"Кадровые перестановки, случившиеся на ТРК "Петербург", свидетельствуют лишь об одном. Нынешний Смольный окончательно решился "бороться и побеждать" как на заксовских, так и на губернаторских выборах.
Утвержденная в минувший четверг гендиректором ТРК Ирина Теркина незамедлительно сделала ряд программных заявлений. Во-первых, по словам г-жи Теркиной, на ТРК планируется расширить детское и спортивное вещание. Во-вторых, "восстановить проекты, рассчитанные на пожилую аудиторию". В-третьих, закрыть политические проекты Даниила Коцюбинского и Федора Гаврилова. И, в-четвертых, активнее бороться с петербургским ВГТРК.
Совокупность этих формулировок означает, что смольнинским пропагандистам отныне дозволено не заниматься попытками "выстраивания информационного плюрализма" на одном отдельно взятом канале - зато им дозволено воевать. А фиговые листочки (в виде основных политических программ "реформированного" ТРК) чапыгинскому начальству более не нужны.
Зато снова понадобились передачи для пенсионеров. Не секрет, что именно этот социальный слой в ходе прошлых кампаний являлся основным электоратом действующего градоначальника. И если на протяжении пары лет о бывшей целевой аудитории вспоминать было просто незачем, то сегодня "возвращение к истокам" выглядит вполне логичным.
Не стоит сомневаться: инициатива о смене курса исходит вовсе не от свеженазначенного гендиректора. Принципиальное решение о повороте "все вдруг" было принято вовсе не на Чапыгина, а в малоприметном офисе на улице Маяковского. Вот уже в течение нескольких месяцев было известно о том, что считающаяся главным неофициальным куратором ТРК губернаторская супруга Ирина Яковлева находится в глубоких раздумьях о судьбах петербургского телевидения. Результат этих раздумий теперь налицо.
Прошлый раз столь же кардинальные перемены ТРК претерпел летом-осенью 2000-го. Но не потому, что вновь переизбранный губернатором Владимир Яковлев или тем паче его супруга решили прослыть либералами и реформаторами. Просто у городских властей тогда появился серьезный противовес в лице генерала Черкесова и президентского полпредства. Смольнинцы вдруг почувствовали себя как-то неуютно, но и в этой непростой для себя ситуации нашлись очень скоро.
Было решено объявить о смене информационной политики, благодаря чему - по задумке придворных политтехнологов - к поддержке опального и обиженного губернатора должен был бы склониться контингент горожан, превосходящий по численности традиционный яковлевский электорат.
Незамедлительно с рядом городских оппозиционных журналистов начались неформальные консультации. Было спрошено: нет ли у них каких-либо нереализованных проектов, которые могут быть полезны городу. Осуществлять проекты предлагалось за вполне приличные деньги, да еще и на экранах пусть не очень рейтингового, но все же, по статусу, основного муниципального телеканала.
Многие из собеседников посчитали, что от таких предложений не отказываются, и работа закипела. Однако сегодня, по итогам двух сезонов, можно констатировать: новые проекты ТРК особым успехом не увенчались. Отдельные успехи были, но канал в целом по-прежнему существенно уступал всем основным конкурентам.
И это легко объяснимо: ведь помимо отдельных "плюралистичных" вкраплений, стилистика остального "Петербурга" и, прежде всего, его информационного блока сохранилась без каких-либо изменений. Ибо в Смольном решили лишь чуть-чуть подновить фасад собственной информационной политики, не перестраивая само здание - вдруг еще сгодится...
И вправду, понадобилось оно очень скоро - полпредство перешло в атаку. Но дать ему отпор, отреагировав надлежащим образом, "реформируемый" ТРК не смог. И хотя "Информ-ТВ", естественно, незамедлительно легло грудью на амбразуру, но его возможностей для контригры явно не хватало. Новые же политические передачи хоть и защищали губернатора и его команду, но все как-то вяловато и без должной инициативы.
Что смольнинское начальство получило в сухом остатке? По всему выходило, что реформы особого результата не принесли. Рейтинг канала не вырос (без кардинального изменения сетки вещания привлечь существенное количество "новых" зрителей не представлялось возможным). Реноме ТРК не изменилось (как называли чапыгинский канал просмольнинским, так и продолжали называть). А защитить отцов города в трудный момент "Петербург" не сумел.
Выход напрашивался сам собой. Ирина Прудникова, олицетворявшая (неважно - по собственной воле или по стечению обстоятельств) реформы, попросилась на другую работу. На ее место была определена более молодая и готовая к жаркой схватке за смольнинские интересы Ирина Теркина.
Энтузиазм и оптимизм последней, бесспорно, заслуживают уважения. Однако кажутся не вполне оправданными. Во-первых, заявления о намерении адекватно противостоять петербургскому РТР кажутся оторванными от реальной действительности. Ведь рейтинги петербургских "Вестей" и "Информ-ТВ" сегодня просто несопоставимы (за это, к слову, госпоже Теркиной должно быть обидно более всего - ведь новостями ТРК почти два года руководила она сама).
Во-вторых, бороться ей будет очень нелегко. Ибо повторить "информационно-публицистическую" вакханалию, устроенную на экранах ТРК в конце 1998-го, сегодня просто невозможно. Политическая обстановка с тех пор слишком серьезно переменилась. Сумеют ли на Чапыгина придумать что-нибудь новенькое - вот в чем вопрос. Но то, что изо всех сил будут пытаться, в этом сомнений нет никаких.
P.S. По слухам из околосмольнинских кругов, сегодня рассматривается такой лозунг следующей кампании Владимира Яковлева: "Выбирайте опытного". В том смысле, что при всех ошибках губернатор у нас уже научен горьким опытом. Следующему же еще, как минимум, один срок придется учиться. Оно вам надо?