"У правительства Москвы нет претензий к французской компании Bouygues, возводившей комплекс "Атриум" на площади Курского вокзала. Об этом "Ведомостям" заявил первый заместитель мэра в правительстве столицы Владимир Ресин. Между тем следователи, ведущие уголовное дело о растрате бюджетных средств во время строительства "Атриума", считают, что в процессе работы было расхищено $43,2 млн.
Дело "Атриума" возбуждено следственным управлением при УВД Западного административного округа 28 июня. Источник в МВД заявил "Ведомостям", что дело возбуждено по факту растраты выделенных на строительство бюджетных средств. В основу дела легли материалы проверки Контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы. По информации источника, следователи считают, что Bouygues вела строительство по завышенным сметным оценкам. Контракт на проектирование и строительство "Атриума" с Bouygues заключала компания "Ингеоком КРК" - инвестор и застройщик комплекса.
"Атриум" начали возводить летом 1997 г. После кризиса 1998 г. в проект вошло правительство Москвы, инвестировав $54 млн (стоимость "Атриума" - $136 млн) и получив 40% акций. "Ингеоком КРТ" остался владельцем 60% акций комплекса.
"На данный момент у нас нет никаких сведений о возбуждении в отношении нашей компании уголовного дела", - заявил "Ведомостям" гендиректор "Ингеокома КРК" Владимир Зайцев. По его словам, версия о том, что "Ингеоком" переплачивал Bouygues, получая от него "откат", не выдерживает критики. "Наоборот, мы постоянно вели и ведем переговоры с Bouygues о снижении сметной стоимости", - говорит он.
Представители Bouygues ситуацию не комментируют.
Президент "Ингеокома" Михаил Рудяк уверен, что возбуждение дела связано с недобросовестной конкуренцией. "Кому-то хочется остановить компанию в развитии", - сказал он. Впрочем, на кого конкретно падают его подозрения, Рудяк говорить не стал.
По его мнению, говорить о нецелевом использовании $43,2 млн из $54 млн, выделенных городом, несерьезно. Он считает, что участие города было вызвано необходимостью создания трехэтажного подземного паркинга, который обошелся в $60 - 70 млн. "Если бы его строили отдельно, он окупился бы лет за 50, тогда как весь комплекс в целом вернет вложения уже через три года", - считает Рудяк. По его словам, чтобы подтвердить правильное использование средств, его компания заказала оценку сметной документации в Мосгорэкспертизе, которая оценила стоимость строительства такого комплекса даже выше чем $136 млн.
Аналитики полагают, что обвинения в завышении сметной стоимости при строительстве "Атриума" могут быть связаны с особенностями московского законодательства, по которому стоимость любого строительства с использованием бюджетных средств должна укладываться в утвержденные Строительные нормы и правила (СНИПы). Услуги Bouygues стоят дороже, чем можно платить по СНИПам. Например, средние расценки Bouygues на устройство монолитных железобетонных конструкций превышают сметные нормы Москвы более чем вдвое, а стоимость арматурной стали - вчетверо. Но при строительстве "Атриума" контрагентом от имени города выступал Департамент инвестиционных проектов строительства города (ДИПС) , распоряжавшийся тогда внебюджетным фондом, поэтому СНИПы в этой ситуации применяться не могут.
Информированные источники называют еще одну версию произошедшего. В феврале 2000 г. Рудяк разбился, катаясь на снегоходе, и долго находился в коме. Вернувшись к активной деятельности в начале прошлого года, он "понял, что многие его подчиненные не рассчитывали, что он выживет", сообщил источник, близкий к компании. Сам Рудяк подтвердил "Ведомостям", что за время его болезни руководство "Ингеокома КРК" допустило "менеджерские ошибки". "С моим возвращением только управленческие расходы сократились на $8 млн", - говорит он.
Владелец 40% "Атриума" - городское правительство сформулировало свою позицию предельно четко. "У правительства Москвы нет никаких претензий к французской фирме Bouygues, возводившей комплекс "Атриум", - заявил "Ведомостям" первый вице-мэр Владимир Ресин. А роль "Ингеокома" в строительстве он считает незначительной.
"