Прокуратура республики завершила расследование уголовного дела в отношении представителя МИД России в Марий Эл Анатолия Царегородцева, вызвавшего большой общественный резонанс. Работнику Министерства иностранных дел предъявлено обвинение в вымогательстве взятки в размере 160 долларов США у предпринимателя. Уголовное дело с обвинительным заключением на днях направлено в суд. Срок заседания служителей Фемиды пока еще не определен.
"Aнатолий Царегородцев был взят под стражу в начале мая. Практически в то же время в суде слушалось дело еще одного высокопоставленного чиновника, обвиненного во взяточничестве, председателя Центральной избирательной комиссии республики Юрия Петрова. Как уже известно, суд не обнаружил в действиях Петрова состава преступления. Какова будет судьба Царегородцева, предположить сложно.
События вокруг сотрудника МИДа развивались так. Анатолий Царегородцев, заключенный под стражу, направил жалобу в адрес прокурора республики, российский МИД и Приволжский округ, в которой утверждал, что его подставили. В письме говорится, что к нему на прием пришла предпринимательница С., директор одной из туристических фирм. Ее мало известная в Йошкар-Оле фирма, занимавшаяся отправкой людей на работу за границу, еще год назад была зарегистрирована на консульское обслуживание в представительстве. Предпринимательница обратилась с документами на четырех человек для оформления загранпаспортов. По документам стало ясно, что два человека имеют неснятую судимость. В конечном итоге был оформлен только один паспорт из четырех заявленных, к которому претензий у консульского отдела представительства не возникло. Как пишет Анатолий Царегородцев, 3 мая С. вновь напросилась к нему на прием, и "наш разговор был начат со странной словесной благодарности", хотя, по сути, благодарить было не за что. Предпринимательница предъявила документы еще на двух работников своей фирмы. Анатолий Царегородцев проверил их, сделал отметки и положил на бумаги, которые лежали на рабочем столе. Через десять минут в его кабинет ворвались сотрудники Управления ФСБ по республике, заломили руки за спину, надели наручники и обвинили в получении взятки. Они начали обыск и в этой стопке с документами нашли конверт со 110-ю долларами, заявив, что эти деньги Анатолий Царегородцев вымогал у С. Представитель МИДа заявил, что впервые видит найденные доллары. Доллары, похоже, тоже видели его впервые. На купюрах, обработанных специальным составом, отпечатков пальцев Царегородцева не было обнаружено, так же, как и на руках Царегородцева - спецсостава. Это подтвердила видеосъемка. (Кстати, не совсем понятно, почему фигурируют разные суммы долларов, обнаруженных при обыске, и в обвинительном заключении).
Обыски продолжились в квартире и гараже. Причем понятых оперативники привезли откуда-то с собой, объяснив супруге Царегородцева, что приглашать соседей, наверное, для нее будет неловко. В гараже в старых вещах были обнаружены патроны от "мелкашки", которые не подходят к ружью Царегородцева "Магнум". По мнению его жены, патроны были подкинуты.
Если это подстава, естественно возникает вопрос: а кому оно нужно? С региональными и федеральными властями у представителя МИДа складывались хорошие отношения. Представительство, возглавляемое Царегородцевым, входило в пятерку лучших в России. Но с другой стороны, российские коллеги ведут себя довольно странно: не было вообще никакой реакции на то, что произошло. Не исключено, что внимание привлекла престижная и непыльная должность Царегородцева, потому его и убрали.
Но кто-то предполагает, а прокуратура располагает. Ясно, что следствие считает вину Царегородцева доказанной, иначе документы не отправились бы в Верховный суд республики. Комментировать ход следствия и жалобы представителя МИДа прокурорские работники пока отказываются. Это неудивительно: дела о взяточничестве считаются самыми труднодоказуемыми, а потому любая утечка информации может повлиять на ситуацию, и человек уйдет от ответственности. Мнение прокуратуры прозвучит в суде, а далее обеим сторонам остается уповать только на справедливость решения. "