"Прежний двухпалатный карельский парламент весной нынешнего года приказал долго жить. Согласно утвержденной им в долгих спорах новой редакции Конституции северной республики избраны депутаты карельского Законодательного собрания третьего созыва, которые будут работать в составе одной палаты, но в разном качестве. Треть из них (19 из 57) стали как бы профессиональными функционерами, действующими на освобожденной основе и получающими за свою законотворческую деятельность постоянную зарплату. Остальные теперь присоединяются к ним, собираясь на общие двухдневные заседания раз в месяц для обсуждения и утверждения уже подготовленных законодательных актов.
Внешне подобная структура обновленного парламента очень напоминает те же две палаты, но, по сути, все действительно кардинально изменилось. Раньше выборы в "профессиональную" палату республики и не освобождавшую депутатов от основной работы палату представителей проводились параллельно на основе всеобщего голосования избирателей, что делало "республиканцев" более независимыми в отношениях с местным правительством. Именно та профессиональная палата, по статусу считавшаяся нижней, доставляла особенно много хлопот исполнительной власти, весьма критично рассматривая ее порой сыроватые инициативы. Впрочем, как раз такой подход позволял многие из них доводить до ума, пусть в горячих дискуссиях, но с учетом разнообразной палитры мнений. За подобную самостоятельность (иногда - открытую несговорчивость) палата республики даже считалась оплотом оппозиции.
Созревшая в недрах карельского правительства идея своеобразного "конституционного" переворота, в частности, преследовала цель устранить сложившуюся прежде форму парламентаризма, оцененную чиновной бюрократией как не очень конструктивную. Ставка была сделана на фактически двухступенчатую систему прохождения кандидатов в депутаты с более весомым "профессиональным" мандатом. Судя по всему, она полностью себя оправдала.
Еще в ходе недавней предвыборной кампании в республике при поддержке структур исполнительной власти сложился избирательный блок "Согласие-40", объединивший кандидатов в депутаты, ориентированных на тесное сотрудничество с правительством под председательством Сергея Катанандова. В итоге и сам Катанандов добился убедительной победы, уже в первом туре выборов став согласно новой Конституции главой Карелии (своего рода - президентом), и большинство его сторонников без труда прошло в республиканский парламент, выбив из числа претендентов на депутатство многих сильных представителей оппозиции. Успех этой сплоченной команды оказался настолько внушительным, что в нынешнем Законодательном собрании РК центристские силы составили его основное ядро - пожалуй, более крепкое, чем в российской Госдуме.
Убедившись в прочности своих позиций, эти силы уже на первых заседаниях парламента провели ряд важных решений, определяющих его будущую и столь желанную исполнительной власти "конструктивность". Прежде всего в текст Конституции сразу была внесена, казалось бы, несущественная поправка о количественном составе оставляемых для работы на постоянной основе депутатов. Сначала предполагалось, что их число не может быть "менее половины" всего депутатского корпуса, теперь твердо уточнено: не "более половины", из чего логично последовала принятая уже в рабочем порядке оптимальная формулировка - значит "треть". Таким образом, от участия в освобожденной депутатской деятельности отрезаны претенденты, не очень-то искавшие раньше общий язык с администрацией правительства, министерствами и ведомствами. А в число 19 "профи" на ключевые посты в парламентские комитеты и комиссии чуть ли не списком избраны достаточно лояльные в отношениях с исполнительной властью председатели и их замы.
Серьезной проверкой на конструктивность карельских парламентариев стала одна из первых инициатив вступившего в должность главы республики Сергея Катанандова о внесении поправок в закон о республиканском бюджете на 2002 год. Речь шла о распределении дополнительных доходов: 50 млн. руб. предложено было добавить на капитальные расходы по разделу "Промышленность, энергетика, строительство", столько же направить на увеличение доли правительства в уставном капитале банка "Онего", еще 20 млн. руб. выделено на финансовую помощь муниципальным образованиям, были учтены и целевые субвенции бюджету Петрозаводска на ремонт городских дорог к грядущему 300-летию столицы Карелии.
Самой щепетильной позицией в этом списке оказалась идея поддержки банка "Онего", который иные оппоненты считают карманным "финансистом" правительства. Однако начавшаяся было дискуссия по поводу зыбких перспектив местного банка довольно быстро заглохла, а стойкое парламентское большинство проголосовало за принятие предложенного законопроекта в первом чтении.
Похоже, такая же легкая судьба ждет и все еще вызывающую некоторые вопросы новую структуру карельского правительства, которую Законодательное собрание должно утверждать на следующем заседании. Одно дело, когда заявляется сокращение прежних госструктур в форме их слияния и устранения параллелизма в работе: так, Министерство внешних связей объединяется с Минэкономики под общим флагом "экономического развития", отдельно существовавшие службы социальной защиты, труда и занятости тоже вливаются в одно ведомство… Другое дело, когда неизвестно откуда выплывает идея создания совершенно нового, весьма странного для регионального уровня целого Министерства по делам печати, информатизации и связям с общественностью.
Не будем сейчас уточнять, зачем властям понадобилось подобное "министерство правды", как его уже окрестили злые языки. Важнее обратить внимание на то, что былой парламент разнес бы эту затею в пух и прах. А вот обновленный состав депутатского корпуса скорее всего ее поддержит, как это уже случилось на предварительных слушаниях в комитетах и комиссиях. Тут сам собой напрашивается вывод о дальнейшем укреплении вертикали исполнительной власти, что вполне соответствует общероссийским тенденциям.