"Авиационный военно-промышленный комплекс (АВПК) "Сухой" "прорабатывает вопрос" о подаче встречного иска к швейцарской фирме "НОГА". С таким заявлением выступил вчера на пресс-конференции в Москве генеральный директор АВПК Михаил Погосян. Правда, при этом он отметил, что "решение о подаче такого иска должно приниматься с учетом понимания перспектив его выиграть".
Столь громкое заявление было сделано не случайно. Сейчас АВПК "Сухой" готовится к участию в международном авиасалоне "Фарнборо-2002", который состоится с 22 по 28 июля 2002 г. на одноименной авиабазе под Лондоном. Проходящий раз в два года, он является крупнейшим событием для самолетостроителей Европы и мира: на предыдущей выставке работали 1287 компаний-участников, представлявших производителей авиатехники как военного, так и гражданского назначения, экспортеров и импортеров авиатехники из более чем 30 стран, а общая сумма заключенных тогда контрактов достигла 52 млрд. долл. США. Но "Сухой", который будет участвовать на выставке в кооперации со своими основными соразработчиками (в Фарнборо они развернут экспозицию в отдельном павильоне площадью свыше 300 кв. м), не станет выставлять образцы своих самолетов, в том числе истребитель Су-30 МК, именно из-за угрозы ареста самолета по иску швейцарской компании "НОГА".
Только за последний месяц это уже третий подобный случай. В середине июня российские самолеты не смогли принять участие в праздничном авиашоу в небе Франции на торжествах, посвященных годовщине формирования авиационного полка "Нормандия-Неман". Также не состоялся перелет двух российских истребителей по чкаловскому маршруту Москва-Северный полюс-Портленд, самолеты могли конфисковать по судебному иску швейцарской фирмы "Нога".
Необходимо отметить, что впервые с 1990 г. отменяется показательный пилотаж российских самолетов на международной выставке. По словам Погосяна, неучастие в салоне в Фарнборо может отрицательно сказаться на продвижении российской авиационной техники на зарубежный рынок. Хотя машины марки "Су" хорошо известны в мире, тем не менее любой авиасалон является своеобразным смотром достижений компаний, производящих технику. И показ летных характеристик крылатых и винтокрылых машин, их демонстрация - это своего рода подведение итогов работы фирмы. В связи с этим теряется многомиллионная выгода от сделок.
Как отметил Погосян, решение вопроса, связанного с иском компании "НОГА", давно назрело, и, по его словам, этот вопрос в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве. Но летать над Фарнборо наши самолеты все-таки не будут."