"Если опустить полунормативную лексику, то Быков был назван кандидатом от криминала, сумевшим купить всех судей и почему-то адвокатов (очевидно, имелись в виду прокуроры), Пимашков поименован "кандидатом от шашлычников", тупым показушником, страдающим алкоголизмом и погрязшим в воровстве и взяточничестве", Усс "наглым еврейским стукачом, прохвостом и кандидатом от номенклатуры".
На листовке были изображены портреты этих политиков, а также четко не идентифицируемый с кем-либо из ведущих политиков силуэт четвертого кандидата, которого, по замыслу авторов листовки, и надлежит поддерживать на предстоящих 8 сентября выборах.
Избирателям предлагалось внимательнее следить за избирательной кампанией - это позволит им увидеть искомого политика. Вряд ли эта листовка серьезно изменит отношение избирателей к вышеперечисленным политикам. Она сделана в подчеркнуто "чернушном" стиле и скорее вызывает недоверие именно к анонимному кандидату, якобы стоящему за этой листовкой. Похоже, что целью этой акции стало тестирование основных кандидатов на их сопротивляемость "грязным технологиям". Но поскольку до сих пор избирательная кампания проходила довольно спокойно, эта листовка стала главной темой для красноярских средств массовой информации. Кроме того, организаторы этой акции попытались выяснить, каковы пределы допустимого в борьбе за пост губернатора.
Любопытно, что акция была проведена только на территории Красноярска. 200 тысяч листовок (такое число называют в местной прессе) были разнесены по подъездам, большей частью снабженными замками - частично кодовыми, частично обычными, - то есть распространителям листовок нужно было не только знать шифры, но и нередко иметь собственные ключи от подъездов. Похоже, что это повергло в шок мэра Петра Пимашкова, который вместо того, чтобы попытаться объяснить причины и подоплеку происшедшего, ограничился причитаниями о том, что он ничего не боится и вообще имеет безупречную репутацию. Возможно, нервная реакция Пимашкова помимо прочего объяснялась и тем, что мэр ощутил себя в ловушке - получалось, что либо его люди организовали эту акцию, либо Пимашков не контролирует ситуацию в городе.
Вопрос о том, кто же все-таки стоит за акцией с листовками, продолжает будоражить умы красноярской элиты. Дело в том, что организационные ресурсы всех ведущих кандидатов были в этот момент сосредоточены на сборе подписей.
Возможно, ключ к разгадке найдется не в Красноярске, а в Иркутске. Дело в том, что утром 24 июня в краевой центр прибыл представитель иркутской ЛДПР Николай Оскирко. Год назад он использовал аналогичную технологию во время выборов иркутского губернатора, распространив листовку с портретами трех конкурентов и указав избирателям, что есть еще некий четвертый кандидат, за которого и следует голосовать. Проверить версию "иркутского следа" в принципе не составляет особого труда - достаточно лишь найти в Красноярске или за его пределами типографию, где был изготовлен тираж листовок.
Но в любом случае понятно, что Оскирко останется маргинальной фигурой и эта акция вряд ли добавит ему голосов. Какие же могут быть последствия произошедших событий для более серьезных политиков?
Очевидно, что тема "черных технологий" позволяет отвлечь внимание избирателей от более насущных проблем. Например, от острого бюджетного кризиса (в бюджет заложен дефицит в 3,5 млрд. руб., реально же он может составить до 7 млрд. руб.), коррупционных скандалов в краевой администрации (недавно за получение взятки был задержан вице-губернатор Суладзе), повышения тарифов на транспорт и жилищно-коммунальные услуги.
Уход от темы тяжелого экономического положения края и угрозы социального кризиса в плоскость виртуальных технологий - вот прием, который по-прежнему остается самым эффективным способом, позволяющим манипулировать общественным мнением и настроениями избирателей. "