"До перевыборов губернатора Санкт-Петербурга осталось менее двух лет. Срок, достаточно долгий для праздного обывателя и неумолимо сокращающийся, подобно шагреневой коже, для чиновника. Нет никакой гарантии, даже в свете последнего решения Конституционного суда, что Владимир Яковлев сумеет сохранить еще на один срок свои полномочия. А потому правительственному чиновнику, может быть, не так уж много времени осталось по-хозяйски распоряжаться теми огромными суммами из городского бюджета, которые резко возросли в преддверии празднования 300-летия нашего города. Значит, следует "под занавес" провернуть еще несколько выгодных сделок, обеспечивающих их организаторам спокойную и сытую старость".
Лакомый кус
Российские переработчики бытовых отходов не могут похвастаться повышенным вниманием к своим скромным персонам со стороны российской прессы. Но их самолюбие от этого не страдает. Продиктована эта скромность тем, что ежегодный финансовый оборот в сфере "мусорного бизнеса", по оценкам некоторых специалистов по экономическим преступлениям, только в Петербурге и Ленинградской области составляет несколько миллионов долларов в год, немалая часть из которых исправно ложится на зарубежные счета тружеников свалок и помоек. Естественно, такой успешный бизнес составляет предмет неутоленной и постоянной зависти со стороны заинтересованных лиц.
Прекрасно осведомлен об этих доходах и правительственный чиновник. Однако он пока лишен возможности наложить свою загребущую лапу на часть "мусорного" бизнеса, поскольку не имеет для этого соответствующих властных рычагов. Играет свою роль и недоказуемость самого факта сверхдоходов, извлекаемых из миллионов кубометров городского мусора, - работники правоохранительных органов, чьи зарплаты позволяют существовать лишь на уровне биологического выживания, просто не в состоянии проводить сложнейшие оперативно-следственные мероприятия по тем неучтенным делам, на которые не имеется соответствующих заявлений.
Но указанные факты - предмет отдельного журналистского расследования. Сегодняшняя наша задача - рассмотреть те чиновничьи многоходовки, при помощи которых некоторые члены правительства Санкт-Петербурга рассчитывают получать свой пай от утилизации городского мусора. Логика подсказывает, что если нет возможности вырвать свою долю из пасти "мусорных королей", то следует создать параллельные производственные мощности, доходы которых будут всецело принадлежать их организаторам.
Идея, по сути, неплохая. Объем городского мусора из года в год растет, поэтому строительство предприятий, занятых его переработкой, да еще на основе здоровой конкуренции - путь достаточно цивилизованный и приемлемый во всем мире. Поэтому, когда во время прошлогодней командировки в Австрию губернатор Петербурга заинтересовался производственным процессом одного из таких заводов, он поступил как действительно заботливый градоначальник, пекущийся о здоровье своих земляков-избирателей. По поводу целесообразности постройки такого же завода в нашем городе Яковлев даже проконсультировался у господина Хельмута Рихтера - генерального уполномоченного для стран СНГ фирмы "ФА ТЕХ Интернэшнл ГМБХ", входящей в концерн "Фест Алышне". В результате переговоров Яковлев обещал австрийской стороне "обсудить вопрос постройки подобного завода в правительстве Петербурга и сообщить о результате господину Рихтеру".
Экспорт технологий
Необходимость обмена передовыми технологиями между государствами не подлежит никакому сомнению. Суть дела лишь в том, какого качества те или иные технологии заимствуются. Если, например, личная разведка Берии сумела через супругов Розенберг выкрасть у США секрет изготовления атомной бомбы, то в этом случае, кроме взлета политического влияния СССР во всем мире, наше государство сэкономило миллионы, если не миллиарды рублей.
Однако нередко чиновник, на которого возложена роль эксперта по ценности экспортируемой технологии, руководствуется совершенно другими мотивами. Так, в начале 70-х годов директор объединения "Спутник", бывший до этого первым секретарем Колпинского райкома КПСС, закупил у английской фирмы "Вилкинсон Сворд" устаревшее оборудование для производства безопасных лезвий, которое, как позже выяснилось, могло работать исключительно на английском сырье, то есть необходимо было постоянно приобретать и английскую стальную ленту. За кабальный контракт бережливые англичане, если верить слухам, расплатились с радетелем пролетарских интересов двумя шубками из искусственного меха, аудио-техникой и дешевой косметикой.
Примерно в тот же период объединение ЛЭМЗ закупило у итальянской фирмы "Оливетти" завод по производству печатных плат для станков с ЧПУ Оборудование априори оказалось устаревшим и, что самое интересное, - ненужным. Завод в Питере так и не стали строить, закупленное оборудование даже не было извлечено из ящиков, но стоимость оборудования с прибавкой 10% премиальных за своевременную доставку комплектующих, по некоторым данным, была аккуратно выплачена итальянским бизнесменам из наших государственных средств. К той же серии относится и произошедшая в 80-х годах история приобретения на Западе объединением "Пигмент" целого завода эпоксидных смол, который, как оказалось, был не только не нужен, но и представлял немалую экологическую опасность для нашего города. Оплаченное государством оборудование через десяток лет пошло на металлолом.
Считается, что эти примеры характерны для проклятого коммунистического прошлого. И эта точка зрения глубоко верна! Сегодняшний демократический чиновник, в отличие от коммуниста-интернационалиста, есть горячий патриот своей страны, и уж он-то так дешево (за пару шубок для своих баб) Родину не продаст. Вспомним тендер на восстановление питерского метро на участке "Лесная" - "Площадь Мужества", который выиграла малоизвестная и малоопытная итальянская фирма "Импреджило", оставив позади себя неизмеримо более опытных немцев и японцев. В результате метро не сделано не только, как было обещано, к 2000 году, но вряд ли заработает и к 2003-му.
А характерный случай, когда пару-тройку лет назад ГУП "Инженерный центр Водоканал" построил на острове Белый сжигательный завод иловых осадков по "передовой" западной технологии? Все бы хорошо, да вот, по слухам, предусмотренный технологией песок приходится завозить из-за границы! Отечественный для данного производства ну никак не подходит".
Но достаточно примерок Вернемся лучше к нашему герою.
Что они нам готовят
Мы оставили губернатора Яковлева, когда он, исполненный благородными устремлениями осчастливить земляков, консультировался с господином Рихтером по поводу целесообразности постройки на территории Петербурга завода по ликвидации бытовых отходов, аналогичного австрийскому. Но знает ли наш градоначальник о том, что мусоросжигательные заводы на Западе сегодня практически запрещены? То есть существует выработанный ЕС целый свод законов, ориентированный на определенный экологический уровень подобных предприятий. В такой ситуации готовность "Фест Альпине" вместе с немецкими партнерами из концерна "Бабкок" спроектировать и построить несколько таких заводов вокруг Петербурга более чем понятна. Появилась возможность скинуть в варварскую Россию то, что на Западе безнадежно устарело.
И западные партнеры волчьей хваткой уцепились за этот проект. Ведь им гораздо легче "втюхать" нам устаревшие технологии, чем тратиться на разработку новых. При этом определена и стоимость одного завода: миллиард австрийских шиллингов, то есть примерно 150 миллионов долларов. А деньги, мол, Яковлев найдет: впереди 300-летие Петербурга, и казна готова тряхнуть мошной!
Правда, от первоначальной идеи покредитоваться на строительство заводов в самой Австрии нашим благодетелям пришлось отказаться. Прижимистая Вена предложила поставку оборудования и кредит в обмен на старые долги Санкт-Петербурга, которые ох как не хочется сегодня отдавать, Зато в ходе переговоров поставщиками оборудования и кредитодателями вместо австрийцев стали датчане. Но валютные долги интернациональны, так что подобные мелочи роли не играют.
Есть в этой планируемой сделке и некий побочный аспект. Дело в том, что мусоросжигательные заводы требуют повышенного расхода топлива, а значит, при их возведении на территории Петербурга получат немалый карт-бланш и некоторые топливные компании, в которых плотно основались близкие родственники главы города. Так что "фэмили-бизнес" будет процветать в клане Яковлева и после его возможной отставки или неудачи на выборах.
Активные телодвижения всех профильных комитетов города, занятых лоббированием данного проекта, стали в последнее время так заметны, что, по слухам, даже привлекли внимание людей из отдела внешней разведки. Как-никак, а сумма в 150 миллионов долларов, мелькающая в переговорах, настораживает. Автору настоящего материала была предоставлена возможность ознакомиться с копиями некоторых документов, которые недвусмысленно свидетельствуют о серьезности намерений губернаторской команды.
Но почему Запад с такой силой ополчился на мусоросжигательные заводы? Все дело в том, что при сжигании городского мусора невозможно отделаться от диоксинов - самых страшных синтетических ядов. Диоксины образуются как побочный продукт многих технологических процессов и мгновенно, даже на больших расстояниях, проникают в пищу, воду, воздух. Они поражают все формы живой материи - от бактерий до теплокровных животных. Разразившийся в июне 1999 года скандал с бельгийскими инкубаторскими курами основан лишь на том, что в мясе последних было обнаружено повышенное более чем в 500 раз содержание диоксинов. Позапрошлым летом мы могли наблюдать в новостях ТВ, как из бельгийских супермаркетов изымали и уничтожали сотни банок с кока-колой. Тогда же Евросоюз постановил изъять из продажи и уничтожить все запасы курятины и яиц, произведенные с 15 января по 1 июня 1999 года. И все потому, что в этих продуктах тоже был обнаружен диоксин, который в 67 тысяч раз (!) ядовитее цианистого калия".
Вот такой подарок - строительство в Санкт-Петербурге нескольких мусоросжигательных заводов, вырабатывающих поток диоксинов, ядов, от которых в ужасе отшатывается весь цивилизованный мир, - готовится нам в ближайшие годы. Кстати, по утверждению некоторых специалистов по экономическим преступлениям, "откат" чиновникам, которые, используя свои высокие полномочия, сумели обеспечить экспорт устаревших технологий на территорию своей страны, составляет 10-25 процентов от общей стоимости проекта.
Евгений Семин, заведующий кафедрой инженерного обеспечения городского хозяйства Политехнического института, главный научный сотрудник отдела электроэнергетических проблем Российской Академии наук:
С точки зрения энергетики мусор - самое низкосортное топливо, к тому же оно является самым ядовитым. Между тем, стоимость очистки газовых выбросов, появляющихся при таком производстве, составляет две стоимости эксплутационных затрат на завод. Сопутствующие газы, отравляющие воздух при сжигании, - это в первую очередь диоксины, хлорорганика вроде фосгена, бензелирин. Кроме того, в атмосферу выбрасываются тяжелые металлы. Я абсолютно уверен в том, что с мусоросжигающей технологией лучше не связываться.
Если же рассуждать с позиций экономии, стоит отметить, что при сжигании мы теряем органику, а при мусоропереработке около 40% органики, то есть обычной земли, возвращается в природу. Кроме того, опосредованно экономится масса энергии. Допустим, производство из вторичного сырья тонны пластмассы требует гораздо меньше электричества.
Дмитрий Осипов, заместитель генерального директора НПФ "Комплекс":
По моему мнению, мусор нужно перерабатывать. Сжигание - это дополнительная трата энергии. Тем более выбросы могут загрязнять атмосферу. В современных пластиковых изделиях очень много фреонов, а хорошая система очистки, наверное, - дорогое удовольствие. Здесь, конечно, может быть и такая модель: к примеру, повторно использовать золу или тепло от сжигания мусора для нагрева воды в теплосетях или получения электричества. Конечно, по первой прикидке, сжигание - самый простой и менее трудоемкий способ, чем разделение отходов и их повторная переработка. Хотя, с точки зрения экологии, думаю, повторная переработка не влияет на природу так негативно. Думаю, и затраты были бы гораздо меньше. Ведь уже существуют подобные системы. Лучше наладить отдельный сбор отходов. Пищевые - перерабатывать в компост. Использовать современные технологии переработки стекла, пластмассы, бумаги - значит, не рубить лишний раз деревья.