Вопрос поиска «нефтяной жилы» занимал, да и продолжает занимать, не одно поколение руководителей Марий Эл. Затрачена уйма времени, сил, и, главное, средств. Но нефтяные фонтаны так и не забили. Собственно, фонтанов никто и не ожидал, набрали бы для начала хотя бы майонезную баночку. Возникающий вопрос: «Бурят или дурят?» - пока открыт, поскольку ощутимых результатов как не было так и нет. Ожидание «нефти» интересно еще и тем, что деньги в «марийскую нефть» вбуханы немалые.
"Небо в нефтяных лужах
Еще в 1996 году первый президент Марийской республики Владислав Зотин искренне верил в возможное чудо. По этой причине прибывая в романтических грезах высказался, что, дескать, будет несказанно рад, если в недрах марийской земли есть нефтяные залежи, и он будет счастлив «умыться этой нефтью». При этом, кажется, даже пообещал измазать нефтежижей свой парадный костюм. Правда, общественность тогда подметила, что «нефтяным» мечтам господин Зотин предавался накануне выборной кампании на второй срок. Но политическая судьба-злодейка у г-на Зотина не сложилась и «маслянистые» мечты испарились вместе с президентом проигравшим выборы. Очевидно, все было воспринято как обычный PR-ход в горячую пору. Вскоре все утихло, политические баталии улеглись, да и в те годы инвесторов найти на этот проект не удалось.
Некоторые дотошные эксперты все-таки изучили проект, после чего назвали причины отсутствия интересов любых инвесторов. Выводы весьма банальны – даже если и есть хоть какая-то нефть в марийской земле, то ее добыча настолько нерентабельна, что и затеваться не стоит. Себестоимость, все равно, что таскаться за пачкой сигарет из Владивостока в Москву. «Рубль телушка – да пять перевоз» – вот такой бесхитростный вердикт.
Страшный прагматик г-н Кислицын, известный еще как приверженец «диктатуры кулака», в нефтяные мифы, похоже, не верил. За несколько лет его правления
Кислицын даже не заикался, во всяком случае на публике, о вероятности каких-либо нефтяных залежей, планомерно сражаясь за контроль над нефтеперегонным заводиком работающим исключительно на давальческом сырье. То шлагбаум на трассе возведет, то железнодорожную ветку перекроет. Да и будь в Марий Эл перспективные месторождения, Кислицын и компания непременно обратили бы внимание на столь заманчивый финансовый ручеек. Но ничего подобного не случилось. Хотя, говорят, попытки все же были, – создавалось некое предприятие по изучению ситуации – безрезультатно было потрачено около 100 тысяч долларов США. Не получив желаемой отдачи, на том и успокоились.
Все дело в надутых пузырях
Изменилось все и сразу, с приходом к власти Леонида Маркелова. Нефть внезапно обнаружилась через несколько дней после победы Маркелова на выборах. Уже 21 декабря 2000 года, Леонид Игоревич поделился с журналистами этой сенсацией. «Напомнив, что в Марий Эл есть нефть, новоизбранный глава республики сообщил, что намерен встретиться с нефтяными магнатами, «и в апреле-мае мы будем иметь свою, марийскую нефть» - передала в те дни телекомпания НТВ слова новоиспеченного главы региона. Заметим, что Маркелов не соврал. Ведь сказав о том, что «в апреле-мае…», Леонид Игоревич не уточнил в каком году случиться «нефтяное» счастье. «Надежды президента на выход республики из кризиса основываются и на том, что проведенные исследования показали - на территории Марий Эл обнаружено шесть небольших нефтяных месторождений. Запасы одного из них, по предварительным прогнозам, составляют около 10 млн. тонн» - подхватили печатные издания. Вообще, эти заявления послужили хорошим прологом к массированной пиар-атаке на общественное мнение и было бы несправедливо не отметить народный энтузиазм.
Видимо вдохновленные флюидами «нефтяной лихорадки» источаемые правительством, отдельные граждане не сидели без дела. Оказывается, они уже вовсю занимались разработками недр, и в отличие от говорливых чиновников имели конечный результат. Случилось это в октябре прошлого года на яранском участке нефтепровода «Сургут – Полоцк», что в Кировской области. Милицией были задержаны четверо умельцев, смастеривших чудо-устройство, позволяющее… подключиться к нефтепроводу. Все задержанные - жители Республики Марий Эл. Вот такое народное «творчество».
Тем временем, в течение нескольких недель вовсю бушевала информационная кампания. «В Марий Эл нашли нефть!!!» - наперебой шумела пресса в начале 2001 года. Разнородные эксперты и специалисты весьма красноречиво рассказывали общественности о неких залежах нефти, о которых было известно давно, но боялись сообщить, потому как «пахан» Кислицын непременно наложил бы туда свои «лапы». Аргументы, конечно, весомые, но больше попахивают политикой, нежели наличием нефти.
«Черное золото» - белый PR…
Накачивая ситуацию «радужными перспективами» руководство Марий Эл не жалело красок и образных сравнений. Заявления следовали одно «пиаристее» другого. Товарищ Бендер просто молчаливый младенец в люльке. Чтобы нечего не перепутать стоит привести парочку характерных цитат растиражированных в феврале 2001 года: «Залежи нефти в республике все-таки есть, причем высокого качества - об этом с большой долей уверенности заявил руководитель Департамента природных ресурсов и экологической безопасности Марий Эл Анатолий Пономарев». «Даже 200 тысяч тонн в год нам хватит, чтобы жить как в Эмиратах», - утверждал Пономарев. «Если сравнить с данными соседей, Марий Эл имеет больше углеводородного сырья, чем Чувашия, где результаты геологоразведки показали 71 млн. тонн, и меньше, чем Татарстан с 900 млн. тонн нефти. По мнению специалистов, себестоимость добычи нефти в Марий Эл будет 5-10 раз ниже, чем в Западной Сибири, а по сравнению с Севером - в десятки раз. Республика компактна, насыщена инфраструктурой, что снижает расходы. Невелика и глубина залегания - около 2 тысяч метров». Каково?!
И чтоб уж окончательно население уверовало в «нефтяные сказки», предлагалось создать акционерное общество: «Сейчас вопрос, как добыть нефть из марийских недр. Инвесторы уже обивают пороги республики... Пономарев предложил выпустить акции, чтобы в новом деле могли участвовать все жители республики и инвесторы на равных условиях».
Создание акционерных обществ под такие проекты, для зачинщиков дело вполне перспективное, тем более и мировая практика уже наработана. Оценивая такие заявления, хрестоматийный опыт строительства Панамского канала, это первое, что приходит в голову.
Инвесторы, не проходите мимо!
Вскоре информационная накачка «нефтяного пузыря» дала первые плоды – нефть в Марий Эл, в заявлениях лидеров и неисправимых оптимистов, била фонтаном. Даже многие чиновники уверовали в это. Президент Маркелов и вовсе заявил, что «Вторым Кувейтом Марий Эл, конечно, не станет, но на уровне Татарстана мы будем!» – такие слова, правда не совсем ясно на чем основанные, круче всяких гарантий, и в Марий Эл приехали первые инвесторы. Да не простые инвесторы, а иностранные. Известная кампания «Дацин-нефть» из дружественного Китая заинтригованная перспективами «не хуже, чем в Татарстане» одной из первых решилась и пощупала почву. Но…
Китайские специалисты весьма быстро ретировались по причине высокого геологического риска вложений в предложенные участки. Отказались они еще и потому, что сочли налоговый режим для инвесторов не выгодным. Это официальный, и вполне вежливый отказ. Но стоит заметить и другое – «Дацин-нефть» давно и плотно сотрудничает с российскими нефтедобывающими предприятиями, в том числе и обменивается информацией с департаментами безопасности разных фирм на предмет рискованных бизнес - мероприятий. Вероятно, после ознакомительной экскурсии в Марий Эл китайцы, обратились к российским коллегам из нефтедобывающих регионов. Похоже, там-то им и втолковали на счет нефтяных «фонтанов» из марийских недр. К тому же несколько российских «нефтяных акул» уже занимались этим вопросом и он давно отложен в дальний угол, как нерентабельный, если не сказать бесперспективный. Скорее всего, острожные китайцы вняли рекомендациям и интуиция их не подвела. Да и до остальных бизнесменов дошло быстро. Ведь информация корпоративного характера молниеносно расходится среди заинтересованных лиц. Особенно при запахе солидных прибылей.
Вероятно поэтому, пороги Марий Эл так и остались нетоптаными благостной поступью инвесторов. Правда, парочка иноземных фирм проявляла таки любопытство, но, насколько известно, усталые и разочарованные они отправились восвояси, оставив на память «мечтателям» лишь визитные карточки.
Сосущие из бюджета…
На этом нефтяная тема в Марий Эл практически закрылась, но только в прессе. Во всяком случае СМИ утвердительный тон, мягко сменили на тон предположительный, дескать «как было бы здорово, если бы тут нашли нефть». Мечты – мечтами, а на деле же поиски «счастья» стоически продолжаются, как, собственно, продолжается и финансирование проекта.
Тему осваивают своими силами – фирмой и аж двумя госдепартаментами. Под это дело было создано некое предприятие «Марий Ойл», рожденное в мае 2001 года. Но вот странный момент: учредителями являются отнюдь не марийские фирмы. Одна ООО «Бурнефтегаз-сервис» расположена на территории Татарстана (60% доли), а вторая «Мериадиан-Консалтинг» и вовсе в Москве (40%). Остается загадкой, почему ни одна местная фирма, ни один предприниматель из Марий Эл, и наконец обещанные Маркеловым «нефтяные магнаты» не захотели участвовать в столь заманчивом проекте?
Заявления о выпуске акций и о том, что “в новом деле смогут участвовать все жители республики», можно считать дезавуированными, поскольку «Марий Ойл» общество хоть и акционерное, но закрытого типа.
Другой не менее интересный момент – финансирование этого проекта и всех разработок. По утверждению официальной прессы Марий Эл: «Поиск нефти в Марий Эл уже профинансирован инвесторами более чем на 1 миллион долларов».
При этом, ощущая повисшие в воздухе недоверие со стороны населения, ведь результатов-то нет, чиновники выстраивают в СМИ спасительные версии: «…многие укоряют Правительство республики в том, что на поиски полезных ископаемых, и конкретно нефти, из республиканского бюджета тратятся колоссальные средства. Как оказалось, республика оплачивает лишь подготовку конкурсной и технической документации, а на поиски нефти не потрачено ни рубля. Финансирование благодаря Президенту Марий Эл и департаменту целиком и полностью происходит за счет собственных средств инвесторов» - это сказано в 2002 году. Но, странно - та же пресса ранее сообщала, хотя и в разное время, что: «Финансирование данного проекта в сумме 9 миллионов рублей на текущий год осуществляется из федерального бюджета» - заявлялось в сентябре 2001 года. А еще раньше: «если в 1999 году Москва (читай бюджет. Прим. И.К.) выделила на разведку "черного золота" 3,06 млн. рублей, то в нынешнем - уже 12,9, а в следующем ожидается 35 миллионов, из которых 20 будут затрачены непосредственно на бурение скважины» - это год 2000. Похоже, чиновники запутали дело так, что никто не в состоянии разобраться из каких источников финансируются нефтяные «разведчики». Да и где взять достоверную информацию, когда буквально все, что касается этой темы едва ли не тайна за семью печатями. Негосударственная пресса региона в эти вопросы старается не вникать – а ну опять двери спалят. А поскольку «народ хочет знать», то может быть Счетная палата РФ разберется и расставит все по своим местам и огласит, так сказать, весь список.
Вскрытие не показало
Вопросы и сомнения возникают еще и потому, что нефть в Марий Эл ищут со времен «друга всех нефтяников», то бишь товарища Сталина. Именно тогда, с 1945 по 1971 годы безрезультатно пробурили 255 поисково-параметрических скважин, а также 11 – глубоких. Проще говоря, бурили едва ли не во всех местах вероятного пребывания. Разве что площадь перед «серым домом» не тронули. По нолям.
Но чиновники возражают, что, мол, в те времена все делали не так. Возможно, технологии поиска были иные. Но опять же это не столь веский аргумент как кажется. Ведь известно, что власть КПСС имела хватку покрепче, чем у нынешних олигархов. И будь в Марий Эл нефть, то все месторождения по приказу партии, ударными темпами разработали бы за одну пятилетку, досрочно и голыми руками. Впрочем, чиновники всегда найдут возможность доказать необходимость осуществления любого проекта, было бы подписано финансирование. Например, искать «теоретически возможную» нефть на настоящие деньги. "