"Начался третий год, как Петербург и вся Россия пытаются приспособиться к жизни в параллельных мирах — губернском и окружном. За это время деятельность полномочных представителей президента приобрела в глазах народа более или менее отчетливые очертания, определились их сторонники и противники. Единственное, что до сих пор остается непонятным, надолго ли сей эксперимент и как из него выходить будем.
Противники нового института считают, что федеральные округа и полпреды - архитектурные излишества, естественные в процессе строительства государства. И излишества дорогостоящие, поскольку растет племя бюрократов, живущих на деньги налогоплательщика и ставящих интересы этого налогоплательщика явно ниже государственных.
Те же, кто считает появление полпредств правильным шагом, полагают, что жители округов только выиграли, поскольку обрели, наконец, настоящих заступников в борьбе с местными властями. И, отстаивая свою точку зрения, они защищают тем самым внутреннюю логику административной реформы Путина. Согласно ей, генерал-губернаторы должны были помочь президенту справиться с амбициями региональной элиты, чего не сумел сделать Ельцин. В президентском указе 2000 года перед полпредами ставились серьезные задачи. Они должны были привести региональные законы в соответствие с федеральными, обеспечить кадровую политику президента на территории округов. В конечном итоге полпреды назначались официальными проводниками политики президента внутри страны, «государевым оком». И не было вопроса, который не входил бы в их компетенцию: от национальной безопасности до социально-экономической и политической обстановки.
Однако есть и третья точка зрения. Если оценить итоги двух лет деятельности института полпредов со стороны, то нельзя не заметить главного — неоднозначности этих итогов. Невозможно, отмечая плюсы, закрыть глаза на явно отрицательные результаты. Безусловно, полномочные представители президента многое из возложенного на них выполнили. Они привели в соответствие с Конституцией Российской Федерации большую часть местных законов. И пусть не все законы центра лучше тех, что приняты и действовали на местах, но единообразие в любом случае рациональней. В какой-то степени полпредам удалось приблизить регионы к центру, укрепив работу филиалов федеральных министерств и ведомств, контролируя кадровый вопрос. Но - и весьма существенное «но» — не все полпреды ограничиваются естественной ролью инспекторов, как это делали в свое время представители президента в субъектах федерации.
Некоторые генерал-губернаторы смотрят дальше - они пытаются продемонстрировать, что
округа имеют больше самостоятельности и веса, нежели это понимается обществом. Создаются окружные программы экономического развития, призванные доказать хозяйственную самодостаточность округов. И, действительно, при желании можно смоделировать процессы роста экономики, например, Северо-Запада, без участия Центра. А контроль над экономическими перспективами одного из самых динамичных регионов России - это уже серьезно. Правда, подобные центробежные тенденции пока только намечаются, но совершенно недвусмысленно угадывается и реакция на такую самодеятельность самого президента. Брать суверенитета, сколько возможно, он вряд ли позволит. Путин на грабли Ельцина наступать не собирается.
Впрочем, активность полпредов объясняется скорее всего другими причинами. Не стремление к сепаратизму, а кризис развития толкает их на поиски чего-то нового. Проблема перспектив, а также наделение ясной компетенцией всех окружных структур- вот насущная необходимость. После двух лет работы полпредам нужно ясно понимать, куда идти и в каком темпе. Сам факт широкого подведения итогов двухлетней деятельности, обнаруживший не слишком много очевидных достижений, обязывает к развитию.
А что могут предложить полпреды? На ближайшее время у каждого остаются свои локальные цели: у Кириенко — передел собственности, у Черкесова — борьба с петербургским губернатором Яковлевым, у Казанцева— чеченские проблемы. Но это все, что называется, «текущий момент». И этого мало для того, чтобы называться административной реформой и частью вертикали власти. Сохранение невнятного, инертного положения опасно для самого института полпредств, который в итоге может быть упразднен породившим его президентом.
То, что полпредства - не вечны, говорят уже все больше аналитиков. Во многих материалах, появившихся по случаю двухлетия института полпредства, заявлялось, что в их нынешнем виде полномочные представительства скорее всего просуществуют до 2004 года - то есть до президентских выборов. За оставшееся до выборов время Кремль планирует провести законодательное упорядочение распределения функций и ответственности между разными уровнями власти. А вот что будет после 2004 года? Весьма вероятно, что Кремль откажется от окружного деления страны - и полпреды окажутся не у дел.