В Петербурге на сегодня действуют десятки различных партий и организаций экстремистского толка. Однако, как и в Москве, в северной столице наиболее ярко проявляют себя представители молодежных экстремистских движений. Пока они разрозненны, но, по разным оценкам, число "бритоголовых" в городе достигает 3-х тысяч. Эту разномастную молодежь, как и в столице, стараются прибрать к рукам "взрослые" лидеры, давние активисты националистических движений. В Петербурге сегодня объединить под своим крылом скинхедов Северо-запада, пытается националист со стажем Юрий Беляев, глава "Партии Свободы" (новое название Национал-Республиканской партии) (см. досье №1).
Лидерам радикальных партий и движений, как и любым другим, разумеется, нужны деньги. Откуда черпают средства нынешние радикалы и выяснила северо-западная редакция FLB.
Какие-то деньги они получают за счет торговли своими изданиями, националистической литературой, атрибутикой, одеждой. Однако больших доходов эта деятельность не приносит. В начале 90-х многие из националистов сколачивали бригады и кормились за счет столь популярного в те времена рэкета. Кто-то продолжает заниматься этим и сегодня, но многие перешли на более солидные формы "работы" - например, создали охранные фирмы. По слухам и сути - тот же рэкет и крышевание, но все же легальный бизнес.
Так, уже упомянутый Юрий Беляев в свое время руководил фирмой "Рубикон-секьюрити". Успешная работа беляевского "Рубикона", закончилась в результате конфликта Беляева и его заместителя Андрея Сабора. Последний рассорился с шефом, вышел из партии, и вместе с соратниками вынес аппаратуру из офиса Беляева, выломав решетки на окнах. Однако, по словам самого Беляева деятельность этой охранной фирмы была крайне полезна: "Когда я возглавлял охранное агентство "Рубикон-секьюрити", создались условия для подготовки националистически настроенных кадров, среди которых было много профессионалов, бывших офицеров из силовых ведомств. Подготовка людей, способных осуществлять террор и боевые действия входила в планы...".
Для улучшения финансовой ситуации и для подготовки "боевых" кадров создавали объединение физкультурно-оздоровительных комплексов под названием "Тектон-Физ", члены "Русской партии". Тут преподавались различные виды рукопашного боя и единоборств, а также атлетизм и шейпинг. Генеральным директором был Николай Попов, а его заместителем - Николай Бондарик. Именно в одном из таких комплексов был убит один из членов "Русской партии", в результате чего Николай Бондарик оказался за решеткой.
На сегодня охранная деятельность в среде националистов не так развита, клиенты опасаются связываться с подобными организациями. К тому же основную массу экстремистских объединений составляет молодежь, скинхеды, которые просто не годятся для подобной работы. В поисках финансирования радикалы в последние годы все чаще вступают в тесные отношения с бизнес- и преступными сообществами, которые либо поддерживают их идеи, либо готовы спонсировать радикалов, дабы использовать их в своих интересах.
Например, в середине 90-х годов питерскими национал-республиканцами руководил директор фирмы "Нефрит-империал" Борис Онегин (после покушения на Юрия Беляева Онегин был даже и.о. главы партии). Он владеет сетью автозаправочных станций в северной столице, его структуры также занимаются погрузочно-разгрузочными и транспортно-экспедиторскими работами, оптовой и розничной торговлей. В 1999 г. он провел месяц в следственном изоляторе по обвинению в хищении бензина, принадлежащего ВМФ, но доказать его вину не удалось. Подобные активисты националистического движения с толстыми кошельками найдутся в каждом регионе. Впрочем, многие бизнесмены предпочитают дружить с экстремистами по-тихому, все-таки имиджевых дивидендов такие связи не прибавляют...
Тамбовская русская партия
...В 1999 году из "Крестов" вышел на свободу глава "Русской партии" Николай Бондарик (см. досье №2). На носу были декабрьские выборы в Государственную Думу. Бондарик активно включился в предвыборную борьбу и стал кандидатом в депутаты российского парламента. Как это удалось просидевшему пять лет в тюрьме радикалу? Ведь для выборов федерального уровня нужны деньги и немалые. По сведениям, полученным из националистических кругов, спонсорами кампании Бондарика выступили известные в городе предприниматели, которых пресса давно и прочно связала с "тамбовским сообществом" - братья-депутаты Шевченко.
Депутат Госдумы Вячеслав и депутат ЗакСа Сергей Шевченко, вероятно, еще до выхода Бондарика на свободу присмотрели энергичного, молодого националиста, который им, возможно, показался весьма выгодным "проектом". В Госдуму Бондарик баллотировался по 209-му округу, где лидером шел Сергей Степашин. Кандидату-националисту удалось набрать чуть больше 6% голосов, но, надо полагать, его покровители и не рассчитывали на победу. Вероятно, в планах было и далее продвигать на политический олимп идеолога национализма. Ведь, по мнению многих, именно он на тот момент мог стать реальным лидером питерских националистов всех мастей.
Бондарик явно переигрывал (хотя бы в силу своей молодости) того же Юрия Беляева и, по слухам, контролировал его на личном уровне. Слушались Бондарика и местные национал-большевики (лимоновцы в Питере - одна из самых крепких групп, наиболее идейно сплоченная). Понятно, что единые националисты - это сила, которую полезно и важно контролировать...
Однако вскоре у братьев начались проблемы. Вячеслав Шевченко сам не прошел в Госдуму, а потом против братьев было возбуждено уголовное дело о вымогательстве. Сергей Шевченко оказался в "Крестах", а Вячеслав скрылся и был объявлен в федеральный розыск. "Ищут" его до сих пор, Сергея Шевченко суд приговорил к условному сроку, и тот добровольно сложил с себя депутатские полномочия. По некоторым данным, сейчас он активно занимается подготовкой платформы для возвращения в Петербург своего старшего брата, который находится то ли в Москве, то ли в Германии.
Понятно, что за всеми этими проблемами братьям уже было не до Бондарика, и финансирование оскудело. К тому же, судимость очень мешала политической карьере этого националиста. Он принялся продвигать своего отца, который отнюдь не является поклонником идей сына, но слушался, и покорно шел на выборы всех уровней, неизменно их проигрывая.
Представители братьев Шевченко, по слухам, связь с Бондариком не утратили и, кто знает, не воскресят ли они это сотрудничество в преддверии новых выборных кампаний. Пока сведений об этом нет, в последнее время Бондарик разъезжал по регионам, работал на выборах как неплохой и энергичный специалист по пиару. А в Петербурге Юрий Беляев продолжает попытки объединить надежду российских экстремистов - скинхедов. Весной этого года он даже организовал "съезд всех бритоголовых", мероприятие провалилось - "скины" не собрались, но лиха беда начало...
Молчание или поддержка
В этой ситуации, казалось бы, должны развить немалую активность местные власти. Московский опыт показывает, что появление у "бритоголовых" регулирующего центра, делает их крайне опасными. Чего стоит хотя бы столичный погром после матча Россия-Япония. По одной из версий, у московских экстремистов свой "мозговой центр" уже появился.
Однако в Петербурге, да и на всем Северо-Западе отношение к местным радикалам равнодушное или даже местами положительное. Особенно в этом отметился полномочный представитель президента Виктор Черкесов. Вот уж кто должен знать, в силу своей прежней должности главы питерского УФСБ, всех националистов и прижать их к ногтю. Но нет. Виктор Черкесов, похоже, позволил себе откровенно поддержать националистов.
Год назад в Петербурге разразился скандал, который быстро попытались замять. Зимой 2001 года вышел в свет местный журнал "Адмиралтейство". Журнал замечательный по набору авторов и редколлегии. В нем числились такие известные деятели националистического движения как писатель Марк Любомудров, старый активист "Памяти" и "Русского дела" Юрий Риверов. Среди людей, готовивших этот журнал к печати, были и упомянутые нами активисты националистического движения Юрий Беляев, Николай Бондарик-младший. Цитаты из этого замечательного сборника статей вряд ли могли позволить усомниться в его ориентации. Вот, например, редакционная статья за подписью еще одного активиста "Русского дела" Олега Каратаева. В ней автор делает вывод, что главные враги России - это "поляки, немцы, татары, чеченцы и евреи".
"Нерусские народности имеют совершенно иной вклад в создание Российского государства, чем народ русский. Русский народ строил свое государство тысячу лет. Другие же народы либо помогали ему в этом, либо были нейтральны, либо активно мешали (поляки, немцы. татары, чеченцы, черкесы, евреи - таких большинство!)"...
"Для того, чтобы не пугаться термина национализм, дадим такое его определение, которое часто встречается во многих работах русских правоведов прошлого и которое, на наш взгляд, не устарело и теперь: "Национализм - это наступательная государственно-строительная деятельность, основанная на идее сбережения, сохранения и приумножения нации, когда... чутье нации на ее врагов становится особенно сильным и отношение к ним - беспощадным".
В общем-то, все понятно - еще один образец национал-патриотического агитпропа, таких изданий - тьма. Удивляло другое - сам журнал обозначался его создателями как печатный орган Северо-Западного федерального округа, изданный при содействии администрации Санкт-Петербурга. Странновато конечно, националисты и тут на тебе - федеральный округ, администрация. Но не криминально, поскольку борцы за чистоту нации могли написать, что угодно. Однако, открыв журнал, первым, на что наталкивался читатель, было предисловие, автором которого значился полномочный полпред президента по Северо-Западному округу Виктор Черкесов.
В этом достаточно пространном сочинении, полпред президента писал о необходимости поддерживать издания, которые идут к читателям с "созидательными, объединяющими идеями", поскольку такие идеи способствуют "успешной реализации политики укрепления вертикали государственной власти".
В общем, пожелал Виктор Васильевич авторам журнала больших успехов с их "объединяющими" идеями. Когда журнал увидел свет, разумеется, присутствие на его страницах статьи полпреда не прошло незамеченным. Несколько либеральных изданий возмутились, потребовали объясниться. В полпредство пошли звонки с вопросами. А там поначалу ответили, что Виктор Черкесов ничего такого вообще не писал и о журнале знать не знает. Тут уж возмутились сами издатели журнала, как же не писал?
Надо сказать, что к бывшему начальнику УФСБ и полпреду президента до той зимы националисты относились весьма положительно. Называли "Васильичем" и всячески одобряли его назначение на ответственный пост на Северо-Западе. Тут, наверное, сказалось вообще любовь национал-патриотов к представителям спецслужб, которые, по их мнению, хотя бы в душе разделяют "патриотические идеи". Во всяком случае, разоткровенничавшись, местные экстремисты говорят о том, что не раз слышали одобрительные слова от ловивших их работников милиции и прочих силовых ведомств. А, по словам Юрия Беляева в спецслужбах есть их сторонники, которые просто скрывают свои убеждения.
И вот каково же было возмущение национал-патриотических лидеров, когда "Васильич" от них открестился. По утверждениям лидеров национал-патриотов, статья ими не придумана, а действительно получена во дворце на Петровской набережной. Спустя некоторое время это подтвердили и в полпредстве. Правда, по версии представительства президента, Виктор Черкесов написал это напутствие, не читая текстов, а "опираясь на намерение издателей, которые как ему сказали, нацелены на укрепление государственности и вертикали власти".
Оправдание выглядит нелепо. Матерый комитетчик даже не поинтересовался, кто издает журнал, и кто состоит в его редколлегии. И не просто подмахнул какой-то документ, а подписался под развернутым обращением. Верится в подобное с трудом. Но далее объясняться полпредство не пожелало, Виктор Черкесов к своим объяснениям лишь добавил, что "стремится обращаться к максимально более широкой аудитории", не деля ее на своих и чужих. В этой широкой аудитории, как оказалось, было много специфических персонажей, союзничество с которыми для политика - очень плохой тон.
Историю так и замяли. Между тем, вполне возможно, ошибка начинающего политика Черкесова была, что называется, оговоркой по Фрейду. На тот момент, не имея опыта публичной политики, Виктор Черкесов совершал много нелепых поступков, выдавая свои истинные мысли и черты характера.
Национал-патриоты на Черкесова с той поры обиделись, но по-прежнему уверены, что от многих сильных мира сего вполне могут получить как моральную, так и материальную поддержку. Недоумевают только местные правозащитники: почему же в демократическом Петербурге, так свободно себя чувствуют экстремисты и радикально настроенные группировки? Возможно именно потому, что местные строители вертикали не видят в их идеях большого криминала.
После 11 сентября Виктор Черкесов поделился с одной из питерских газет:
- Что касается местных экстремистских движений, то наш регион действительно более спокойный... Наибольшую угрозу представляют эмиссары различных радикальных движении и группировок, прибывающие из горячих точек планеты и пытающиеся создать у нас филиалы своих объединений. Особенно много таких попыток предпринимают граждане из бывших республик Советского Союза - им проще обосноваться у нас. При этом, решая сугубо свои политические задачи, не имеющие отношения к России, эти граждане не ограничиваются, скажем, лечением или подготовкой своих соратников. Для достижения поставленных целей они вполне способны осуществить силовую акцию и в нашем регионе - чтобы привлечь к себе внимание, получить дополнительное финансирование и т. п. Мы просто обязаны учитывать и такие возможности.
...Может, поэтому так хорошо себя и чувствуют на Северо-Западе доморощенные экстремисты, что для главного чиновника округа они кажутся куда менее опасными, чем "черные" и инородцы, против которых националисты и воюют. "