"Питерские милиционеры получили нового начальника. Его имя, в отличие от предыдущих, было известно заранее, как и часть биографии: Михаил Ваничкин, генерал-майор милиции, долгое время руководивший Главным управлением МВД по борьбе с оргпреступностью, а до нынешнего назначения возглавлявший Российское бюро Интерпола при МВД.
Московский варяг
Питерские милицейские офицеры и рядовые могли сколько угодно судачить, что принесет им новое назначение, но в то же время задавались вопросом: почему так безапелляционно говорят об отставке Петухова и столь же уверенно произносят имя его преемника? Можно вспомнить, как в тяжелые октябрьские дни 1999-го куда-то исчез тогдашний начальник ГУВД Виктор Власов, и никто не отваживался назвать фамилию того, кто займет его пост. Когда на это место пришел Вениамин Петухов, тогдашний заместитель начальника ГУВД по области, все облегченно вздохнули: наконец-то главк возглавит милиционер, а не пожарный и не военный пенсионер. Милиционер, отработавший всю жизнь в Ленинграде - Петербурге и его окрестностях. Слухи о возможном "варяге" тогда не принимали всерьез.
Зато фамилию Ваничкина наверняка широко озвучили как раз потому, что он стал пришлым. Не имеющим широких связей в петербургских правоохранительных органах (за исключением разве что РУБОПа) - соответственно, и как-то повлиять на него еще до назначения - с помощью старой дружбы, длительного знакомства и т.п. - было невозможно.
А первая фраза, которую произнес перед журналистами новый начальник главка, звучала так: "Я же в Питер прилетел только сегодня утром". Так он ответил на вопрос о своих первых шагах после вступления в должность.
Нынешний начальник ГУВД - уже пятый за последние шесть лет, не считая многочисленных и.о. Кстати, ни разу временный исполняющий обязанности (будь то Александр Смирнов в 2002 году или Александр Серов в 1999-м) не садился в итоге в кресло руководителя. Как правило, исполнять свои обязанности генералы доверяли своим ближайшим помощникам, которые вели ту же политику, что и они. Это было легко для обоих, не говоря уж о рядовых милиционерах, но вряд ли устраивало инициатора отставки - министра.
Короткие встречи
Дольше всех на посту начальника ГУВД продержался Вениамин Петухов.
Приход и уход Анатолия Пониделко был предопределен. После назначения на пост министра ВД Анатолия Куликова многих его однокурсников по Орджоникидзевскому военному училищу ожидала блистательная карьера. В том числе и Анатолия Пониделко, который, кстати, опробовал ту же политику, но уже в миниатюре, также назначив заместителями приятелей юности. Формальным поводом для отставки тогдашнего начальника главка Юрия Лоскутова стало возбуждение уголовного дела против начальника УБЭПа Николая Денисова. О несоответствии Лоскутова занимаемой должности никто не заговаривал, чтобы не накликать вопросов о самом Пониделко, не имевшего понятия об оперативной работе.
В какой-то мере это были самые светлые годы питерского главка. Никто не кидал камни в его руководителей, несмотря на то, что раскрываемость преступлений - основной показатель эффективности работы милиции - за полтора года упала до рекордно низких отметок, опережая только Чечню. И все понимали, что свой пост генерал Пониделко будет занимать ровно столько, сколько министр - свой.
После снятия Куликова в июне 1998 года Анатолий Пониделко отказался добровольно уйти в отставку, поэтому новому министру Сергею Степашину пришлось уволить его приказом сверху.
На должность начальника главка пришел Виктор Власов, "наиболее профессиональный из всех кандидатов", как охарактеризовал его недавний коллега Аркадий Крамарев.
Виктору Власову пришлось вынести на своих плечах два убийства депутатов - Галины Старовойтовой и Виктора Новоселова (после последнего он и ушел), а вместе с ними - и ярлык криминальной столицы. Несмотря на симпатию к нему со стороны как рядовых милиционеров, так и офицеров, руководители МВД работой его были крайне недовольны. Масло в огонь подлили и самые грязные в новейшей истории выборы в ЗакС. Пусть это был политический, а не милицейский скандал, но он добавил немало черной краски в имидж города, а значит, и его руководителей, к коим относился и главный милиционер.
Под колпаком
После убийства Галины Старовойтовой питерский главк оказался на особом контроле в МВД. Тогда это не вызывало возмущенных вопросов ни у населения, ни у милиции: все понимали, что с участившимися убийствами надо что-то делать. Черная полоса тянется уже три с половиной года: выводить ГУВД Петербурга из-под лупы министр Борис Грызлов пока не торопится.
Ровно год назад Вениамин Петухов с гордостью отрапортовал, что петербургский главк наконец-то выбился из хвоста и теперь занимает 17-е место -среди 89 регионов - по уровню раскрываемости преступлений.
Эйфория продлилась всего несколько месяцев, и показатель раскрываемости снова начал неуклонно падать. Возможно, это было связано с тем, что милиционеры перестали укрывать преступления и научились тщательно фиксировать все заявления граждан - ведь именно за это ратовал в своем памятном выступлении сам министр. Но было ясно, что министра такой спад эффективности не устраивал. ГУВД Петербурга продолжало оставаться на особом контроле. Особенно катастрофическая ситуация складывалась с уличными грабежами и разбоями. Чего стоило одно дело о нападении на академика Игоря Глебова! Нападении, которое долго никто не хотел расследовать. Конечно, теперь милиционеры, халатно отнесшиеся к своей работе, понесут законное наказание, но число грабежей на улицах от этого не изменится.
Руководитель комиссии МВД, которая начала работать в Питере в понедельник, не стал особо распространяться, на что его группа обратит внимание в первую очередь. "Десять отделов: четыре в городе и шесть в области" - вот и все. Однако ни для кого не секрет, что больше всего министерство угнетает именно ситуация с уличными грабежами и разбоями, которые могут представлять опасность для всех жителей города. А значит, "под нож" могут попасть районы, где эта ситуация выглядит более катастрофически - в основном спальные, - а также 4-й отдел УУР, занимающийся расследованием этих самых разбоев.
Стоит отметить, что оперативники предвещали взлет подобных преступлений еще года полтора назад, когда в питерском угрозыске происходило слияние двух отделов - просто разбойного и специализирующегося по нападениям на крупные фирмы и инкассаторов. После объединения все больше оперативников переключились на масштабные нападения и все меньше - остались раскрывать уличную мелочевку. Но это так - к слову.
Генерал не от политики
Наверное, эти строки особенно приятно читать рядовому петербуржцу, который уверен в том, что таким образом министерство решило облегчить ему возвращение домой темными вечерами. И нетрудно догадаться, почему именно сейчас. Во вчерашних выступлениях Бориса Грызлова и Вениамина Петухова рефреном проходила фраза "всего 11 месяцев осталось до празднований 300-летия нашего города". Будут иностранные гости, высокопоставленные и не очень. А по количеству уличных преступлений Питер, увы, оставляет далеко позади большинство российских городов. Как ни старался Петухов, порядок, наведенный им на улицах, был еще очень и очень относительным.
Почему не снимают Петухова? Этот вопрос начал мучить обывателя еще в сентябре, после вала кадровых перестановок в министерстве, вала, которого не помнят с 1996 года. Какое-то время ходили слухи, что ему готовят кресло в более престижном управлении МВД по Северо-Западу. Потом - в Университете МВД. О Суворовском училище МВД тогда никто не заговаривал. Известно, что училище (еще один вариант - пажеский корпус), - в котором курсанты будут одновременно учиться и работать, откроется уже первого сентября, и возглавить его предложили именно генералу Петухову. Сам он обещал рассмотреть все предложения после выхода из отпуска.
Ну а Борису Грызлову наверняка будет легче найти общий язык с Михаилом Ваничкиным. О политических пристрастиях бывшего директора Российского бюро Интерпола еще ничего не известно, но не исключено, что он окажется более лоялен к "Единству" или еще какой-нибудь партии. Петухов же известен тем, что, несмотря на все уговоры, старался отойти как можно дальше от политики.
Кстати, по одной из версий, именно желание дистанцироваться от политики и оказалось для Петухова роковым. По сведениям нашего источника в МВД, он пал жертвой политических игр "московских петербуржцев" - Грызлова и Степашина (который еще сохранил немалое влияние в силовых структурах). Петухов якобы не пожелал участвовать в политических играх вокруг администрации Петербурга. Речь идет о расследовании уголовных дел в отношении вице-губернаторов, которые передают то прокуратуре города, то Северо-Западному окружному управлению Генпрокуратуры (только что преобразованному в отдел). Так или иначе, расследованием занимается следственное управление ГУВД. И фигура руководителя данного ведомства, согласитесь, играет в этой связи ключевую роль.
Еще один нюанс. В Петербурге на подходе выборная страда. Помощь Петухова, как и Власова, кандидатам и избирателям заключалась в обеспечении милиционерами всех избирательных участков. Ни обнародовать сведения о судимости кандидатов (что в свое время обещал Пониделко), ни рассматривать с особой тщательностью не всегда законные методы агитации Петухов и Власов не собирались - хотя были неплохо знакомы с питерской публикой, в том числе и облеченной кандидатскими мандатами. Посмотрим, как поведет себя генерал-майор Ваничкин. Ему выдалось трудное время.