28 июня в Международном пресс-центре "300 лет санкт-Петербургу" был представлен новый сайт www.300online.ru. Сайт посвящен, как можно догадаться из названия, юбилею северной столицы. Проект продвигался и разрабатывался информационным агентством "Росбалт" и его руководителем Наталией Черкесовой. Руководитель Международного пресс-центра Юрий Строфилов подал в отставку вскоре после презентации проекта. Одной из основных версий увольнения: Строфилов не хотел оплачивать супруге полпреда смету интернет-проекта, завышенную в десятки раз.
Новый сетевой ресурс является официальным информационным партнером Международного пресс-центра, который занимается освещением юбилея. Редактором сайта стала Ася Житнюк, жена одного из руководителей "Росбалта" Павла Житнюка.
По словам создателей информационного ресурса, цель проекта - представить город на Неве как международный деловой центр и культурную столицу России. Кроме того, сайт позиционируется как городской портал Санкт-Петербурга, где будут представлены новости и аналитические материалы, посвященные жизни северной столицы. Приглашенные на презентацию сайта VIPы сулили сайту большое будущее. "Мы рассчитываем, что сайт поможет нам работать с иностранной аудиторией", - заявил помощник Президента РФ Сергей Ястржембский, отметив, что в ближайшее время будут открыты английская, немецкая и французская версии сайта.
Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Тарасов подчеркнул, что "одна из задач сайта - открыть наш город миру и показать его таким, каков он есть". "Присутствие Санкт-Петербурга в информационном пространстве России значительно меньше, чем его влияние на культурную жизнь страны. У нас нет газеты или телеканала, выходящих на федеральном уровне, но, надеюсь, открытие сайта 300online.ru поможет восполнить этот пробел", - заявил на презентации директор Международного пресс-центра Юрий Строфилов. В общем, новый проект уже заявлен как основной ресурс предстоящего 300-летия города.
Впрочем, чисто информационными нуждами появление этого нового сетевого ресурса все же объяснить трудно. С десяток подобных сайтов уже благополучно существуют в Интернете (например, www.spb300.com, www.300.spb.ru, www.spb.300.ru, www.fund300.spb.ru). У международного пресс-центра тоже есть свой собственный сайт - www.saint-petersburg.ru. Но, в общем-то, какая разница сколько будет сайтов десять, двадцать или сто, пусть работают - чем их больше, тем больше информации.
Дело не в этом, а в том, что за созданием нового сайта кроются интересы далекие от простого желания "открыть город миру". Существует информация о том, что бюджет нового проекта составляет $380 тысяч.
Для того чтобы создать новый сайт подобного уровня, запустить его в Интернет - суммы не просто завышенные - астрономические. Новый сайт с точки зрения WEB-дизайна не представляет ничего особенно сложного. Так как портал создается на базе информационного агентства, ему не нужен полный штат, только редактор, дизайнер, программист и два технических сотрудника. В общем, расходы на такой проект во много раз ниже.
За комментариями корреспондент FLB обратился в само агентство "Росбалт". По словам руководителя отдела PR Галины Уздиной, сотрудники информагентства очень горды тем, что сделали сайт за короткий срок. Сайт делали своими силами и на собственные средства, не потратив пока ни копейки каких-то сторонних денег. А все остальное - нелепые слухи и домыслы.
Однако, по нашей информации говорится именно о $380 тысячах, полученных под новый проект. Более того, как говорят, "Росбалт" был не один в числе претендентов на изготовление такого сайта. На своеобразном закрытом конкурсе имелись и другие предложения. Конкуренты "Росбалта" были готовы работать за суммы в 5 раз меньшие, однако выбран был именно "Росбалт" и его дизайнерская студия "Quo Vadis". Почему? Как сообщают источники, немало усилий для этого приложила сама Наталия Чаплина, буквально выбившая этот заказ у Международного пресс-центра. 16 июля руководитель Международного пресс-центра Юрий Строфилов подал в отставку. А на его место была назначена отвечавшая за финансы Татьяна Горст.
Как говорят в самом центре, это увольнение связано и с тем, что директор не смирился с потерей астрономической суммы, выбитой у МПЦ супругой полпреда.
Сотрудникам нового сайта, вполне вероятно, ничего не известно о порядке финансирования портала. Во всяком случае их зарплаты, по нашей информации, ненамного выше среднегородских, но отнюдь не фантастичны - ежемесячно $600 и меньше.
Не было бы ничего "криминального" в успешной сделке предпринимателя Чаплиной-Черкесовой, если бы не одно "но": супруга полпреда (статус политический сам по себе) скорее всего потратит не прибыль частного предприятия МПЦ, а средства, которые собираются со спонсоров на юбилейные торжества.
В медиа-войне все средства хороши
Как известно, сегодня официальных спонсоров у юбилея Петербурга не так много, а таких, что дают большие "живые" деньги, и вовсе один - компания "Xerox". Она уже подписала контракт на генеральное спонсорство на сумму в $1 миллион и начала выделять деньги. Все эти деньги, как сообщалось, ушли на пресс-центр. Коммерческой деятельностью он не занимается, посему следует предположить, что именно спонсорские деньги, собираемые на юбилей городскими властями, будут перекачиваться в структуры, контролируемые полпредством. Политически и морально это внушительный успех Петровской набережной в ее беспрестанной борьбе со Смольным.
Драка за право освещать 300-летие в Петербурге началась, едва стало понятно, что средства на эти цели будут выделены немалые. Шутка ли, надо достойно представить всему миру родной город президента. И полпредству президента в этом вопросе однозначно удалось захватить лидерство. Полпредству, например, удалось взять верх в борьбе за управление упомянутым пресс-центром. На его организацию и работу планировалась потратить, по разным данным, $1-3 миллиона долларов. Новый пресс-центр, в который на начальном этапе было вложено несколько сот тысяч долларов, возглавил экс-сотрудник полномочного представительства Юрий Строфилов. Пресс-центр оборудовали с размахом в прежней вотчине местного сетевого радио (за год до того полпредство уже отобрало местные сети вещания в пользу "Радио России"), Доме Радио на Итальянской улице.
Одновременно в Петербурге возник еще один пресс-центр, тоже международный и тоже под крылом федеральных властей. Его возглавила руководитель местного филиала ВГТРК Марина Фокина. Этот второй пресс-центр, расположившийся в Таврическом дворце, должен освещать исключительно визиты президента России или его встречи с президентами других стран, а "строфиловскому" будут отданы на откуп события, связанные с трехсотлетием. Никто, правда, не объяснил, как будут, например, делить визиты по случаю юбилея, какой пресс-центр за это ответит? Да и вообще, зачем нужно было это клонирование? Логичных ответов никто не дал, но деньги в оба проекта были вложены немалые.
Теперь и главный сетевой ресурс по освещению юбилея сделан именно под эгидой полномочного представительства. Понятно, что именно на главный и никакой иной ресурс и будут направляться "юбилейные финансы".
Самое забавное в этой истории вот что. СМИ, ориентированные на полпреда президента, борются за право освещать праздник. А структуры полпредства делают все, чтобы дискредитировать юбилейные торжества. С самого начала работы офиса на Петровской набережной 300-летний юбилей был использован как один из пунктов давления на губернатора Петербурга. Сначала поднялся шум о том, что губернатор Владимир Яковлев обязательно использует юбилей для саморекламы. Против этого и возразить нельзя - нелепо было бы предположить обратное. Потом к этому добавились заочные и безоговорочные прогнозы, что городские власти разворуют юбилейные деньги.
Логичное продолжение: денежные потоки надо контролировать, и полпред президента готов к этому. И понеслось... В конечном счете, население твердо уверовало, что на Петербург льется золотой дождь, который кто-то упорно пытается переправить к себе в карман. Потом уже выяснилось, что деньги, выделяемые Москвой, идут на федеральные программы и тратят их федеральные же организации.
В результате такого мощного информационного и силового давления Смольный по сути находится в полупараличе - ключевые вице-губернаторы чаще ходят на допросы к следователям, чем на работу. Между тем, юбилей справлять все же придется именно сотрудникам городской администрации - за них никто этого делать не станет. Реализовать сложный юбилейный проект в таких условиях не в состоянии даже сплоченная команда высококлассных менеджеров. А городская администрация таковой вовсе не является. В общем, если ситуация не изменится, юбилей может быть провален.
Учитывая особое отношение первого лица страны к северной столице, можно не сомневаться, что головы полетят. Вот только вопрос - чьи? Возможно, тогда тоже очень пригодятся завоеванные информационные позиции, (такие, как "портал-300"), чтобы "правильно" осветить провал и указать виновных. "