"В Белоруссии осталось огромное количество советского оружия и боеприпасов. Пожалуй, их даже больше, чем у других экс-советских республик - как-никак бывший западный рубеж СССР. Поэтому вполне логично выглядят попытки пополнить бюджет за счет распродажи ненужных излишков старого советского вооружения, которое молодой белорусской армии в таких количествах все равно не нужно. Другой вопрос - как именно это делать. Администрация Лукашенко подошла к этому вопросу своеобразно: не важно кому продавать; главное - чтобы покупали. Неудивительно поэтому, что среди основных покупателей белорусского оружия оказались представители различных мусульманских стран и сомнительных политических движений. К советскому оружию они давно привыкли, ну а если продавец не брезгует "грязными" деньгами, то ему и карты в руки...
Шведский эксперт по странам бывшего Варшавского договора Симон Вецеман назвал Белоруссию одной из самых таинственных стран в деле торговли оружием. По его словам, "все это делается настолько безответственно, что даже невозможно понять, как". В любом случае шведский политолог и военный исследователь Вецеман считает, что в условиях авторитарного режима страны, подобные поставки оружия исламским экстремистам необычайно правдоподобны.
Ссылаясь на собственные источники в западных спецслужбах, эксперты утверждают, что за подобными сделками с мусульманскими террористами не может не стоять лично Александр Лукашенко.
Первый и самый крупный покупатель белорусского оружия - это, конечно, Ирак. Контакты между Белоруссией и Ираком то совершаются в глубочайшей тайне, то осуществляются не просто публично - демонстративно. Так, в апреле нынешнего года Александр Лукашенко в своей резиденции в Минске принял министра финансов Ирака Хикмата аль-Аззауи. Последний несколько дней находился в республике с официальным визитом и принимал участие в межправительственной белорусско-иракской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. И эта встреча проходила на фоне лихорадочных приготовлений США к полномасштабной войне против Багдада. В этом смысле посещение столь высокопоставленным иракским политиком Беларуси, равно как и активное афиширование его деятельности в Минске, выглядит вызывающе. Тогда же, кстати, началось и знаменитое обучение очередной группы иракских офицеров-зенитчиков в Белорусии. Спецслужбы США в ответ предоставили Конгрессу данные о том, что еще в 2000-2001 годах Белоруссия поставляла в Ирак через третьи страны системы ПВО. Очевидно, использовать именно эти системы сейчас и учатся в Минске иракские курсанты. Все это привлекло бы большее общественное внимание, если бы не оказалось заслонено происходящей в Афганистане международной операцией.
Американцы, впрочем внимание привлечь все-таки постарались. Официальный представитель американского внешнеполитического ведомства Ричард Баучер опубликовал заявление, в котором говорилось, что "Соединенные Штаты очень серьезно относятся к сообщениям о передаче вооружений странам и организациям, поддерживающим или поощряющим терроризм. Мы используем различные меры для противодействия подобного рода деятельности, включая... применение санкций там, где это необходимо". Это как раз о Белоруссии, экспортирующей оружие в обход действующих резолюций ООН. Говорится там и о подготовке белорусскими специалистами иракских расчетов для работы с зенитно-ракетными комплексами.
"Фишка" происходящего состоит в том, что в случае с поставками комплексов ПВО и прочей высокотехнологичной продукции военного назначения, речь зачастую идет о банальном реэкспорте вооружений уже не советского, а российского производства. Как тут не вспомнить неприятную историю пятилетней давности, когда, заполучив новейшие образцы российского оружия по льготным ценам, белорусский союзник устроил неприятную для "старшего брата" выходку - реэкспортировал полученное от Москвы оружие в Ливию. Впоследствии это оружие чудесным образом оказалось у чеченских сепаратистов. Результатом этого тогда стал тихий, но очень сильный скандал. Москва жестко потребовала от Минска усилить контроль за перемещением российского вооружения. Причем продажу оружия с белорусской стороны контролировал тогдашний госсекретарь белорусского Совбеза Виктор Шейман - человек, имя которого связывают также и с серией загадочных исчезновений деятелей белорусской оппозиции.
В случае с Ираком история с реэкспортом российского оружия фактически повторилась. ВВС Ирака купили у Белоруссии радарно-локационные станции, модернизированные средства ПВО и оборудование связи, которое позволило повысить эффективность и возможности иракских ВВС и ПВО. Все оборудование было доставлено в Ирак контрабандой, и установлено на месте белорусскими специалистами, которые потом сдали "объекты" китайским инженерам. Но это еще не самое "веселое". Белоруссия поставила в Ирак также и ракетные системы ПВО С-300. Понятно, что в случае вооруженного конфликта Ирака и США, американские ВВС наибольшие потери понесут именно от этого оружия российского производства.
Но и это еще не все. В 1995 году в обход санкций ООН против Ирака, агентам этой страны были проданы специализированные танки с алмазными рабочими инструментами, которые используются в производстве компонентов ядерного оружия. В конце 1998 года президент Лукашенко снова тайно нарушил санкции ООН, продав Багдаду оборудование, в состав которого входили приборы, необходимые в производстве оптических систем наведения для ракет большой дальности, которые предназначались для ударов по Израилю. И это только те факты, которые имеют документальное подтверждение.
Белорусско-иракское сотрудничество в области ПВО и смежных вооружений является всего лишь частью тесных связей между двумя странами. Незаконные операции между Белоруссией и Ираком задокументированы комиссией по инспектированию вооружений ООН и отображены в докладе, который в прошлом году в июне подготовили специалисты в рамках Висконсинского проекта по контролю над ядерным оружием (Wisconsin Project on Nuclear Arms Control). Однако они, похоже, просто не успевают за стремительным развитием событий.
Ирак - отнюдь не единственный покупатель белорусского оружия на Ближнем Востоке. Еще в прошлом году Моссад обнародовал информацию о том, что Белоруссия поставляет оружие исламским экстремистам. Все началось с того, что израильские спецслужбы начали разбираться, отчего это палестинцы стали все реже и реже использовать для обстрелов территории еврейского государства минометы собственного производства, а перешли на импортные. Перехваченная крупная партия этого оружия позволила воссоздать цепочку "производитель - покупатель". Тогда-то впервые по оценкам израильских и европейских специалистов по торговле оружием Белоруссия была названа крупнейшим поставщиком оружия и боеприпасов мусульманским экстремистам на Ближнем Востоке и на Балканах. И неудивительно: только за последние 6 месяцев 2001 года Белоруссия заключила сделки по продаже оружия арабским странам, палестинцам, и албанским боевикам на общую сумму более 600 миллионов долларов. Это, конечно, не серьезная техника, а так, "мелочевка" - 120-мм минометы, ручные противотанковые и противовоздушные ракеты, автоматическое оружие и боеприпасы к нему, противотанковые мины, взрывчатка.
Для такого рода поставок Белоруссия использует подпольные каналы контрабанды оружия. С помощью бывшего заместителя министра обороны Хорватии Либо Рожеса белорусские "коммивояжеры" создали и контролируют разветвленную сеть продажи оружия на Балканах и Ближнем Востоке. Рожес оперирует из хорватской столицы, Загреба, где он создал центр подпольной торговли оружием еще в середине 90-х годов, во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине. Тогда он продавал оружие всем сторонам конфликта - сербам, хорватам, боснийцам, - и наладил множество контактов среди международных поставщиков. В последние же пару лет вся его сеть поступила в распоряжение Белоруссии, и именно через Рожеса агенты договариваются с клиентами и осуществляют сделки.
Что касается Сирии, то белорусский президент даже не стремится скрывать свою помощь в модернизации ее военного потенциала. "Как бы сильно нас за это не ругали, - сказал Лукашенко в одном из выступлений, - мы будем и дальше помогать Сирии в военном плане, потому что они нам обещают помочь в том же".
Отдельный вопрос во всей этой истории - куда направляются и на что расходуются полученные от полуподпольной торговли оружием деньги. Специальным президентским указом эти доходы выведены за рамки государственного бюджета. Министр финансов Белоруссии открыто признался, что ни копейки от продажи оружия в бюджет не поступало. То есть Белоруссия, которая по международной статистике вошла уже в десятку крупнейших торговцев оружием, не имеет денег от этих контрактов в собственных банках! Миллиарды долларов "растворились в пространстве". При этом все без исключения попытки подключить правоохранительные органы к расследованию обстоятельств использования денег, вырученных от продажи оружия, оказались безуспешными.
Понятно, что значительные суммы из "оружейных" фондов белорусского президента были потрачены на прошлогоднюю избирательную кампанию. Значительные, но явно далеко не все. Где искать белорусские "оружейные" капиталы; какая часть этих денег попала в Россию, и что эти деньги там делают - тема нашего следующего расследования. "