"Конкуренты "Славнефти", одного из крупнейших участников топливного рынка Петербурга, нанесли серьезный удар по репутации компании. Несколько дней на АЗС "Славнефти" поступал некондиционный бензин, из-за которого машины переставали заводиться. Компания была вынуждена компенсировать расходы 300 автовладельцев на ремонт двигателей.
"Славнефть" работает на топливном рынке Петербурга с осени 2000 г. Компания имеет франчайзинговую сеть АЗС, включающую около 30 заправок, и до конца 2001 г. намерена построить не менее 10 собственных бензоколонок. Доля "Славнефти" на петербургском розничном рынке, оборот которого составляет $350 млн в год, оценивается в 10 - 15%.
Первая информация о проблемах с бензином "Славнефти" появилась в конце лета в интернет-конференциях автомобилистов. "Я не собираюсь клеймить "Славнефть", но нас много, и мы пришли к выводу [о некачественном бензине], когда в мастерскую одновременно притащили на веревке три машины с одинаковыми признаками неисправности", - говорится в сообщении на www.auto.ru от 25 августа. По оценкам автовладельцев, в бензине "Славнефти" марок Аи-92 и Аи-95 содержались смолы, из-за чего автомобили просто переставали заводиться.
По официальному сообщению самой "Славнефти", бензин был разбавлен по пути на АЗС на одном из железнодорожных перегонов Ленинградской области. Как сообщил "Ведомостям" вице-президент нефтяной компании Андрей Шторх, правоохранительные органы уже задержали трех человек, которые подозреваются в том, что испортили бензин.
Незаметно разбавить бензин, вышедший за пределы НПЗ, несложно. Все характеристики нефтепродуктов проверяются на выходе с завода, а на нефтебазах контролируется только плотность бензина и октановое число. Пока "Славнефть" искала диверсантов, топливо с примесью смолы успело поступить на АЗС. Шторх говорит, что претензии к качеству бензина предъявили не менее 300 автомобилистов, которые потребовали компенсировать им затраты на ремонт автомобилей. В зависимости от марки машины они оценивали ущерб от 1000 руб. до $1500.
"Славнефть" выплатила автовладельцам 1 млн руб. , но они вряд ли захотят еще раз купить топливо компании. "Чем еще раз тратиться на разборку двигателя, я предпочту заправляться в другом месте", - сказал "Ведомостям" пострадавший владелец "копейки". По мнению председателя Российского топливного союза Сергея Борисова, история с разбавленным бензином может повредить имиджу "Славнефти", нефтепродукты которой считаются одними из самых качественных.
Удар по репутации компании выгоден в первую очередь ее конкурентам на розничном рынке. "Крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании давно не играют в такие игры", - говорит Шторх. А эксперт компании, занимающейся мониторингом топливного рынка Петербурга, предполагает, что местные нефтетрейдеры могут быть злы на агрессивный маркетинг "Славнефти": ее бензин дешевле топлива других компаний на 50 - 70 коп. за 1 л. "Собственная сырьевая база позволяет компании не повышать цены даже тогда, когда розничным операторам приходится это делать из-за сезонного дефицита", - считает топ-менеджер топливной компании "Фаэтон". "