"Главный российский железнодорожник заметно нервничает. В минувшую субботу он даже созвал внеплановую пресс-конференцию, на которой обвинил Генпрокуратуру России в "дискредитации власти". Под властью Николай Аксененко, надо полагать, имел в виду себя, любимого. А дискредитацией посчитал вызов на допрос и предъявленное ему обвинение в злоупотреблении служебным положением. Правда, Николай Емельянович с завидным упрямством делает вид, что никакого уголовного дела против него не возбуждено и даже пообещал вчинить иски тем средствам массовой информации, которые поспешили об этом сообщить. Но в таком случае господину Аксененко придется судиться заодно и с самим генпрокурором Владимиром Устиновым, который подтвердил факт проводимого в отношении руководства МПС уголовного расследования. Устинов также заявил о решимости не останавливаться на полпути: "Окончательную точку будет ставить суд".
Резкий поворот судьбы вряд ли стал для Николая Аксененко большой неожиданностью. Первый звонок для тогда еще, казалось бы, непотопляемого главы МПС прозвенел в минувшем июне, когда коллегия Счетной палаты обсуждала отчет аудиторов Михаила Бесхмельницына и Александра Кушнаря , проверявших железнодорожное ведомство на предмет исполнения бюджетного законодательства. Прознав, что тучи над его ведомством сгущаются, Аксененко прибыл в Счетную палату самолично в сопровождении всех своих заместителей. Казалось бы, отчаянные попытки главы МПС "договориться" с проверяющей инстанцией о смягчении формулировок отчета принесли определенный результат: доклад аудиторов был отправлен на двухнедельную доработку. Но окончательный вариант отчета получился не менее жестким. К тому же, по итогам работы проверяющих было составлено информационное письмо, которое вскоре оказалось на столах президента Владимира Путина и премьера Михаила Касьянова. После этого к проверке МПС подключились уже следователи Генпрокуратуры.
Вслед за аудиторами Счетной палаты следственная бригада установила факты финансирования центрального аппарата МПС из так называемой "черной кассы", созданной за счет отчислений из пяти целевых фондов, образованных министерством в нарушение Бюджетного кодекса. Такие фонды могут быть созданы только на основании решения Правительства РФ, однако на деле соответствующих распоряжений или постановлений принято не было. Между тем в "хитрые" фонды перечислялось до 37 прибыли железных дорог, что оборачивалось прямым ущербом для казны. Как выяснилось, в 2000 году сумма одних только амортизационных отчислений предприятий железнодорожной отрасли в нелегитимные фонды составила 52,8 миллиарда рублей: это почти столько же, сколько государство в том же году выделило МПС из бюджета страны.
"Черная касса" тратилась с размахом. Например, на коммерческий проект создания волоконно- оптических линий связи , осуществляемый компанией "Транстелеком", МПС в прошлом году потратило только за счет своего "теневого резерва" почти 5 миллиардов рублей. Между тем финансирование этого проекта уже признано нецелевым использованием бюджетных средств. Без малого миллиард рублей , аккумулированных в таинственных фондах, железнодорожное ведомство направило на материальную поддержку своего центрального аппарата. По подсчетам аудиторов, эта сумма "в 12 раз превысила бюджетные ассигнования по разделу "Государственной управление и местное самоуправление". Наличная "прибавка к зарплате" выплачивалась руководящему составу министерства в виде премий, размер которых - в зависимости от должности премируемых чиновников - колебался от 60 до 100 тысяч рублей.
Немалые средства в обход закона были потрачены МПС на улучшение жилищных условий своих топ-менеджеров. Судя по затратам, руководящему звену министерства покупались не квартиры, а целые дворцы. Так, заместителю министра Александру Касьянову родное ведомство приобрело квартирку за 886 тысяч 700 долларов. Для покупки жилья заместителю министра Владимиру Ильину МПС раскошелилось на 633 тысячи 300 долларов. Улучшение жилищных условий заместителя министра Сергея Гришина обошлось министерству, а значит, и государственной казне - в 461 тысячу долларов. В хоромы стоимостью 485 тысяч долларов въехал и начальник департамента финансов Петр Короткевич.
Железнодорожное начальство баловало себя не только дорогими квартирами, но и престижными автомобилями. Так, только в прошлом году МПС закупило для руководящего состава 13 иномарок Audi А8 на общую сумму 1,11 миллиона долларов.
Значительные нарушения были обнаружены и в сфере грузоперевозок. Президент Владимир Путин еще в начале года, во время железнодорожного путешествия из Томска в Омск, упрекнул Николая Аксененко в том, что "экспортные тарифы МПС используются проходимцами". В подтверждение этого аудиторы Счетной палаты выявили целую схему перепродажи транспортными компаниями скидок, полученных от железнодорожного ведомства. Средние размеры этих необоснованных скидок несказанно изумили даже видавших виды проверяющих. Так, в Кемеровской области льготы на экспортные перевозки угля достигли 40 процентов от установленного тарифа, кокса - 70 процентов, минеральных удобрений - 20 процентов, черных металлов - 40 процентов. Такие преференции дорого обошлись федеральному бюджету. И, напротив, близкие к МПС коммерческие структуры, занятые в сфере железнодорожных грузоперевозок, заработали на этом немалые барыши. Например, несмотря на запрет правительственной комиссии под руководством вице- премьера Виктора Христенко, МПС предоставляло значительные преференции экспедиторской компании "МТК Юнитранс", связанной прямым договором с фирмой "Финартис" , которую возглавляет сын министра Рустам Аксененко.
Как говорят в Счетной палате, даже выборочные данные проверки позволяют судить об уровне коррупции в МПС. Однако пока что отвечающий за деятельность своего ведомства министр Аксененко обвиняется только в злоупотреблении служебным положением. Это тоже серьезная статья УК, предусматривающая наказание, связанное с лишением свободы. Правда, на срок всего до трех лет. Расследование уголовного дела только набирает обороты... "