"Несмотря на то, что следующий политический сезон начнется не раньше, чем через два месяца, уже сегодня ясно, что его лейтмотивом станет вопрос о третьем губернаторском сроке Владимира Яковлева.
Все остальное - борьба с коррупцией, выборы в ЗакС, 300-летие и пр. - будет иметь серьезное значение лишь постольку, поскольку поможет - или помешает - решению этого ключевого вопроса.
Напомню, что всероссийская свистопляска с третьим сроком началась в 2001-м году, когда федеральный центр был вынужден срочно скорректировать закон 1999-го года, ограничивавший власть глав субъектов РФ двумя сроками. Причиной корректировки явилось категорическое заявление президента Татарстана Минтимера Шаймиева о намерении, несмотря ни на что, баллотироваться в третий раз.
В образовавшуюся законодательную "щель" впоследствии "просочились" еще 68 региональных лидеров, в том числе губернатор СПб.
Дальнейшее, впрочем, подтвердило ту давнюю истину, что "единого правового пространства" на политических просторах империи - пусть даже и прикрывшей свой авторитарный срам многочисленными фигово-демократическими листками - нет и быть не может.
Когда глава Якутии Михаил Николаев пожелал было повторить "фокус Шаймиева", недогадливому президенту Сахи очень быстро и наглядно объяснили, в чем состоит отличие якутского "быка" от татарстанского "Юпитера".
Политико-правовая ситуация, в которой пребывает ныне губернатор СПб Владимир Яковлев, почти полностью идентична "якутской" - явно неугодный Кремлю региональный лидер, за которым стоят отнюдь не гордые духом татары или чеченцы, а весьма тихие петербуржцы, и в местном законодательстве которого зияет такая досадная для него "дыра", как п. 5 ст. 41 Устава города. Где, напомню, черным по белому написано: "Одно и то же лицо не может быть губернатором Санкт-Петербурга более двух полных сроков подряд".
И в довершение всего, как насмешка, - федеральный закон, скроенный "под Шаймиева" и вроде бы разрешающий Яковлеву в третий раз попытать избирательного счастья...
С одной стороны, конечно, федеральное законодательство в нашей стране приоритетно перед законодательством регионов. И это в данном случае вроде бы на руку Владимиру Яковлеву, коль скоро он решится выставить свою кандидатуру в третий раз.
Однако, с другой стороны, известно, что политическая воля Кремля по факту приоритетна перед практически любым законодательством любого уровня. Что, собственно, и подтвердила поучительная история с президентскими выборами в Якутии.
Кроме того, федеральное законодательство можно в любой момент в очередной раз скорректировать.
Уже сейчас в недрах Конституционного суда РФ лежит и ждет своего часа иск группы депутатов Госдумы, требующих отмены всех неконституционных, по их мнению, законодательных поправок, которые позволяют региональным лидерам фактически баллотироваться на третий, а то и на четвертый срок.
Но даже в том случае, если в Конституционном суде случится заминка, соответствующую поправку можно буквально в два счета провести через Федеральное собрание: достаточно будет едва заметной кремлевской отмашки.
Тем более что Минтимер Шаймиев уже благополучно избрался на третий срок и теперь самое время вспомнить про "единое правовое пространство" и прочие священные вертикально-державные материи.
Если же принять во внимание, что главный кремлевский телеканал - ОРТ - уже открыто позиционирует главу Ленэнерго Андрея Лихачева как главного специалиста по вопросам петербургского хозяйства, а также то, что Владимира Яковлева фактически оттеснили от всей федеральной части готовящихся торжеств по случаю 300-летия города, заменив вице-премьером Валентиной Матвиенко, - вряд ли стоит сомневаться в серьезности намерений президента РФ Владимира Путина относительно дальнейшей судьбы его тезки и экс-коллеги по работе в Смольном.
Таким образом, оставшееся в его распоряжении время Владимиру Яковлеву куда полезнее потратить не на "битву за ЗакС", не на внесение "третьесрочных" поправок в Устав города и не на заведомо карикатурный PR губернаторского вклада в светлый праздник 300-летия города.
Действующая городская власть имела бы куда больше шансов сохранить за собой хотя бы часть позиций, если бы уже сейчас начала подготовку "ельцинского" сценария ухода, заключающегося в смене правителя лояльным преемником.
Правда, и здесь выбор у Владимира Яковлева невелик.
Среди городских лидеров, обладающих самостоятельным политическим весом, в лояльности губернатору Яковлеву замечена лишь депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева, которая активно вместе со своей "Партией развития предпринимательства" готовится дать бой антияковлевской коалиции на выборах в ЗакС.
Однако делать вывод о том, что Владимир Анатольевич рассматривает Оксану Генриховну как свою политическую наследницу, на сегодня никаких оснований нет.
За вычетом Дмитриевой в резерве у Яковлева остаются непосредственные подчиненные. Однако для того, чтобы всерьез "раскрутить" к 2004-му году кого-то из нынешних вице-губернаторов, необходимо уже сейчас начать позиционировать его в качестве ключевой фигуры в администрации, реально управляющей всем городским хозяйством. Самому Яковлеву при этом придется демонстративно отодвинуться в тень.
Создается, впрочем, ощущение, что к такому, рационально-прагматическому взгляду на ситуацию сегодняшняя городская власть попросту не готова.