"Отвечая на вопросы обозревателя "Дела", губернатор Петербурга Владимир Яковлев размышляет не только о перспективах своего третьего срока.
Это же победа!
- И вы, и ваши чиновники неоднократно обещали преподнести горожанам к 300-летию Петербурга сразу несколько крупных подарков. Среди них были и ликвидация Размыва, и достройка Восточного полукольца КАДа, и окончание работ на дамбе. Но уже ясно, что к маю 2003-го ничего из этого сделано не будет.
- В городе более 600 объектов, которые находятся в работе. Появляются новые театры; знаете, сколько появляется улиц, сколько мостов? Вот я проводил совещание - Троицкий мост заработает в этом году, Садовая улица, Сенная площадь к следующему году. Это все мы делаем на деньги городского бюджета. Вы же вспоминаете те объекты, которые являются федеральными.
Сколько лет строится комплекс защитных сооружений?! Я напомню: в 1824-м - наводнение пять с лишним метров, почти весь город снесло. 1924-й - половину города размыло. Что теперь - ждать 2024-го? Все-таки за эти годы мне удалось убедить и президента, и правительство, что на этот объект надо выделять деньги. Посмотрите, что происходит на юге, человеческих жертв сколько. В Петербург вот эта волна придет - что здесь останется? Я кричу, я шумлю. Вот здесь нам надо было объединиться всем городом, а не считать: губернатор добился cвоего или не добился.
1995-й год - авария в метро, никто не обращал внимания. Да черт его знает, я бы мог наверное прекратить эти разговоры и не заниматься этим вообще. Сидел бы и говорил - нет денег, а виновато правительство, они ничего не делают. А я специально нагнетаю вопрос и нагнетаю уже несколько лет. Наконец-то, сдвинулось. Мы так и не получили кредитную итальянскую линию, но за счет городского бюджета начали работать. И во всем опять виноват губернатор! Даже когда на шпиле Петропавловки заклинило ангела: как же губернатор недосмотрел? Вот мне пришлось слазить, посмотреть.
Кольцевая автодорога. Да радоваться все должны: 5 миллиардов рублей мы втянули в прошлом году в город. Это к тому же рабочие места. Даже если стройка будет идти десять лет, по пять миллиардов в год, посмотрите, сколько рабочих мест и сколько налогов придет в наш город. Это уже победа, вот в чем вопрос.
А то, что нельзя долгострои плодить, - да посмотрите, сколько долгостроев мы ликвидировали и сколько нам пришлось биться с министерствами. Они же как клещи: вцепятся в свой объект и не знают, что делать. Почему? Потому что сидят в Москве, в своих креслах министерских и не понимают, что делается здесь. А вот когда ткнешь носом, тогда они видят, в чем вопрос.
Вы должны же различать, что есть городское, а что - федеральное, и не на все имеет влияние губернатор. Вот давайте: принято решение, что ГУВД и все правоохранительные структуры на территории губернаторам не подчиняются. А как, простите, наводить порядок на улицах? А сегодня, как что, так кричат: вот, происходят убийства. Кричат: губернатор, прими меры. Мы все равно принимаем меры, мы не стоим в стороне, но сегодня инструмента нет у губернаторов российских.
Жителям, в принципе, вообще наплевать, кто за что отвечает, кто выделяет деньги. Им самое главное, чтобы было спокойно. Кого интересуют сегодня помойки, свалки? Никого не интересуют, а ведь на самом деле посмотрите, какую мы работу колоссальнейшую провели. Построили завод по переработке иловых осадков на острове Белом. Никто не заметил.
Ну, должны же понимать, что количество различных выбросов в атмосферу, в реки и каналы сократилось. На Юго-Западные очистные сооружения выбили гранты Европейского союза. Кто это заметил и кто сказал спасибо? Европейцы нам выделили более 40 миллионов долларов. И мы начинаем новую стройку, в 2004-м году закончим. Это решение многих вопросов. Миллион двести тысяч в реки и каналы, в Финский залив и Балтийское море сбрасывали. Жили же мы здесь в дерьме, посмотрите, в каком.
С социологами готов поспорить
- В последние месяцы вы оказались под мощным информационным прессингом...
- Почему вы говорите "в последние месяцы"? С момента первых выборов 1996-го года - все время был мощный прессинг. Он немножко стихал, а потом вновь опять появлялся, и это продолжается. Наверное, если не называть фамилии, есть люди, которым очень бы хотелось порулить в Петербурге. Они и не скрываются - представители СПС, "Яблока" частенько высказывают свои предложения: вот бы поменять...
То меняли на Юлия Рыбакова, то на Игоря Артемьева. Еще парочку таких же можно подобрать и посмотреть, что будет с городом в самое короткое время. Прессинг - он действительно есть. Но другое дело: много ли этих людей? Я думаю, что их не так много, а вот чересчур крикливых - да.
- Конституционный суд разрешил значительному числу губернаторов переизбираться на третий, а то и на четвертый срок. Как вам кажется - верна ли практика, дозволяющая одному руководителю по десять-пятнадцать лет сохранять свое кресло? Или норма, ограничивающая пребывание на руководящих должностях двумя сроками, полезнее?
- Это не всегда правильная практика. Допустим, для небольших руководителей (местного самоуправления, района) - если бы они избирались - два срока по четыре года, я считаю, вполне достаточно. И, если вы обратили внимание, я такие замены в районах провожу. Что же касается таких мегаполисов, как Париж, Лондон, Петербург, Москва, то явно и ясно - два срока по четыре года не хватает. Ведь для того чтобы реализовать любой проект, если его начинать с самого начала, требуется минимум 7-8 лет. Да и плюс сначала надо что-то доделывать. Поэтому этого времени недостаточно.
Вы правильно сравнили с нормами в некоторых европейских странах. Возьмем, допустим, Ирландию, Дублин. Руководители города избираются на один год, но это же чисто политические фигуры. На один год пришел - ну что ты за год сделаешь? В Швейцарии президент тоже избирается на год. Что можно сделать? Ничего практически не сделаешь. Но там есть отлаженная система, есть рабочие органы, а избирается политический лидер, который осуществляет диалог. У нас, к сожалению, такое невозможно.
Если бы я все свел к политике, ходили бы мы по-прежнему по таким дорогам, какие у нас были. Сегодня ведь только слепой не замечает, что выполнен колоссальнейший объем работ. Правда, начали другую критику - пробки. Но не бывает чудес. Кто ремонтирует в своей квартире, знает, что, когда комнату ремонтируешь, надо кровати передвинуть, если кухню - тоже надо передвижку соответствующую сделать.
Вообще же, в принципе, правильно должно быть так: закон в России должен быть единым. А не отдельно для Татарстана, для Якутии или Кабардино-Балкарии. Если два срока, так нечего там выдумывать разные пути, чтобы этот процесс пройти. Два срока - значит два; три - значит три. И все встанет на свои места.
А так мы отдаем проблему на откуп, допустим, Законодательному Собранию. Я считаю, что у нас нормальное Законодательное Собрание, хотя есть на него определенные обиды, но это Собрание, которое просто так не повернешь. А в других территориях можно повернуть. Они и подбирались на многих территориях именно таким образом. Поэтому Законодательное Собрание захочет - избирает, а не захочет - закон не примет - и как быть? Поэтому я считаю, что вопрос поставлен правильно, но решение на верхнем уровне должно быть для всех регионов одинаковым.
- Сами-то в третий раз пойдете?
- Я хочу еще раз сказать то, о чем говорю на протяжении уже длительного периода. У меня главная задача - хотите верьте, хотите не верьте - трехсотлетие. Это ведь не только праздник Санкт-Петербурга, это выход России на международную арену. Причем выход с совершенно новыми взглядами, новыми отношениями, новой позицией. И Петербург как раз является окном для выхода. И для меня очень важно, чтобы это событие произошло на самом высоком уровне. И президент поддерживает эту позицию. А вот дальше будем смотреть. Если я почувствую, что жители не захотят избирать, то что я - самоубийца что ли? Поэтому поживем - увидим.
- Но жители сейчас не очень хотят вас избирать. По результатам всех последних социологических исследований, ваш рейтинг среди петербуржцев упал до 30 %.
- Вот давайте так: руководители городов на Западе - вы немножко там поспрошайте у них - если получают 20 %, они радуются. А вы мне такую цифру баснословную называете - 30 %. Да при 30 % прыгать надо! Мне удалось достичь 73 % в позапрошлом году благодаря политике московских людей различных. Если бы они вот так здорово не рекламировали город, значит, не было бы, наверное, этих 70 %, но 50 % было бы абсолютно точно. И сейчас я готов поспорить с вами, поспорить с социологами - не заказными социологами, - что если есть 30 %, то это очень здорово.
Жаль, что нет права печатать деньги
- После выборов 2000-го года ваша команда претерпела серьезные изменения. Тогда вокруг вас были заместители, хорошо знакомые горожанам. Новый же состав команды по большей части известен мало, а эксперты утверждают, что он намного слабее предыдущего.
- Я не знаю этих экспертов и можно ли доверять этим экспертам. Необходима не популярность человека, который занимает такой пост, - его ведь не избирают. Этого человека назначают, он - технический исполнитель, а не политический представитель. Губернатора избирают, и поэтому оценивают в общем-то губернатора. А сейчас у нас очень хитро эксперты считают. Если плохо - то губернатор, если хорошо - то какой-то из членов правительства. Но такого же не бывает. Вы можете назвать что-то, что в городе сделано без участия губернатора? Тот же шпиль Петропавловки: ангела посмотреть - и то губернатор. Об остальных делах я уже не говорю.
С одной стороны, это правильно, с другой стороны - не совсем, но, тем не менее, так оно и есть, и так оно на сегодняшнем этапе и должно быть. Потому что средств всегда не хватает. Ну, представьте: 13 членов правительства, каждый отвечает за свою отрасль и каждый кричит. Одному нужны колеса, другому - метелки, третьему - еще что-то. Кто это решит? Губернатору все равно надо принимать какое-то решение, популярное или нет. Потому что если я их не буду принимать, тогда у нас движения вперед не будет.
Поэтому, когда вот сейчас разговор пошел по трамвайным путям, я ведь ни разу не сказал, что трамвайные пути в городе надо убирать. Я сказал о другом, о том, что наш город самый трамвайный, в книгу рекордов Гиннесса попал, у нас до 700 километров трамвайных путей. Но при этом заметьте: сегодня в городе миллион двести тысяч единиц автомобильного транспорта, люди ездят на частном транспорте. 2 000 трамваев было раньше, сейчас 1 100, значит, явно количество трампарков уже перешкалило, накладные расходы идут, а нам надо поднимать заработную плату и не очень увеличивать расходы на транспорт. Так за счет чего это делать - печатать деньги? К сожалению, мы пока не пользуемся этими правами. Вот когда будут эти права, тогда будем печатать деньги.
Тем не менее, вы опять правильно замечаете, что меняются люди. Они и должны меняться. Они отраслью занимаются. Вот идет развитие отрасли, и если я вижу, что в отрасли какая-то заминка, то я должен принимать решение. Я не должен кричать, что все плохо, но решение принимать должен.
- То есть отставки последнего времени - это следствие неудачной работы тех вице-губернаторов, которых уволили?
- В том числе, да.
- Как вы в таком случае оцениваете отставку руководителя ГУВД Вениамина Петухова?
- В большей степени виноват он сам. И вот в чем: слишком много он заявлял о том, что он - политическая фигура. Начальник ГУВД - это рабочая лошадка. Он должен с утра до вечера заниматься наведением общественного порядка в городе. А, к сожалению, все превратилось в другой жанр. Я считаю, что криминальная ситуация в Петербурге не хуже, чем в других регионах России, а по многим показателям даже лучше. Но, тем не менее, есть над чем работать.
Губернатора нужно хвалить
- В прошлом году темпы роста промышленного производства в Петербурге составили микроскопические 0,2 %. Вы часто и много говорили о том, что в городе нужно развивать не только пищевую промышленность, но уделять особое внимание металлургии и машиностроению. Однако, по итогам 2001-го года, существенное падение было именно в этих отраслях - по 15-20 %. В то же время пищевка продолжает бурно расти и уже составляет свыше 40 % городского промышленного производства. Кажется, что ставка была сделана неверно?
- Кажется, что вы перепутали божий дар с яичницей. По одной простой причине: в позапрошлом году прирост промышленного производства составил 26 %, и он не может каждый год таким образом расти. Плохо - скачками, но ведь в начале 90-х промышленное производство, в том числе Петербурга, упало в разы. В этом году прирост промышленного производства составил уже 16 %. Это говорит о многом: пошло как раз энергомашиностроение, металлообработка, появились заказы. А разве это можно было сделать за один-два года? Нет. Развалить - можно, а создать нельзя.
Пищевка - да, правильно, пищевка у нас сегодня в целом в России и в Петербурге является одним из определяющих структурных промышленных подразделений, которое активно двигается вперед. Почему? Потому что, заменив технологию, внедрив некоторые технологические элементы, можно было, недорого заплатив, быстро возвращать эти деньги.
Уважаемые журналисты, представители очень важной отрасли! Если кто-то хочет, чтобы губернатора в отставку отправили, начинайте говорить хорошие слова о нашем городе: сколько сделано губернатором, как все красиво. Вот тогда - все, губернатору можно будет уходить. А так... Вы думаете, что люди не начинают обижаться? Ведь, оскорбляя губернатора, оскорбляют город и горожан.