Результатом прошедшего недавно годового общего собрания акционеров Национального торгового банка стала полная смена состава совета директоров банка: все места в нем заняли топ-менеджеры АО "АВТОВАЗ" и Внешэкономбанка. И хотя в НТБ и на ВАЗе воздерживаются от комментариев, вывод из этого события можно делать уверенный.
Смена совета банка в пользу менеджеров АВТОВАЗа и ВЭБ может означать только одно: эти две структуры купили Национальный торговый банк.
"А был ли план?
Появлению официальной информации о вхождении в совет директоров топ-менеджеров ВАЗа и ВЭБ предшествовала волна интенсивных слухов о покупке московским «Внешэкономбанком» НТБ и «Автомобильного банкирского дома». В очень неофициальных беседах некоторые источники «Дела» признали, что соответствующие переговоры имели место, однако от официальных комментариев отказались. Тем не менее после всех этих разговоров вдруг выяснилось, что Внешэкономбанк приобрел, кажется, более 5% акций АВТОВАЗа, а НТБ, кажется, стал банком АВТОВАЗа и ВЭБ. Относительно судьбы Автомобильного Банкирского Дома пока ничего не известно.
Судя по всему, мы стали свидетелями попытки реализации некой комбинации, которая в первоначальном виде не состоялась. Впрочем, возможно и другое,
- она еще не закончена.
Висторопский и другие
По итогам собрания акционеров в состав совета директоров НТБ вошли девять человек: Владимир Каданников, Виталий Вильчик, Алексей Николаев, Николай Ляченков, Михаил Москалев, Галина Казакова, Николай Косов, Алексей Акиньшин, Владимир Яценко. Николай Косов – первый заместитель председателя Внешэкономбанка, Алексей Акиньшин – директор дирекции валютно-финансовых операций Внешэкономбанка, Владимир Яценко – руководитель аппарата председателя банка. Ревизионная комиссия банка теперь состоит из Юрия Степанова, Николая Хатунцова, Василия Кирпичева (он тоже работает во Внешэкономбанке). Здесь надо отметить, что во Внешэкономбанке директором дирекции по развитию и планированию работает бывший менеджер АвтоВАЗа Эркин Норов.
Кроме того, собранием были внесены изменения в устав банка, а также изменения и дополнения в эмиссионные документы. Несмотря на столь радикальные
перемены, состав менеджмента банка остается без изменений. НТБ по-прежнему возглавляет Виталий Вавилин.
Напомним, что к началу 2002 года совет директоров Национального торгового банка состоял из Виталия Вавилина, Михаила Вайнштейна, Александра Висторопского, Ирины Гендель, Владимира Гусева, Валерия Лотина, Бориса Флигиля, Равиля Шакирова и Игоря Шитарева. При этом крупнейшими акционерами НТБ на 1 января 2002 года являлись Виталий Вавилин (11%), Михаил Вайнштейн (6%), Александр Висторопский (17%), Ирина Гендель (12,7%), Валерий Лотин (4,2%), Равиль Шакиров (3,6%), Игорь Шитарев (2,967%), Владимир Гусев - генеральный директор ЗАО "Тольяттистройзаказчик" (ЗАО принадлежало 15,55%), ФИК "Соверен"
(14,41%). Отметим, что Александр Висторопский работает в должности заместителя директора дилерской сети АВТОВАЗа по СНГ и, что особенно интересно, к началу 2002 года являлся акционером не только НТБ, но и ООО КБ "Потенциал" (11%), ЗАО "Лепта-Банк" (19,718%), ОАО ИК "Экополис-Приморский" (19,31%) и ООО "МагТолМет" (12,5%).
Очевидно, что взаимодействие НТБ и АВТОВАЗа - не новость. С другой стороны,
назвать отношения Виталия Вавилина и его партнеров с автозаводом ровными сложно. В этом смысле говорить о покупке АВТОВАЗом НТБ как об ожидаемом событии не приходится.
Наследие прошлого
Можно спорить о том, является ли НТБ "прямым потомком" некогда крупнейшего в Тольятти, но рухнувшего после кризиса Росэстбанка. Однако факт остается фактом: создавшие НТБ в его нынешнем виде руководители и владельцы банка - бывшие владельцы и руководители Росэстбанка. Учитывая, что именно личные связи, помноженные на деловой авторитет, и определяют во многом взаимоотношения АВТОВАЗа с партнерами, проследить историю связей Росэстбанка с ВАЗом будет не лишним.
До 1998 года АВТОВАЗ тесно работал с Росэстбанком. Хотя объемы средств, которые завод размещал в банке, и объемы кредитования никогда не озвучивались, можно не сомневаться: предприятие было одним из крупнейших клиентов банка. В 1998 году отношения между партнерами, как признавали сами руководители Росэстбанка, ухудшились. По словам Виталия Вавилина, "был период какого-то временного охлаждения отношений с АВТОВАЗом - он поддался панике и начал заворачивать все платежи в собственный "Автомобильный Банкирский Дом". Потепление совпало с переговорами о слиянии Росэстбанка с "АБД". В ноябре 1998 года руководители АКБ "Росэстбанк" и КБ "Автомобильный Банкирский Дом" официально объявили о начале слияния. Первый вице-президент АО "АВТОВАЗ" Николай Ляченков заявлял даже в этой связи, что новый финансовый институт будет избавлен от недостатков обоих банков и объединит их достоинства. Среди достоинств Росэстбанка топ-менеджер ВАЗа называл отработанные технологии, торговую марку и положение на рынке. Среди недостатков - стремление к высокой прибыльности, что, по словам Ляченкова, "мешало в отношениях с АВТОВАЗом и другими корпоративными клиентами". Среди достоинств "АБД" назывались четкая система и опыт работы с заводом, среди недостатков - недостаток технологий, низкая рыночность, ведь банк тогда был, по сути, расчетным центром ВАЗа.
АВТОВАЗу должно было принадлежать сначала 50%, потом 25% акций нового, объединенного банка. Были сделаны и конкретные шаги - в совет директоров Росэстбанка вошли руководители "АБД" Наталья Афонина и Михаил Зильберштейн. Объединенный банк с уставным капиталом в 500 млн рублей и валютой баланса в 3 млрд рублей, который должен был стать опорным банком завода, по обоюдному согласию сторон собирался возглавить Виталий Вавилин.
Однако слияния не произошло. Если в декабре 1998 года в реальности альянса были уверены практически все, в феврале 1999-го стало ясно, что ничего не будет.
"Мне кажется, мы преодолели все проблемы, но вопрос встал на уровне личностных отношений", - сообщил тогда "Делу" Виталий Вавилин. По его словам, кому-то из основных учредителей объединенного банка, видимо, АВТОВАЗу, постоянно что-то не нравилось.
Объединение не состоялось, и Росэстбанк снова потерял счета завода, что, можно предположить, не лучшим образом отразилось на судьбе банка, учитывая, тем более, разворачивавшийся в стране кризис. Менеджеры Росэстбанка, не надеясь больше на завод, перевели активы в НТБ. Этот банк во главе с Виталием Вавилиным с заводом совсем уже никак не работал, даже с его дилерами.
Однако время лечит, и через год в состав акционеров и совета Национального торгового банка вошел менеджер ВАЗа Александр Висторопский. И вот теперь - весь совет директоров НТБ составляют менеджеры автозавода.
Что инициировало и подтолкнуло дальнейший процесс возрождения отношений Виталия Вавилина и его партнеров с АВТОВАЗом, сказать, конечно, сложно. Руководство и ВАЗа, и НТБ от комментариев пока воздерживается,
так что информация о причинах и цели сделки и другие подробности остаются неизвестны. Но и без комментариев участников можно почти с уверенностью сказать, что продажа ВАЗу и ВЭБу - более чем удачный сценарий для НТБ.
Новый этап
Национальный торговый банк занимает сегодня далеко не последние места на региональном финансовом рынке, хотя и далеко не первые.
НТБ закончил 2001 год с валютой баланса 1135 млн рублей - это 7-е место из региональных банков, собственным капиталом в 107 млн 427 тыс. рублей (11-е место), объемом кредитного портфеля - 802,7 млн рублей (6-е место), прибылью - 8 млн рублей (10-е место).
Лучшими этим показателям мешает стать отсутствие у банка крупных акционеров-клиентов, которые могли бы обеспечить его объемами и возможностями для кредитования. Интеллекта и опыта менеджеров, к сожалению, бывает недостаточно для значительного роста. Менеджеры и акционеры банка неоднократно пытались привлечь в банк дополнительные средства и новых акционеров. И это у них все-таки получилось. Тем более что НТБ был банком, который удобно покупать: он доступен благодаря отсутствию крупных "системных" акционеров, не слишком дорог, но в то же время стабильно работает, развивается и не имеет особых проблем.
Как изменится судьба банка после вхождения АВТОВАЗа, однозначно говорить пока сложно. Но перемены, по крайней мере, обещают банку новый этап развития.
"