пригрозил увольнением. Таможенники подчинились. Они хорошо помнили, что во время своей работы руководителем управления по борьбе с контрабандой Михаил Ванин не только ловил за руку таможенных брокеров, но иногда сажал и самих таможенников. («Коммерсантъ», 2001)
За время руководства ГТК Михаилу Ванину удалось добиться небывалых результатов. План перевыполняется ежемесячно. Через 2,5 года после назначения Ванина таможня приносит в бюджет почти столько же денег, сколько приносила до кризиса 1998 года -- при том, что показатели импорта еще пока сильно отстают от докризисных.
С его подачи проведен закон, по которому граждане, выезжающие за рубеж безо всяких оправдательных документов, могут взять с собой уже не 500, а 1500 долларов.
На самом деле "наведение порядка" в сфере растаможки автомобилей было одним из самых громких публичных обещаний, с которого Михаил Ванин начал свою работу на посту шефа ГТК летом 1999 года. И надо отдать ему должное, это работу он повел очень последовательно. В сентябре 1999 года он подписал приказ #620 о том, что растаможка всех автомобилей в Москве и области будет осуществляться только на посту "Автотранспортный", входящем в состав Московской западной таможни. Этот пост работает на СВХ "Очаково" -- самом продвинутом месте растаможки автомобилей в Москве, где собраны абсолютно все структуры, связанные с автомобилями, вплоть до ГИБДД. («Коммерсантъ», 2000)
Сторонние оценки, характеристики
Безусловно, Ванин не является "путинским человеком": так уж сложилось исторически, что он играет в других командах. Рано или поздно кадровому таможеннику, великолепно вписавшемуся в группу околокремлевских бизнесменов образца 1998 - 1999 годов, придется делать выбор. Либо уйти, либо отказаться от "своих", вступивших в жесткое противоборство с Кремлем, либо мимикрировать до неузнаваемости, проводя политику "твердой руки", к которой склонно "силовое" окружение президента. (Журнал «Компания», 2000)
Ванин хорошо вписался в правительство и спокойно руководил вверенным комитетом, отметив в первом же интервью, что контролировать таможню может только человек, "который знает весь механизм - явный и тайный". Иначе "власть будет кончаться вот этой приемной", а "таможня будет жить своей жизнью". Поскольку Ванин знал больше, чем кто-либо другой, то и руководить комитетом ему было гораздо легче, чем двум непосредственным предшественникам. Причем по заведенной в ГТК традиции Ванин тоже начал с отставок, первым делом перетряхнув московскую таможню, которую новый глава ГТК обвинил в провале с перечислением бюджетных платежей при Бордюже. (Журнал «Компания», 2000)
Михаил Валентинович Ванин приступил к своим обязанностям весьма решительно. Первым делом он сменил служебный автомобиль: пересел с относительно скромной "Ауди", положенной ему по табели о рангах, в комфортабельный шестисотый "Мерседес" (как не вспомнить слова незабвенного Павла Грачева, который старательно объяснял непонятливым журналистам, что именно автомобили этой марки лучше всего приспособлены для размещения в их салоне громоздкой аппаратуры спецсвязи). (Журнал «Итоги», 1999)
Ванина, в отличие от других членов правительства, нельзя назвать ни человеком Березовского, ни человеком Степашина, ни даже человеком президента. Ванин прежде всего представитель старой таможенной гвардии. («Коммерсантъ», 1999)
Дополнительная информация
Хобби - шоссейные гонки. «У меня всегда были спортивные велосипеды. А не так давно приобрел вообще чудо техники, о котором мечтал всю жизнь, - Кольнаго называется. У мамы за городом стоит. Только вот времени кататься практически не остается...»
Анекдот от М. Ванина
Поезд Москва - Харьков пересекает российскую границу в районе Белгорода и попадает на Украину. К начальнику поезда бежит встревоженная проводница и кричит: Мироныч, украинские таможенники зверствуют в поезде: досматривают весь багаж, гонят всех на личный досмотр, требуют заполнять декларации . А ты им деньги предлагала? . - Не берут . - А стол накрывала? - Отказываются . - А все остальное? - Ни в какую . - Тогда гони их, голуба, в шею - никакие это не таможенники. («Комсомольская правда», 2000)